0
3391
Газета Политика Интернет-версия

03.03.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Утопия "адаптации и интеграции"

Михаил Ремизов

Об авторе: Михаил Витальевич Ремизов – президент Института национальной стратегии.

Тэги: мигранты, фмс, политика


В качестве одного из главных направлений Концепции государственной миграционной политики до 2025 года значится «содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда». То есть, по сути, практически всех без разбора (поскольку сам факт трудовой деятельности мигранта – уже вполне достаточное свидетельство его «востребованности на рынке труда»). Проблему низкого качества миграционного притока, как уже было сказано, планируется решать за счет усиленных мер адаптации и интеграции мигрантов (в первую очередь из Средней Азии).

Очевидно, чтобы быть эффективными, эти меры должны быть весьма масштабными. В ФМС это понимают и подчеркивают, что опыт запущенных в 2013 году пилотных центров адаптации будет усиленно тиражироваться по всей стране. Учитывая, что на данный момент какие-либо обязательства по адаптации и интеграции мигрантов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления не предусмотрены, ФМС России поручено подготовить и внести в правительство РФ проект федерального закона по адаптации и интеграции мигрантов, который исправит этот пробел.

Иными словами, мы предполагаем взять на себя бремя образования и воспитания значительной части населения слаборазвитых стран к югу от наших границ, с тем чтобы получить рабочую силу более высокой квалификации. Притом что уровень социализации и профессиональной адаптации собственного населения страны оставляет желать лучшего.

Спрос на «рабочие специальности» сегодня подчас выше, чем предложение. Однако решение этой проблемы лежит в области политики образования и социализации граждан России, а не миграционной политики. Исключение среди стран СНГ могут составлять мигранты из Белоруссии и Украины, которые имеют примерно тот же уровень социальных/профессиональных компетенций и культурных навыков, что и местное население. В целом же для подготовки квалифицированных кадров, востребованных промышленностью, необходимо развитие системы базового и дополнительного профессионально-технического и инженерного образования, обучения и переобучения кадров (в том числе в рамках внутрикорпоративных программ). Восстановление системы профессионально-технического образования и повышение престижа рабочих и инженерных специальностей среди российской молодежи, безусловно, потребует определенных усилий со стороны государства и общества. Но эти задачи могут быть выполнены меньшими средствами и, главное, с куда большей пользой и большими шансами на успех, чем обучение и воспитание «за счет принимающей стороны» миллионов мигрантов из Средней Азии.

Не вселяет оптимизма и европейский опыт адаптации и интеграции иммигрантов. Точнее – определенных когорт иммигрантов (преимущественно из мусульманских регионов). При значительном объеме усилий и средств, направляемых на эти цели, уровень их интеграции со временем снижается, а не возрастает. Причина – в коллективных стратегиях адаптации (плотные социальные связи в рамках общины), за счет которых поддерживается постоянная дистанция между общиной и окружающим обществом, плюс экономическая основа «гетто» в виде различных форм социальных пособий (гарантированный прожиточный минимум освобождает от необходимости выходить за рамки общины, бороться за интеграцию в личном качестве).

При этом общее качество институтов, отвечающих за социальную интеграцию, в западноевропейских странах выше, чем в России. Поэтому странно рассчитывать на то, что в нашем случае результат будет лучше.

Понятно, что в России нет и не предвидится европейского уровня социальной поддержки для вчерашних гастарбайтеров и их потомков. Однако абсолютно аналогичную роль в смысле экономического стимулирования геттоизации играет и будет играть в дальнейшем высокая доля теневого и криминального сектора в экономике. Участие в «этническом бизнесе», полулегальном или прямо криминальном (точно так же, как гарантированный прожиточный минимум в европейском варианте), делает оптимальной социальной траекторией для иммигрантов и их потомков образование своих сообществ и продвижение в их рамках.

Со стороны разного уровня официальных лиц часто звучат заявления о том, что в России нельзя допустить формирования этнических анклавов. Это звучит крайне странно на фоне того, что таковые уже существуют, расширяются и не встречают серьезного противодействия со стороны государства. То, что их существование не всегда выражается в компактном расселении (хотя все чаще встречаются и такие случаи), не столь важно. Важно само существование этнических сообществ с высокой плотностью внутренних социальных связей.

Многие этнические мигранты едут не вообще в Россию, а во вполне конкретные принимающие сообщества, устроенные иерархически, имеющие разнопрофильные виды деятельности, связи и интересы. В том числе возможности трудоустройства мигрантов и социального контроля над ними. Собственно именно эти сообщества и являются неформальными организаторами нелегальной и легальной (правовой статус в данном случае не так важен) иммиграции в РФ. В своем ядре эти принимающие структуры далеко не всегда моноэтничны. Но почти всегда – монорелигиозны.

Иными словами, мусульманский иммигрант с высокой вероятностью будет адаптироваться не в специальных центрах ФМС, а в мусульманских сообществах.

Чем выше будет «валовой» объем миграции из южных регионов постсоветского пространства, тем больший вес будут набирать эти теневые сообщества, уже сегодня становящиеся питательной средой для распространения радикально-исламистских идей.

Если наше общество идет на такие риски во имя восполнения мнимого дефицита рабочих рук, то лекарство может оказаться хуже болезни. Безусловно, по отдельным секторам занятости может возникать потребность в концентрации трудовых ресурсов извне. Но акцент должен быть сделан на контролируемую временную миграцию, основанную на принципах оргнабора в странах выезда по предварительному запросу работодателей. Приоритетом в сегменте массового труда иностранных граждан должно стать создание прозрачной системы рекрутинга рабочей силы (причем не обязательно в странах СНГ) и режима подконтрольного пребывания мигрантов в стране под ответственность работодателя, а не параллельной мигрантоориентированной системы социализации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
975
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
811
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
958
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
646

Другие новости