0
3425
Газета Политика Интернет-версия

10.04.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Реформа МСУ приблизит муниципальную власть к народу

Владислав Букетов

Об авторе: Владислав Олегович Букетов – вице-спикер Новгородской городской Думы.

Тэги: закон, местное самоуправление, реформа


kb2.jpg

В 2013 году в стране незамеченным прошел 10-летний юбилей 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Документ положил начало глубоким преобразованиям в этой сфере общественных и экономических отношений.

Реформа местного самоуправления, анонсированная президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию, станет одной из главных политических тем в 2014 году,

Градус дискуссий вокруг предстоящей реформы муниципального самоуправления недвусмысленно свидетельствует о том, что на самом деле единого мнения о том, какова конечная цель федеральной реформы, в обществе не сформировалось. Большинство споров в той или иной степени касается вопроса о сохранении либо отмене прямых выборов мэров.

Однако, на мой взгляд, хозяйственная составляющая назревающих перемен куда важнее политической. Камень преткновения не в том, кого избирать и кого ставить к рулю. А в том, чтобы местное самоуправление стало ближе к людям и работало с высокой степенью эффективности. Именно эту задачу необходимо решать в первую очередь, чтобы процесс перезагрузки власти на местах не превратился в отчетный спектакль для Кремля.

Так, реформа властных структур на местах в период с 2003 по 2009 год вытащила на свет божий глубокие системные недочеты, и не в последнюю очередь – финансово-экономические. Кроме того, были выявлены институциональные недостатки. Анализ показал, что основные «прорехи» устройства муниципального самоуправления присутствуют на так называемом втором уровне. Суть проблемы в том, что по Федеральному закону №131 была сформирована двухуровневая система МСУ. На первом уровне оказались городские и сельские поселения. Они же являются территориальной составляющей муниципалитетов второго уровня – муниципальных районов. Кроме того, наряду с этим функционируют городские округа, к которым обыкновенно относятся средние и крупные города. Эти округа параллельно исполняют роль и поселений, и районов.

В чем ущербность такой системы?

По мнению председателя комитета депутата Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Вячеслава Тимченко, главная беда в том, что отсутствие первого уровня муниципалитетов очень часто приводит к полной потере связи между населением и городской властью. Соглашусь, это действительно так. Простой пример: в крупном городе с населением более миллиона один депутат городского законодательного органа представляет от 45 до 70 тыс. избирателей. Для сравнения: такое количество народа проживает в небольшом российском городе. Реально ли, чтобы народный избранник за время действия своих полномочий встретился хотя бы с половиной населения? А если учесть, что в мегаполисах на протяжении последних лет реализовалась так называемая пропорциональная система выборов, то между депутатом и народом получалась «дистанция огромного размера».

Отсюда практически не контролируемая обществом городская власть зачастую злоупотребляла нецелевым использованием бюджетных средств, вольничала в сфере приватизации городского имущества, а эффективность ее в итоге сводилась к минимуму. Налицо острая необходимость в кратчайшие сроки ликвидировать дистанцию между властью и населением.

Каким образом реформа муниципального самоуправления может стать катализатором той самой демократизации власти, о которой сегодня столь много рассуждают в обществе? И как она обеспечит прозрачность процессов во властных структурах для избирателей?

Простая логика подсказывает: в условиях сохранения прямых выборов мэров расширение демократической базы и контроль над деятельностью власти население может осуществлять через своих представителей – депутатов.

С этой целью необходимо расширять полномочия законодательных органов городских округов, параллельно оптимизируя сферу деятельности мэров. Депутаты должны принимать участие в формировании структуры исполнительной власти городского округа, влиять на решение кадровых вопросов.

Введение обязательного согласования с депутатами кандидатур высокопоставленных чиновников, от компетентности которых напрямую зависит качество жизни горожан, не только обеспечит прозрачность работы властных структур, но и повысит ответственность назначенцев перед населением. Главная задача и народных депутатов, и муниципалов – через расширение форм взаимодействия представительной власти с исполнительной максимально приблизить муниципалитеты к народу.

Это на самом деле не новшество. Так, кандидатуры заместителей губернаторов и в некоторых субъектах Федерации утверждаются региональными парламентами. Почему бы не применить опыт и к муниципалитетам? Иными словами, городской парламент может стать той самой коммуникативной площадкой, на которой муниципалитет и горожане смогут наконец услышать друг друга. И в этом случае муниципальная власть имеет шанс реально стать полноценным органом местного самоуправления.

Депутаты совместно с исполнительной властью будут нести ответственность перед избирателями за все действия, какие предпримет муниципалитет. Самая правильная форма демократии – когда парламентарии качественно представляют интересы населения перед административными инстанциями и выступают гарантами качественной работы властных структур. Это и есть серьезный шаг к решению главной задачи реформы муниципального самоуправления, озвученной главой государства, – к максимальному приближению муниципальной власти к народу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1198
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3186
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1798
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2134

Другие новости