0
5593
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. В информационном зазеркалье

Антон Рамов

Об авторе: Антон Стефанович Рамов – специалист франко-российского аналитического центра «Обсерво» при Франко-российской торгово-промышленной палате.

Тэги: сми, закон, яндекс, информационная война, украинский кризис


сми, закон, яндекс, информационная война, украинский кризис Фото Reuters

История с компанией «Яндекс», которую удостоил вниманием в своем общении с нацией не кто иной, как президент России, во всех отношениях показательна. Вроде поисковик, а вроде и СМИ, заметил Путину искушенный блогер. Вопрос состоял в том, считать ли «Яндекс», топ-5 новостей на главной странице которого ежедневно просматривает колоссальная аудитория, СМИ или нет. И накладывать ли, таким образом, предписываемые законом обязательства.

С точки зрения самой компании, безусловно, нет, так как подборку новостей генерирует программа, робот, и она не более чем отражение российского медиапространства. С другой стороны, доказать невиновность и непредвзятость этого робота очень просто – достаточно зайти на его украинское «зеркало» yandex.ua. Сайт вроде бы сделан абсолютно под копирку российской версии – все на русском, те же пробки с баллами (поменьше), та же погода (потеплее), телепрограмма (похожа) и курс гривны (тоже не очень). Но только здесь топ-5 украинских СМИ, сформированный знаменитым роботом, – это новости из зазеркалья: ополченцы превращаются в террористов, каратели – в бравых солдат, НАТО – в стратегического партнера, а президент Путин – в непечатное слово. Крым на карте помечен по-прежнему как украинский.

В информационной войне снаряды – слова, и они даже имеют численное выражение. Приведем несколько занимательных цифр – частотность словосочетаний при строгом поиске Google: «Российские агрессоры» – 14,9 тыс.; «Киевская хунта» – 796 тыс.; «Карательная операция на Украине» – 127 тыс.; «АТО в Украине» – 737 тыс.; «Укропы» – 725 тыс.; «Колорады» – 373 тыс. Конечно, информационные войны начались не в XXI веке и удивляться здесь нечему. Можно вспомнить и об одной из предыдущих крымских кампаний (где юный граф Толстой вместе со снарядами получал материал для «Севастопольских рассказов»), когда английские газеты писали о зверствах русских, добивающих тонущих турецких солдат. Не будем говорить о фашистских листовках, которые Люфтваффе щедро разбрасывали на не желавших подчиниться территориях и за чтение которых советским гражданам грозил расстрел. Или хотя бы всего два десятилетия назад произошедший геноцид в Руанде, когда по местному радио журналисты называли тутси «тараканами», чем весьма способствовали их обильному уничтожению.

Поразительно другое – то, что с книгопечатанием, радио, телевидением, а теперь и Интернетом информированность людей по-прежнему находится в зачаточном состоянии и они продолжают с удовольствием верить самым нелепым слухам и очевидной лжи. Даже «Википедия» – ну уж, казалось бы, главная энциклопедия XXI века, откуда щедро черпают информацию почти все, – представляет совершенно разные версии событий, давно ушедших в прошлое, стоит только сравнить, скажем, историю Грузии начала века на русском и украинском языках (толкования сводятся к двум популярным ныне словам «присоединение»/«аннексия»).

Поток взаимной ненависти и оскорблений неизменно приводит к примитивизации дискурса, к вопиющему упрощению  и, наконец, просто к грубым фактическим ошибкам, которые делают самого выступающего не просто нелепо смешным, а безобразно безграмотным. Президент Обама рассказывает о территориальных потерях европейской части России в XIX веке; Савик Шустер, несколько раз клятвенно заверив телезрителя, что будет говорить правду и только правду, заявляет, что Збигнев Бжезинский – экс-госсекретарь США; корреспондент ведущего европейского телеканала в прямом эфире из Брюсселя после заседания Европарламента совершенно серьезно утверждает, что после аннексии Крыма Украине необходимо оказывать помощь, поскольку она лишилась «выхода к Черному морю» (sic!).

Эксперт на страницах российского журнала с английским названием пишет, что санкции изолируют Россию от «цивилизованного мира». То есть Китай, Индия или Иран с их тысячелетними цивилизациями – варвары? Да что говорить, создаются специальные сайты, посвященные разоблачению (бандеровской/путинской – нужное подчеркнуть) пропаганды. Солидные издания закрывают комментарии к статьям «в связи с обострением общественно-политической обстановки», ограничивая их хождение соцсетями. Там пишут с большей или меньшей долей красноречия и сарказма, согласно отпущенным свыше талантам. Сочиняют гротескные образы, изрыгают на оппонентов осколки расщепленных семантических ядер («укропы», «даунбасс» и т.д.).

Мы с украинцами живем в разных мирах, в информационном зазеркалье. Но что же происходит в головах у людей, как же в них помещаются настолько противоречивые картины мира? Ведь сознание человека  – это в конце концов не ящик с котом Шредингера, который одновременно и жив, и мертв. Нельзя ездить на поденную работу в Россию и одновременно ратовать за антироссийский курс своей страны на главной площади города. Психиатры называют такое явление когнитивным диссонансом. Что украинцы будут делать с Гоголем, который был до мозга костей украинец, но писал на русском языке? Неужели они по-прежнему аплодируют Саакашвили, которого на родине вполне себе демократически избранное и признанное всем коллективным Западом правительство (отнюдь не пророссийское) официально объявило в международный розыск? Может ли человек в здравом уме поверить, что в Украине, ВВП на душу населения которой стал ниже албанского, будет 1 тыс. евро пенсия и 2 тыс. евро зарплата? А ведь и с такими плакатами стояла молодежь в Киеве зимой этого года. Неужели они не понимают, что даже – по общему мнению, благополучно вписавшимся в ЕС – полякам (католикам, пишущим на латыни) такие показатели благополучия и не снились?

Не стоит людей считать стадом. Да, русский, российский народ (впрочем, как и украинский) доверчив, наивен, склонен к фантазерству и прожектерству. Склонен к всеобъемлющей (тоталитарной, если хотите) картине мира без полутонов, к крайним противоречиям: если пить – то до потери сознания, если в космос – то первыми, если оборона – то Сталинград, если украинцы с Европой – то против нас. Однако не следует забывать, что далеко не все можно внушить людям, по крайней мере на длительное время. Народ, так или иначе, нутром чует, где брехня, а где правда. Невозможно доказать русским, что украинцы враги, равно как и заставить украинцев навсегда поверить, что источник всех их бедствий – восточный сосед. Пена, взбитая медийным кликушеством, исчезнет «як роса на сонці», ведь ненависть не только ослепляет, но и оскопляет: она бесплодна, из нее даже на черноземных землях ничего вырасти не может. Тогда наконец кривое зеркало разобьется и Россия  с Украиной будут смотреть не в его осколки, а в родные глаза друг друга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
687
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
605
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
493

Другие новости