Президент о предстоящей модернизации сообщил на юбилейном вечере Верховного суда. Фото с официального сайта президента РФ
Президент Владимир Путин заявил о новом этапе модернизации правосудия. Он поддержал разработанную Верховным судом (ВС) РФ реформу, направленную на то, чтобы гарантировать гражданам страны эффективную судебную защиту. Судьям предполагается дать больше прав, но и спрашивать с них строже. Например, ВС уже готовит законопроект, который станет определять, какие ошибки судей можно считать таковыми, а какие являются проступком.
На торжественном собрании в честь 95-летия со дня основания ВС Путин рассказал об изменениях в работе судебной системы. По его словам, «подготовлен целый ряд законодательных поправок, которые касаются как процессуальной, так и организационной форм судебной деятельности». К примеру, президент сообщил о намерении освободить прежде всего председателей судей от несвойственных им хозяйственных функций и организационных полномочий. Они должны быть переданы администраторам судов.
Зато дополнительными полномочиями планируется наделить помощников судей – в частности, правом подготовки проекта судебного решения. «Не секрет, что из-за высокой нагрузки на судей это уже давно стало практикой. При этом, конечно же, помощники должны обладать надлежащей квалификацией и опытом», – предупредил Путин.
Речь идет также о введении новой формы дисциплинарного взыскания для судей – понижении их квалификации. Это должно повысить их ответственность и удержать от возможных нарушений законных процедур. Современный судья, по словам президента, должен быть примером порядочности и независимости.
Как раз сейчас ВС готовит законопроект, который уточнит критерии привлечения судей к ответственности, отделив ошибки от проступков. По словам секретаря пленума ВС Виктора Момотова, это станет шагом «на пути совершенствования института дисциплинарной ответственности судей». А глава ВС Вячеслав Лебедев подчеркнул, что есть и другие инициативы, которые пока не вынесены на широкое обсуждение, – в том числе об ограничении сроков полномочий председателей судов, которые не смогут занимать должность более четырех лет и свыше двух сроков подряд.
Председатель Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев полагает, что на сегодняшний день ВС успешно справляется с поставленной ему задачей. Он отметил результаты по выработке единой судебной практики и внедрению современных технологий в судопроизводство. «Также ВС провел серьезную работу по борьбе с волокитой и долгими сроками рассмотрения», – заявил Груздев. Он пояснил, что следствием этого является высокий уровень доверия общества к судебной системе, о чем свидетельствует постоянный рост числа гражданских дел: «В год их рассматривается около 12 млн. Люди привыкают использовать правовые механизмы для решения споров и конфликтов – и это результат деятельности Верховного суда».
По словам адвоката Романа Романова, нынешняя загруженность судей превышает любые допустимые пределы. В таких условиях, подчеркнул он, даже самые опытные судьи совершают ошибки. Романов сказал, что нынешний контроль над обоснованностью судебных актов малоэффективен – даже если вышестоящая инстанция и установит нарушения, «оценки действий судьи на предмет его квалификации не происходит». Разделение судебных нарушений на ошибки и проступки он назвал правильным хотя бы потому, что «пострадавшие лица получат серьезный инструмент для заявления притязаний по компенсации причиненного ущерба из федерального бюджета».
Председатель исполнительного комитета подмосковного отделения АЮР Михаил Зюзьков рассказал, в каких случаях судью стоит наказывать санкциями и лишать полномочий. Например, если он или умышленно допустил ошибку в пользу какой-либо из сторон, или в целом плохо знает законодательство и судебную практику. «Если человек выбрал путь судьи, он должен обладать самыми высокими нравственными и моральными качествами, быть выдающимся профессионалом своего дела, лучше, чем обычные юристы, разбираться с тонкостями законодательства и постоянно повышать свой профессиональный уровень», – подчеркнул Зюзьков.
А вот адвокат Денис Фролов полагает, что такой законопроект ВС полезен лишь в теории – четкие определения критериев поступка и ошибок действительно могли бы решить многие спорные ситуации. Однако на практике, указал эксперт, эти нормы вряд ли будут работать: «Самая главная причина тому – отсутствие независимости судей, в которую входит и свобода внутреннего убеждения, в соответствии с которым выносится решение. Далеко не всегда такое усмотрение можно различить с ошибкой. Однако при широком применении такого института он может стать инструментом давления на судей, что негативно скажется на судебной системе, которая и без того страдает от отсутствия объективности». Помимо этого, говорит Фролов, судей сложно привлечь к ответственности и при наличии оснований, так как это очень закрытая система, которая редко допускает вмешательство извне.
комментарии(0)