0
1303
Газета Православие Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Преждевременный триумфализм

Владимир Семенко

Об авторе: Владимир Петрович Семенко - член исполкома Союза православных граждан.

Тэги: церковь, христианство


В последнее время в выступлениях многих церковных иерархов, проповедников и т.д. звучит плохо скрываемое торжество. "Мы победили, - громогласно провозглашается с амвона, - наши мученики вместе с нами (или мы вместе с нашими мучениками) одолели левиафана - безбожное государство, и теперь ничто уже не мешает триумфальному шествию нашей Церкви по русской земле. Если уж большевики не устояли перед нами, то кто устоит?!".

При этом, конечно, признается, что окружающий нас мир, и Россия в частности, все еще отнюдь не воцерковлен, и задача его приведения ко Христу по-прежнему неимоверно трудна, но признается как-то так, между прочим. Главный же упор делается на мысли о "православном возрождении", на том, что традиция реально восстанавливается, земная Церковь вновь торжествует, что, по мнению многих, настолько очевидно, что не подлежит какому-либо сомнению. Если окружающий нас безбожный и в лучшем случае равнодушный, а то и враждебный по отношению к Церкви мир (к которому вообще-то реально принадлежит большинство так называемых "россиян") не понимает этого, то тем хуже для мира.

Этот триумфализм многих из тех, кого причисляют к высшему священноначалию, в официальной обстановке, конечно, встречает полную поддержку и понимание и других представителей церковного бомонда, а также околоцерковных "патриотов" и светской власти. В кулуарах, однако, идут другие разговоры. Многие из тех, с кем доводилось сиживать на полуподпольных христианских семинарах середины 80-х и кто не умер, не эмигрировал и не маргинализировался в фундаменталистском или радикально-либеральном духе, единодушно подтверждают, что, за исключением отдельных монастырских или приходских общин, духовная атмосфера в целом в нашей Церкви отнюдь не улучшилась, а местами стала едва ли не хуже. Крайняя политизация, взаимная нетерпимость, частая подмена веры идеологией (а не просто видение часто опосредованной связи определенной религии и определенной идеологии и социокультурных типов), отсутствие серьезных богословских знаний (и нежелание учиться, получать такие знания), "приход и уход" из храма по воскресеньям и праздникам вместо подлинной общинной жизни, обрядоверие, оторванность высшей иерархи от рядовых священников и мирян - все эти и другие родимые черты нашей церковной реальности много раз констатировались и обличались, причем сами обличители нередко перехлестывали (и перехлестывают) через край, теряя столь необходимую в таком тонком деле меру духовной трезвости. Для каждого непредвзятого и грамотного исследователя вполне очевидно, что реальное качество нынешнего православного "возрождения" таково, что по всем основным параметрам мы стоим не выше, а гораздо ниже не чуждой прелести, но необычайно творческой, динамичной и в конечном счете весьма плодотворной эпохи начала ХХ века.

Интересно, что отсутствие мажорных настроений характерно абсолютно для всех, с кем приходится вступать в доверительную и, так сказать, чисто человеческую беседу, независимо от каких-либо идеологических различий и часто весьма непростых отношений между ними - и для "фундаменталистов" ("интегристов" по-западному), и для "либералов", и для умеренных консерваторов. И, хотя в нашей Церкви немало живых и творческих сил, хотя чувствуется, несомненно чувствуется (и часто весьма сильно), что, несмотря на страшный погром ХХ века, традиция отнюдь не прервана (она, по обетованию Господню, и не может быть прервана, потому что питается благодатью), ясно, что открывшиеся в конце 80-х - начале 90-х уникально благоприятные внешние условия для подлинного церковного возрождения использованы не в полной мере и не всегда так, как хотелось бы.

Если в начале ХХ века религиозный ренессанс был мощным духовным потоком, опиравшимся и на основу, заложенную исихастским возрождением ХIХ века, и на традиции великой русской литературы, и, наконец, на особое положение Церкви в православно-монархическом государстве (и все это тем не менее не предотвратило духовного срыва в революцию и мгновенного отпадения от Церкви по меньшей мере 40% формально православного населения), то ныне можно скорее говорить о пробивающихся сквозь толщу постсоветской дикости маленьких ручейках. Многие из тех, кто в немалой степени трудится для этого, признают, что большая часть нынешних внешних успехов РПЦ объясняется отнюдь не усилением ее внутреннего потенциала, но просто-напросто снятием внешних запретов, что позволило всегда существовавшим под их спудом силам выйти на поверхность. Думается, что этот потенциал чисто внешнего возрождения для РПЦ к настоящему времени практически исчерпан.

Одна из серьезнейших проблем для нашей Церкви в настоящее время, как представляется, - это отсутствие адекватного видения и понимания окружающей нас объективной реальности большинством высшего клира РПЦ, без чего невозможно рассчитывать и на преобразование этой реальности в нужном для нас русле. Все, что сделано нового и плодотворного за эти годы, сделано ведь в основном за счет энтузиазма отдельных одиночек (как из духовенства, так и из мирян) и целых общин, но отнюдь не за счет какой-то целенаправленной работы, планируемой и осуществляемой из Чистого переулка или из ОВЦС. Часто иные из архиереев, пребывающие в блаженно-пассивном неведении, при этом полном торжествующего триумфализма по поводу "наших успехов" (и оттого еще более блаженном), искренне удивляются, когда узнают о реальных проблемах и противоречиях нашей церковной жизни. Оно и понятно: какие реальные церковные проблемы могут возникнуть во время архиерейского богослужения или за чаем с губернатором, где выстраиваются "неформальные отношения" с властью?! Чем общаться с активной частью своей паствы, всегда полной какого-то подозрительного энтузиазма, каких-то опасных прожектов, из которых Бог знает, что еще выйдет, да к тому же еще не чуждой склонности постоянно выходить за рамки привычного шаблона, - куда как приятнее лишний раз заглянуть на чаек к властям предержащим, где все так привычно и понятно - и прошлое с номенклатурно-советским воспитанием, и расплывчато-"державное" мировоззрение, и, так сказать, ментальность. Обычный мотив - не скажу, чтобы всех, но многих из числа высшего епископата в отношении к каким-либо инициативам снизу: "как бы чего не вышло". Если уж что-то делать "по нашему благословению" - так уж под полным нашим (вполне в советско-номенклатурном духе понятым) контролем. А в клетке, как известно, хороший соловей не поет.

Менее всего хотелось бы, чтобы меня поняли так, что я проповедую что-то в радикально-либеральном духе, выступая за полную автономию церковных общин и приходов от своих епископов. Такое принципиально невозможно и вредно в той экклезиологической логике, в которой живет наша Церковь. Напротив, я сторонник качественно иной, более живой и творческой связи епископов с народом и рядовыми пастырями. Отсутствие или чисто формальный характер ее содержит в себе корень очень многих проблем. Главное здесь заключается в том, что активные в религиозном плане люди, полные религиозного энтузиазма, которые в перспективе как раз и могли бы стать той закваской, без которой не всходит тесто церковного возрождения, в период своего первоначального вхождения в Церковь часто не обладают достаточно просветленным сознанием, и в этот момент их подстерегают весьма опасные искушения. Часто в силу своей еще малой духовной опытности и богословской образованности они легко поддаются соблазнам всевозможных уклонов, заблуждений и подмен, имеющих, конечно же, духовную природу, которые должно трезво и непреклонно изживать под надежным и опытным руководством. Порой таковым оказывается и сам пастырь. Тут-то и необходима четко налаженная система "обратной связи" со своим епископом, зачастую полностью отсутствующая. Вместо того чтобы каждодневно, компетентно и эффективно осуществлять свое учительное служение, многие из епископов склонны питаться мечтой решить все проблемы за счет очередного "конкордата" с каким-нибудь министерством. Светская власть, пусть и абсолютно внутренне неправославная, какие бы заявления ни делались, оказывается им гораздо ближе своей, грешной и мятущейся в поисках Бога и правды, паствы. В итоге многие из активных мирян, да и кое-кто из священников, натыкаясь при обращении "наверх" на глухую стену равнодушия и непонимания, в лучшем случае создают всякого рода внутрицерковные группировки с радикально-либеральным или фундаменталистским уклоном, каждая из которых в глубине души считает подлинной Церковью только себя, а всех остальных - еретиками, пребывающими в прелести, в худшем же - вообще уходят в иные конфессии и религии, а то и в секты. Так мы теряем людей, которые, если бы с ними вовремя вдумчиво и чутко, пастырски грамотно поработали, могли бы быть лучшими из нас. Затем начинаются внутрицерковные конфликты и "борьба с сектами". (Которые существуют и представляют опасность, конечно же, помимо вышеозначенной проблемы, но весьма часто набирают новых адептов из числа потенциальных православных, вовремя не понятых и не принятых, не направленных в нужное русло официальной Церковью).

В свое время великий русский православный мыслитель Иван Ильин писал, что любая человеческая организация складывается из двух начал - "корпорации" и "учреждения" при преобладании того или другого. В этом плане Церковь, мистически являющаяся Телом Хрисовым и в силу этого имеющая богочеловеческую природу, является, конечно, корпорацией по преимуществу, в которой, как во всякой корпорации, имеется своя иерархия служений. Церковь, по природе своей связанная с Христом через таинства и христианскую духовную жизнь, в принципе не может строиться как чисто человеческое учреждение, где все проблемы решаются формальными указами, подготовленными канцелярией. Христос ведь, когда проповедовал и учил, не издавал указов, а ученики Его в миссионерских путешествиях не разъезжали на колесницах. Сам собой не может быть реализован ни один, самый правильный, указ и ни одна, самая содержательная, программа.

Типичными примерами печальных последствий страусиной политики высшего епископата является ситуация вокруг братства о. Георгия Кочеткова и настроения вокруг проблемы пресловутых ИНН. В мою задачу в данном случае не входит подробный анализ самих этих проблем, чем я отчасти занимался в своих предыдущих работах (см. мою книгу "Время Церкви". М., 1998 и др.). Но как журналист, профессионально занимающийся церковной проблематикой, я хочу, чтобы в Священном Синоде знали: эти настроения к настоящему моменту отнюдь не преодолены, возможный (хотя и не неизбежный при грамотной работе) раскол подспудно тлеет, вплоть до обвинения Святейшего Патриарха и членов Синода в вероотступничестве, причем обвинения эти раздаются из уст людей, претендующих на звание духовников и старцев. "Кочетковская" же ситуация вообще до сих пор никак не разрешена, причем обе стороны конфликта абсолютно искренне считают себя правыми. Ясно, что обе проблемы могли бы быть в свое время успешно решены с гораздо меньшей "кровью", если бы в РПЦ велась целенаправленная научно-аналитическая работа по таким, к примеру, вполне актуальным для церковной политики направлениям, как социология религии, социальная психология верующих и "околоправославных" слоев населения, политология, информационные технологии и т.д. и т.п. Между тем любые предложения по организации в РПЦ хотя бы небольшого НИИ подобного профиля встречают полнейшее непонимание, а то и испуг. И это на фоне целой Академии наук, имеющейся у Ватикана! При такой косности и полнейшем нечувствии хотя бы самой необходимости изучать реалии современного мира, что уж тут сетовать на сугубо "оборонительный" характер нашей церковной политики!

Не раз уже говорилось о том, что ныне существующая система синодальных учреждений, будучи наследием советских времен, морально устарела и ее необходимо срочно менять. В РПЦ до сих пор нет ни политико-правового, ни информационно-аналитического управления, нет, несмотря на все попытки его создать, официального союза православных журналистов. Пока не получило (думаю, что и не получит) официального статуса молодежное движение, чей съезд с такой помпой был проведен недавно в зале церковных соборов. А если так, то зачем было его и проводить? Пора бы нам всем усвоить простую истину: пиар - отдельно, проповедь - отдельно. А внутренние противоречия между тем подспудно обостряются, внешние опасности усиливаются┘ И сидя на пороховой бочке всевозможных проблем, вряд ли уместно петь дифирамбы самим себе или ждать их от других: они ведь все равно не спасут от взрыва┘

Давно уже продекларировано вслед за Антоном Карташевым, что в условиях, когда государство является принципиально секулярным, и, стало быть, традиционная православная "симфония" уже более невозможна, необходимо перестать уповать на доброго царя, который, как Deus ex machina, вдруг явится и решит за нас все проблемы (тем оправдывая свою пассивность) и в принципиальном плане ставить вопрос о "симфонии" священства и православной общественности, могущей (и должной!) стать мостом между сакральным ядром Традиции и внешним, подлежащим христианизации и воцерковлению миром. До сих пор, однако, наш голос плохо воспринимается в высших церковных "сферах", Поместный Собор не созывается, и конца этому "бесконечному тупику" пока, увы, не видно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1542
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3963
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2197
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2474

Другие новости