0
1930
Газета Православие Интернет-версия

11.12.2001 00:00:00

Православные американцы: кто они?

Тэги: православие, церковь, американец


ТРЕТЬЕГО декабря 2001 года в Москву с визитом прибыл предстоятель Православной Церкви в Америке (английская аббревиатура - OCA), митрополит всея Америки и Канады Блаженнейший Феодосий. Это дает хороший повод поговорить об этой религиозной организации, о ее истории и месте в современной религиозной жизни.

Православная вера пришла в Северную Америку в 1794 году, когда на Аляску (тогда еще российскую) прибыла группа русских иноков из Валаама. Они построили церковь на острове Кадьяк и окрестили в ней немало аборигенов. Вскоре у американского православия появился и свой первый мученик - иеромонах Ювеналий, убитый язычниками-индейцами в 1795 году.

В качестве ревностного проповедника Северной Америки особенно прославился старец Герман, успешно занимавшийся миссионерской деятельностью в течение 40 лет.

Любопытно, что в конце XIX - начале XX веков православных американцев возглавлял архиепископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Еще тогда он пришел к выводу о необходимости предоставления Американской Церкви статуса автономии или автокефалии. По мнению известного историка российского зарубежья Михаила Назарова, эта идея оказалась нереализованной в результате Октябрьского переворота, точнее по инициативе русских эмигрантов, "не желавших рвать связь с Россией и затормозивших этот процесс".

В конце позапрошлого века православная паства Америки пополнилась многими католиками восточного обряда, чему в немалой степени способствовало само католическое духовенство, не желавшее видеть в своих рядах женатых священников восточного обряда. Так, архиепископ Сент-Польский Джон Айерленд отказался принять отца Алексиса Тота из русинской католической общины в Миннеаполисе потому, что он был вдовцом. В ответ Тот вместе со своими прихожанами перешел в православие. Им было создано 17 приходов, в которых окормлялись православные русины (в 90-х годах прошлого века его канонизировали).

Огромное впечатление на православных американцев оказали гонения на веру в Советской России. Немало ужасающих сведений им сообщили русские эмигранты. Исходя из своего неприятия атеистического безумия и сомневаясь в независимости Церкви в России, Американская Церковь объявила себя временно самоуправляющейся.

Непросто складывались ее отношения и с Русской Православной Церковью Заграницей. Правда, в 30-е годы с ней было заключено соглашение, но оно действовало только до окончания Второй мировой войны, и американское церковное руководство всегда подчеркивало свою независимость от зарубежников.

В 1946 году Американская Церковь признала главенство Московской Патриархии при условии административной автономии. Тогда же произошел разрыв с РПЦЗ. Некоторые историки Церкви (Дмитрий Поспеловский и др.) уверяют - он стал возможным благодаря активности просоветски настроенных мирян, доминировавших на Кливлендском Соборе. Многие православные американцы тогда считали, что при Сталине (во время войны его возвеличивали как союзника и это не могло не сказаться на настроениях церковной общественности) произошло действительное улучшение положения верующих. В некоторых приходах в то время вывешивались красные флаги - в знак солидарности с СССР. Сыграли свою роль и обвинения зарубежников в сотрудничестве с нацистами.

В 60-70-е годы был проведен ряд преобразований, существенно изменивших жизнь Православной Церкви в Америке. Если раньше в большинстве приходов служба велась на славянских языках (в бывших униатских - на латыни), то теперь преобладает английский язык. Все дело том, что этническую основу ПЦА составляют именно ассимилированные потомки эмигрантов из России и славянских стран. Эта же специфика стала причиной и другой новации - в храмах ввели скамейки (американцы очень не любят стоять во время службы, им больше по душу комфортабельное сидение).

До "реформации" в ПЦА были очень часты случаи причащения один раз в год, после же оно стало нормой церковной жизни. Необязательной стала практика исповеди перед крещением - для тех, кто причащается регулярно. В большинстве церквей вслух читаются так называемые тайные молитвы (прежде всего, евхаристический канон). С целью изъяснения сущности крещения, оно часто совершается вместе с евхаристией.

Эти и другие преобразования теснейшим образом связываются с именем о. Александра Шмемана, талантливого церковного писателя, длительное время (в 1962-1983 годах) бывшего деканом Свято-Владимирской православной академии в Нью-Йорке. Вообще для ПЦА характерно наличие богатейшей религиозно-философской традиции. Достаточно только назвать имена некоторых деятелей Свято-Владимирской академии - Николай Арсеньев, Николай Лосский, Георгий Федотов, прот. Иоанн Мейендорф.

В настоящее время в OCA насчитывается около 500 приходов, в которых окормляется несколько сот тысяч православных американцев. Ее канонической территорией являются США, но юрисдикция ПЦА распространяется и на некоторые приходы в Канаде, Мексике, Бразилии, Перу, Аргентине, Венесуэле, Австралии. В составе ее епископата 14 архиереев.

ПЦА практикует литургическое общение с другими православными церквями в Америке. Ее представители участвуют в Постоянной конференции канонических православных епископов в Америке. Вместе с тем ПЦА не ведет богословские диалоги с иными христианскими общинами, обосновывая это тем, что не все православные церкви признают ее автокефалию и даже автономию.

Существуют три другие православные "этнические" юрисдикции, которые находятся в полном каноническом единстве с ПЦА. Это - албанская епархия (13 приходов), болгарская епархия (16 приходов) и румынская епархия (59 приходами).

Пример Православной Церкви в Америке еще раз демонстрирует, насколько многообразна современная жизнь вселенского православия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
564
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
347
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2337
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1827

Другие новости