0
1463
Газета Печатное дело Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Псевдорелигиозный сиропчик для детей

Тэги: Орлова, азбука, дети


Нина Орлова. Азбука для православных детей. М.: Сретенский монастырь, 2001. 32 с.

Хорошие детские книги христианского содержания редкость. Те, что можно считать хорошими, никогда не выставляют напоказ свое христианство. Это дурной тон. Тем не менее некоторые "детские поэты" спешат заявить о конфессиональной принадлежности своей книги. Этим они, вероятно, надеются защитить свое детище от критики.

Перед нами "Азбука для православных детей". Книга большого формата и красочно оформленная, судя по всему, предназначенная для младшего школьного возраста. Оформление книги мы оставляем без внимания. Оно вполне под стать содержанию книги, о котором и пойдет речь. Если это и можно назвать азбукой, то это азбука футуристическая: в ней ниспровергаются устоявшиеся принципы написания азбук: букве Ы соответствует слово "милостЫня" (именно в таком написании!), букве Ь - "сочелЬник", букве Й - аж целое словосочетание "яЙцо пасхальное". Вообще, чем дальше азбуку читаешь, тем больше понимаешь, что это никакая ни азбука, а скорее мини-энциклопедия, где собраны основные православные понятия, которые, по мнению г-жи Орловой, ребенок, ежели хочет называться православным, должен крепко усвоить!

Что же, похвальное начинание: опираясь на жанр азбуки передать детям "глаголы вечной жизни"! Но что за "глаголы" предлагает нам новая детско-православная поэтесса Орлова? Ангел, Благовест, Вода святая, Господь, Добро, да, да, именно так, в одном ряду, через запятую, и пусть вздрогнут правоверные иудеи! Еще есть парочка экстравагантных словечек: на "Ч" "Чистый понедельник", на Ш "Шестикрылые серафимы".

Каждое понятие сопровождается небольшим стихотворением, например "Вода святая": Я не овощ в огороде,/Я расту не просто так /Каждый день святую воду/Выпиваю натощак! Или "Молитва": Я о братике мечтал, /Много дней молился, /Чтобы он родился. /Чтобы делался умней, /Становился выше. /Я молился много дней /И Господь услышал: /Есть братишка у меня, /Ему уже четыре дня. Еще книга претендует на роль маленького учебника по "православной морали". Приведем только один "вероучительный" пример: На букву "З" дается стихотворение "Зло": Мне вчера не повезло: /Один мальчишка злой-презлой /Пистолет в меня направил/. Это было против правил, /Я его предупредил. /Он затопал, завопил, /Пистолетом размахнулся / И на месте растянулся. // Зло меня не победило /Прямо в лужу угодило.

Что перед нами? Противник, угрожающий игрушечным пистолетом ("пистолетом размахнулся" что за дивная находка поэта!), и есть само персонифицированное зло, которое по заслугам наказано. Дамам, подобно г-же Орловой "чирикающим в детских журналах", Саша Черный посвятил свой знаменитый "Сиропчик": "Дама, качаясь на ветке, /Пикала: "Милые детки! /Солнышко чмокнуло кустик, /Птичка оправила бюстик /И, обнимая ромашку, /Кушает манную кашку". //Детки, в оконные рамы /Хмуро уставясь глазами, /Полны недетской печали, /Даме в молчанье внимали. /Вдруг зазвенел голосочек: /"Сколько напикала строчек?.."

Говорить о каком-либо особом взгляде (с правых, с левых позиций) на православие здесь не приходится. За всей этой затеей проглядывает лишь чуть припомаженная халтура, и не больше! Г-жа Орлова решила, что нет ничего проще для заработка, чем накропать детских стишков с религиозно-моралистической окраской. И самое комичное во всей этой истории, что она оказалась права. Ее "творение" издано в популярном православном издательстве. Ее книга продается во многих храмах и магазинах. Расчет оказался верным. Покупая детские книги, родители, а уж тем более книгопродавцы, редко заглядывают под обложку, довольствуясь маркировкой "детское (плюс православное)", тем более книга снабжена еще одной степенью защиты - благословением Патриарха. Таким образом, страдают, как всегда, дети. Их потребительские права нарушаются, поскольку им под маркой качества предлагается некачественный товар.

Но также пострадает и имидж православия в глазах современных "неправославных" родителей, рискнувших приобрести сие произведение для своих "неправославных" детей. И вот, напоследок, еще один пример. Без комментариев. "Эдем": Приснилось мне, что я в раю, /Что я под деревом стою, /Под вкусным райским древом, / Со мною рядом Ева. // "Съешь яблоко!"-шептал нам змей. /Но Еве я сказал: "Не смей!" / Мы змея не послушали /И яблоко не скушали. /И светом озарился сад, / И Бог пришел, и был так рад, /Что я послушным поведеньем /Предупредил грехопаденье". Вот такой сиропчик выливает на бедные детские головы незадачливая поэтесса Орлова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
338
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
344
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
250
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
60

Другие новости