0
825
Газета Печатное дело Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

"Голгофа нашей святой Церкви"

Тэги: литература


Соловецкий монастырь. М.: Изд-во "Лето", 2000 г. - 371 с.

Издание, предпринятое по инициативе наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрита Иосифа и ставшее возможным благодаря участию благотворителей - Московской федерации профсоюзов и коммерческого банка "Профбанк", приурочено сразу к двум важным событиям: 2000-летию Рождества Христова и 10-летию со дня возрождения Соловецкого монастыря.

В ряду монастырей Русской Православной Церкви Соловецкий монастырь занимает особое место. Создававшийся с XV века в суровых условиях северной природы, во все века бывший средоточием духовной жизни и наиболее почитаемым местом паломничества монастырь обрел мученическую славу в XX веке, когда большевистский режим превратил обитель в трагически знаменитые соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). В своем предисловии к книге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Соловки "Голгофой нашей Святой Церкви".

Книга состоит из двух крупных разделов, в свою очередь, подразделяющихся на более мелкие главы. Первый раздел посвящен истории Соловецкого монастыря.

Здесь читатель узнает о том, как начиналось заселение иноками Соловецких островов. Первая келья была поставлена преподобными Савватием и Германом, основателем же Соловецкой обители явился преподобный Зосима. Именно при Зосиме происходит успешное освоение Соловков: распахиваются новые земли, разрастаются монастырские владения, завязываются плодотворные контакты с новгородскими купцами.

Среди игуменов Соловецкого монастыря личности поистине выдающиеся. Достаточно упомянуть имя святителя Филиппа, уже в преклонных годах ставшего митрополитом Московским и весь недолгий срок своего пребывания на первосвятительской кафедре практически в одиночку мужественно противостоявшего самому Иоанну Грозному, вплоть до своей мученической кончины от рук Малюты Скуратова в 1569 году.

Сопротивление суровой и дикой природы цивилизаторским усилиям монахов, трудности, которые на каждом шагу приходилось преодолевать благочестивым колонизаторам, - все это выковывало решительный нрав соловецких насельников и создавало особый статус северного монастыря. Соловецкая обитель к концу XVI века славилась уже не только как твердыня духа, но и как самая настоящая военная крепость, имевшая важное стратегическое значение благодаря своему порубежному расположению.

В решительности привыкших за долгие годы к военному положению иноков не раз приходилось убеждаться светским и духовным властям. Одна из самых ярких страниц истории монастыря - событие, известное под названием "соловецкое сидение", когда братия сильного и экономически независимого монастыря воспротивилась требованию Патриарха Никона исправить древние богослужебные книги и осмелилась бросить вызов самому царю. Многолетний бунт окончился разгромом обители, которая только к XIX столетию вернула себе былое благосостояние...

После 1917 года начинается новая, страдальческая эпоха в истории монастыря. С 1920 по 1939 год Соловки становятся местом мучительного существования и гибели тысяч заключенных, среди которых было огромное множество духовных лиц. Но и в таких нечеловеческих условиях Соловки не утратили своего значения авторитетнейшего духовного центра: многими узниками, впоследствии прославленными в сонме новомучеников российских, ссылка на острова воспринималась как особая милость Господня... Только с конца 80-х годов XX века монастырь будет постепенно возрождаться.

Отдельная глава книги отведена описанию архитектурного ансамбля монастыря, рассказу о соловецких пустынях и скитах, хозяйственной жизни Соловков, своеобразной природе островов.

В годы гонений на Церковь древние святыни, бесценные сокровища Соловецкой обители все же не погибли, спасенные усилиями многих людей, о поистине подвижнической деятельности которых читатель узнает из впервые публикуемых в этой книге архивных документов. В книге впервые представлена комплексная публикация соловецких святынь, сохраненных в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль". Вторая часть книги повествует о судьбе соловецких святынь после октябрьского переворота, о работавшей в монастыре комиссии Помгола по изъятию ценностей, о передаче святынь в Оружейную палату.

Церковные историки и музейные специалисты предприняли грандиозный труд по описанию соловецких памятников, многие из которых публикуются впервые, - это иконы, житийные образы и раки чудотворцев, богослужебные одежды, церковная утварь, а также обширная ризничная коллекция рукописей и грамот соловецкого монастыря.

Богато и разнообразно иллюстрированная на высочайшем уровне мастерства выполненными фотографиями и репродукциями, снабженная подробнейшими сведениями о всех сторонах историко-культурной и духовной жизни монастыря книга привлечет внимание как серьезных исследователей, так и самого широкого круга читателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
908
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2610
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1502
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1865

Другие новости