0
2200
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.12.2002 00:00:00

Их сажали при Николае II, при Сталине и Хрущеве

Лев Симкин

Об авторе: Лев Семенович Симкин - доктор юридических наук, профессор.

Тэги: Одинцов


М.Одинцов. Совет министров СССР постановляет: "Выселить навечно". Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.). М.: 2002.

Данное издание приурочено к памятной дате - 50-летию со дня операции "Север", массовой высылки Свидетелей Иеговы из западных районов Советского Союза в Сибирь.

Судьба последователей этого вероучения уникальна даже по российским меркам: их сажали при Николае II, при Сталине, во время хрущевской оттепели, в период застоя да и в перестройку тоже. Сегодня иеговистов в тюрьмы не бросают, тем не менее, читая составляющие книгу документы, трудно избавиться от впечатления, что кое-какие детали кажутся вполне современными.

Речь идет не только и не столько о правоприменительных документах - обвинительных заключениях, приговорах. Конечно, они ужасают тем, как в не самые людоедские времена Свидетелям Иеговы назначались огромные тюремные сроки. Но невероятно интересна публикация и других документов. Речь идет о бумагах Совета по делам религий при Совете Министров СССР, органе, о воссоздании аналога которому сегодня говорят все настойчивее.

Вот, например, составленная в конце 70-х годов справка юридического отдела Совета по делам религий. В ней положения Международного пакта о гражданских и политических правах "сопоставляются с действующими нормами советского законодательства о религиозных культах и сопровождаются краткими пояснительными комментариями, свидетельствующими о полном соответствии установленных этим законодательством прав положениям, предусмотренным пактом". Подумать только - и законодательства-то толком никакого не было, кроме секретных инструкций, а соответствие было! Читаем дальше: "государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений", а "советское законодательство о религиозных культах не ограничивает право проведения молитвенных собраний верующих". Само собой "попытки оправдать допускаемые нарушения религиозными экстремистами, фанатиками советского законодательства о культах ссылками на положения международного пакта являются несостоятельными".

Несмотря на все косноязычие авторов документа, основная идея вполне прозрачна: отечественные законы хороши, их соответствие международному праву очевидно, а если какие-то нарушения и допускаются, то в том вина религиозных экстремистов. Знакомая терминология, не правда ли?

Сегодня по уровню нормативного регулирования государственно-церковных отношений мы ушли далеко вперед. Но никуда не ушли от особого внимания чиновников к тем, кого ныне именуют "религиозными меньшинствами".

Раньше с ними не церемонились, в том числе в Совете по делам религий, чьим мнением порой интересовались, решая судьбу "сектантов". Вот что, например, отвечает в 1977 году уполномоченный по Литве К.Туменас на запрос "компетентных органов" (в связи с протестами международных правозащитных организаций) об осужденном И.Шлушнисе: "Считаем, что вопрос о помиловании решать нецелесообразно". Еще бы - преступник особо опасен, поскольку, "разъезжая по районам республики, вербовал в секту новых лиц, размножал и распространял идеологически вредную иеговистскую литературу".

Ведомство вновь и вновь ставило вопрос об усилении борьбы со своими "подопечными". Вот в 1978 году председатель Совета по делам религии В.А. Куроедов обращается к тогдашнему министру юстиции с предложением ужесточить уголовную ответственность за "возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями". В качестве объекта, на который должно было быть обращено острие уголовных репрессий, в письме приводилось "организованное вожаками баптистов-раскольников подпольное издательство "Христианин", изготовляющее и распространяющее литературу в целях разжигания вражды и ненависти со стороны верующих к атеистам и местным органам власти".

Где же еще вырабатывать государственную политику по отношению к тем или иным конфессиям, как не в специально для того созданном органе? В этой связи не могу не привести выдержку из стенограммы одного из совещаний в совете.

Вот как 17 марта 1965 года рассуждал о "подрывной деятельности иеговистов" видный советский ученый-юрист М.Г. Кириченко: "Если они подкапываются под нашу политическую концепцию, то они враги, и враги гораздо опаснее, чем можно думать". И далее: "Кто может ответить, откуда взялась секта иеговистов в новом городе, только что построенном молодыми энтузиастами? Новый чистый город и вдруг - секта иеговистов!" Это был, без сомнения, риторический вопрос, как известно, ответа не требующий. Но у одного из участников совещания (стенограмма не сохранила его имени) ответ все же нашелся. Вот что он воскликнул (с места): "Естественно, секту привезли люди, как привозят клопов, тараканов и другую нечисть". Вот так.

Упоение, которое испытывали участники того совещания в своей разрешенной брани, весьма симптоматично. Ведь и сегодня модно с упоением демонстрировать патриотические чувства, которые часто требуют похожих форм проявления. Чиновники это остро чувствуют, а власть и не думает скрывать особых отношений с одной из религиозных конфессий, пусть и самой традиционной. Отсюда нетрудно догадаться, каким может быть отношение представителей власти к другим религиям, не столь традиционным. "У нас чиновник такой, - справедливо замечает на страницах книги А.Н. Яковлев, - у него нос - это биокомпьютер. Он начинает чувствовать, что в воздухе вроде бы запахи какие-то новые, почему бы ему не развернуться? А наше чиновничество традиционно ненавидит народ".

Скажете, чересчур сильно сказано? Возможно, не знаю. Знаю лишь, что от любви (к начальству) до ненависти (ко всем остальным) - один шаг. Особенно если эти остальные ко всему прочему имеют "родственников за границей". А конфессиональные центры большинства новых для России религиозных движений находятся за рубежом, что в глазах чиновников их совсем не украшает. И, более того, дает основания опасаться за государственную безопасность. А эта забота для них традиционно превыше всех забот.

Судя по документам Совета по делам религий, подозрения в шпионаже были неотделимы от едва ли не каждого упоминания "сектантов". Возможно, оттого написанные в те годы документы уполномоченных совета так сильно напоминали оперативные документы спецслужб. Аппарат с мест ретиво информировал центральное руководство о произведенных обысках, в результате которых обнаружена религиозная литература, сообщал другие оперативные данные. Порой совет настолько сливался с "органами" в едином порыве, что сверху приходилось его одергивать.

Разве не любопытна запись беседы К.Е. Ворошилова в 1947 году с тогдашним руководством совета? Куратор от Политбюро мягко пожурил собеседников: "Вы сможете сползти с правильной линии, если в вашей работе будут превалировать ведомственные, в частности, чекистские интересы".

В наши дни тоже актуальна проблема религиозного экстремизма. Кто поручится, что чиновники, причастные к государственно-церковным отношениям, не подключатся наравне с иными ведомствами к поиску экстремистов и не станут искать их среди тех же "сектантов"? Ведь те в отличие от настоящих экстремистов всегда на виду. С их доктриной легко ознакомиться, а ознакомившись, выискивать крамолу.

Как будто мало нам нелепых исков, предъявляемых нынче в суды против тех же Свидетелей Иеговы и прочих. Все смешим весь мир, то объявляя Армию спасения едва ли не военной организацией, то обвиняя пятидесятников в отсутствии лицензии на оказание медицинских услуг за чтение молитв об исцелении больных.

Вот что вспоминает на страницах книги Одинцова редактор украинского журнала "Людина i свiт" Виктор Еленский о судьбе Свидетелей Иеговы в семидесятые годы: "Это люди, которые, с одной стороны, раз в три-четыре месяца приглашались на профилактику в прокуратуру или КГБ, а с другой - сдавали больше всего молока в районе. А им за их труд и доблесть указывали на то, что они едят украинское сало, а молятся "своему Иегове".

Не напоминает ли это некоторые нынешние тенденции? Ведь это сегодня стали опасаться принимать на работу "сектантов". Ведь это сегодня в газетах публикуются советы, как распознать принадлежность человека к "секте" по режиму питания, ритуалам, манере говорить. И это сегодня в штат некоторых организаций зачисляют православных пастырей в качестве так называемых корпоративных священников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1352
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
677
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3586
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2801

Другие новости