0
913
Газета Печатное дело Интернет-версия

03.03.2004 00:00:00

Разноликие оценки ислама

Тэги: Батунский, россия, ислам


М.А. Батунский. Россия и ислам. Тт. 1-3. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. Т.1 - 384 с.; Т.2 - 600 с.; Т.3 - 256 с.

Предлагаемый читателю трехтомник - посмертное издание многостраничного рукописного труда замечательного российского исламоведа, историка и философа Марка Абрамовича Батунского (1933-1997). В центре внимания автора - восприятие ислама и мусульманской цивилизации в России.

В первом томе анализируются представления об исламе в русской средневековой культуре (IX - середина XVI вв.). Автор заявляет, что "византизация" русского религиозно-культурного сознания, т.е. внедрение в него распространенного в Византии и средневековой Европе фантастического образа ислама и сарацина, медленно, но верно сменялась на Руси накоплением объективных знаний об исламе.

Глубинные причины этого процесса автор усматривает в том, что со времен Киевской Руси в отношении мусульманского Востока началось закладывание основ особой ("не тождественной ни византийской, ни "латинянской") русской внешней политики, что "неминуемо предполагало допуск гипотетического и альтернативного мышления". Процесс рождения такого "прагматического", как его именует автор, мышления был ускорен активизацией внешней политики Российского государства на балканском участке "мусульманского фронта" в последней четверти XV века.

Во втором томе рассказывается о том, как формировался образ ислама в русской культуре XVII-XIX вв., а также об отношении различных течений русской общественной мысли к Западу и Востоку. Особое внимание автора привлечено к проблеме вестернизации ("деазитизации", как он ее называет), то есть к обсуждению выбора западного или восточного пути развития России. Приведены аргументы как сторонников отчуждения российского государства от исламского Востока, так и тех, кто вынужден был признать позитивную роль ислама.

Впервые в отечественной исламоведческой литературе развернута сложная и противоречивая картина генезиса и функционирования различных моделей оценок ислама светской исламистикой, с одной стороны, и миссионерской, преимущественно "противомусульманской" - с другой. Заслуга Батунского в том, что он исследовал политические и философские воззрения декабристов, Чаадаева, Кавелина, Леонтьева и Достоевского в неожиданном и оригинальном ракурсе, сквозь призму осмысления ими феномена ислама, а также его влияния на ход российской истории.

И уж совсем малознакомы современному читателю, интересующемуся исламской проблематикой в России, взгляды таких общественных деятелей, как Евгений Марков или генерал Константин фон Кауфман. Не являясь европоцентристами и профессиональными исламоведами, но, будучи широко образованными людьми и рьяными приверженцами идеи целостности России, они, по мнению ученого, рано уловили опасность того, что "национально-религиозные антагонизмы закрепят членение России на обособленные территориальные сообщества". Они призывали изменить отношение власти не только к "новоприобретенным мусульманам" Кавказа и Средней Азии, но и уже к давно проживавшим в Поволжье нерусским народам.

Несомненный интерес представляет и выделенное в отдельный третий том исследование становления и динамики российского светского исламоведения.

Вряд ли трехтомник затеряется в общей массе литературы о России и исламе. Не грозит книге и опасность стать "проходным" изданием. Труд Марка Батунского очень современен, поскольку, во-первых, помогает уяснить статус ислама в сегодняшней России не как "условного раздражителя", наделяемого всецело отрицательным значением, а как неотъемлемого компонента российской цивилизации. Во-вторых, эта работа проливает свет на малоисследованные страницы русской общественной мысли. И, в-третьих, исследование, демифологизируя историю России, дает возможность лучше понять роль ислама и мусульманских народов в становлении российской культуры. Выход в свет этого трехтомника - важное событие в научной, общественной и культурной жизни не только в нашем отечестве, но и за его рубежами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4448
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2427
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2776

Другие новости