0
1497
Газета Печатное дело Интернет-версия

21.06.2006 00:00:00

Медиум вселенной

Тэги: бальтазар, барт, кюнг, богословие и музыка, три речи о моцарте


Бальтазар Г. У. фон; Барт К.; Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте/ Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. – 159 с.

В сборник, посвященный Моцарту, включены эссе известного протестантского богослова, автора многотомной «Церковной догматики» Карла Барта и статьи католических богословов Ганса Урса фон Бальтазара и Ганса Кюнга. Их объединяет любовь к музыке Моцарта как наиболее совершенному выражению «божественного в искусстве».

Двадцатилетний Ганс Бальтазар дебютировал в 20-е годы прошлого века не богословской работой, а философско-богословским эссе «Раскрытие музыкальной идеи. Опыт синтеза музыки». «Музыка, – писал Бальтазар, – форма, которая в наибольшей степени приближает к духу», она представляет собой и форму искания Бога.

Именно он первым из богословов заметил и «озвучил» эту особенность музыки в ряду других искусств: «Своеобразие музыки заключается┘ в задаче сосредоточения и расширения, интенсивности или┘ «динамического» Бога, по ту сторону мыслительного, словесного, зрительного, в виде чистой формы непосредственной истины».

Карл Барт, подхватывая традиционную для европейской философско-культурологической мысли тему о преимуществе музыки перед словом, провозглашает Моцарта «медиумом, который слышит и передает нам движение и дыхание Вселенной».

Но почему именно Моцарт? Барт отвечает на этот вопрос в своих эссе «Признание Моцарту» и «Свобода Моцарта»: «Он играет и не прекращает игру. Те, кто, слушая Моцарта, не ощущают себя в движении, в полете, – те не умеют играть вместе с ним, не умеют правильно слушать его; им не удастся почувствовать радость и облегчение от музыки Моцарта».

Богослов, признававшийся, что он не музыкант, сумел уловить в музыке композитора то главное, чем обычно пренебрегают специалисты: «Я благодарю вас за то, что, слушая вашу музыку, я ощущаю себя на пороге мира, который гармоничен и прекрасен всегда: при свете солнца и в бурю, днем и ночью. Вы дарите нам, людям XX века, мужество (а не высокомерие!), темп (а не задыхающийся хаос наших дней!), чистоту (а не ханжество!), мир (а не равнодушную вялость!)».

И, наконец, в конце сборника статья Ганса Кюнга «Вольфганг Амадей Моцарт – следы трансцендентного». Богослов, как всегда спорящий со всеми (даже с Бартом!) и не признающий никаких авторитетов, основное внимание уделяет «религиозному аспекту личности и музыки» великого композитора.

Кюнг с удовольствием выделяет в жизни Моцарта черты некого церковного диссидентства, причисляя «композитора-нонконформиста» к «критически настроенным католикам», и тут же подчеркивает: «Тот, кто утверждал масонские идеалы человеколюбия и Просвещения, свободы, равенства, братства, вряд ли интересовался Церковью как иерархической организацией, которая всячески плодила суеверия и терпела декадентское монашество».

Однако далее Кюнг после вышесказанного доказывает оторопелому читателю, что Моцарт тем не менее – образец «католической набожности», которая была «вполне совместима с религиозными насмешками над духовенством и Церковью и, наконец, с гуманистическими масонскими идеалами».

Разгадка «тайны Моцарта» для Кюнга, кажется, совершенно ясна. Он утверждает: «Моцарт не был религиозным мыслителем или богословом, он был кем угодно, только не фанатиком благочестия или святым в личной жизни. И все же для того, кто пишет такую музыку, истинная религиозность составляет «тайный стержень души».

Ссылаясь на Карла Маркса, богослов замечает: «Музыка – не только маршевая, но и церковная – способна опьянить, одурманить и совратить┘»

Однако к духовной музыке Моцарта это не относится, она «безо всякой богословской рефлексии представляет собой музыкальное воплощение литургии».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
632
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
372
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2432
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1901

Другие новости