0
1486
Газета Печатное дело Интернет-версия

03.10.2012 00:00:00

О тех, кто рискует верить

Дмитрий Матвеев

Об авторе: Дмитрий Борисович Матвеев - магистр теологии, преподаватель Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям "Наследие".


Ганс Кюнг. Христианский вызов. – М.: Издательство ББИ, 2012. – x + 465 с.

Почему стоит быть христианином? В чем христианство является вызовом, то есть тем, что не оставляет равнодушным, а настоятельно требует ответа – безотлагательного и по существу? Мысли на этот счет знаменитого католического богослова Ганса Кюнга теперь доступны и на русском языке благодаря изданной Библейско-богословским институтом его книге «Христианский вызов».

Хочется обратить внимание на исходный методологический принцип, проступающий и в данной книге, и во всем творчестве Кюнга, – принцип критической рациональности. Означает он, по сути, заповеданное Кантом требование исследовать границы разума всякий раз, когда мы приступаем к серьезному мышлению. А что среди мышления может быть столь же серьезным, сколь богословие, имеющее дело с вопросом о Боге – основании и последней тайне нашего бытия?

В богословии с особой очевидностью проявляется упомянутая граница разума. В споре о Боге как нигде наглядно видна невозможность прижать оппонента к стене неотразимой аргументацией. Эту принципиальную нерешаемость данного спора Кюнг встречает лицом к лицу, имея мужество выговорить то свойство, которым обладает выбор как в сторону атеизма, так и в сторону веры: риск.

Как же в условиях этого неустранимого риска представить веру в Бога и Христа как вызов? Кюнг находит решение, которое не оставит равнодушными поборников разума, столь многочисленных среди атеистов и агностиков: выбирая «верить», говоря Богу свободное, не обусловленное железной логикой «да», мы выбираем рациональность, разумность, поскольку тем самым полагаем, что реальность имеет смысл. Евангельская Весть о Христе означает для Кюнга следующий шаг все в ту же сторону «разумного доверия реальности», она способна дать новое основание взять на себя риск веры в осмысленность бытия, в том числе и там, где, казалось бы, должен капитулировать любой разум: в бессмыслице беды и греха.

У понимания веры как риска имеется еще одно важное следствие: приняв это понимание, мы попадаем в совсем иной мир по сравнению с миром незыблемых истин и безошибочных догм. Это миры даже с разной этикой: в мире, где любое мое убеждение или высказывание содержит риск ошибки, никто не имеет оснований подвергать другого репрессиям за инакомыслие. Наибольшее, на что я имею обоснованное право в ситуации конфликта убеждений, – это пытаться прояснить для оппонента основания собственных убеждений в надежде, что они станут значимы и для него. Напротив, в мире, где возможно заключить истину в надежную формулу, последняя становится вопросом жизни и смерти и неизбежно требует себе цену в виде недопущения инакомыслия.

Но возникают следующие вопросы: для всех ли приемлема вера как риск, на таком ли ее понимании зиждутся реальные религии, включая христианские конфессии? Вопросы эти кажутся явно риторическими, на что указывает и судьба самого Кюнга в его родной Церкви, где он едва ли не 40 лет воспринимается потрясателем устоев. Что немудрено: фактические адресаты Кюнга – люди, для которых основополагающую ценность имеет свобода мышления. Не стоит, однако, закрывать глаза на другую человеческую потребность: потребность в уверенности. Она заставляет нас страшиться той конечной неясности бытия, которую Кюнг принимает как данность, и искать в религии не риск, а, напротив, убежище от риска.

Обе позиции понятны и заслуживают того, чтобы с ними считаться. Понятно, с одной стороны, желание спокойствия и защищенности на уровне пресловутого «простого верующего, равно как и стремление к стабильности со стороны тех, кто отвечает за плавание огромного церковного «корабля». С другой стороны, что делать там, где вопрошания разума уже набрали силу? Хотим мы того или нет, в мире больше нет всевластия традиций, дающих свои «единственно верные» ответы на все вопросы. И если в этой ситуации подавлять вопросы и сомнения, вместо вызова миру получается лишь зов в «светлое прошлое», которого больше нет, то есть в никуда. Стабильность и динамику совместить трудно, как трудно совмещаются мир неустранимого риска и мир твердокаменных истин. И в нашу эпоху небывалого плюрализма, сосуществования самых разных взглядов и стилей мышления трудности этого рода особенно обостряются и все более требуют разрешения. Все творчество Кюнга, включая и данную книгу, – важная констатация необходимости новых подходов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
827
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1106
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
875
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
715

Другие новости