0
1727
Газета Печатное дело Интернет-версия

19.12.2012 00:00:00

Репортажи с темной планеты терроризма

Тэги: ислам, терроризм


ислам, терроризм

Игнатенко А.А. Новости с обратной стороны Луны: Ислам и политика-2. – М.: ТЕРРА, 2012. – 288 с.

Книга известного востоковеда Александра Игнатенко представляет собой сборник избранных статей, опубликованных в 2004–2011 годах в различных СМИ (большей частью в «НГР») и размещенных затем на сайте Института религии и политики. Каждая из статей в сборнике снабжена ссылкой на интернет-адрес оригинальной публикации, причем ссылки эти вынесены даже в колонтитулы, что смотрится достаточно необычно, впрочем, и стильно. Под стать интернет-сайту и расположение статей – в обратной хронологической последовательности, то есть первыми идут статьи о новейших событиях в жизни политического ислама.

Многое из опубликованного несколько лет назад читается сейчас и впрямь как послание с другой стороны Луны, словно бы со стороны: многое тогда казалось лишь слишком смелым предположением о возможных путях развития ситуации в исламском мире, а в наши дни это стало уже свершившимся фактом. «Традиционный ислам» стал меняться – как меняется почти неуловимо цвет воды, в которую капнули каплю чернил», – писал автор книги в 2009 году, констатируя, что «запустился процесс перехода в ваххабизм части «традиционных мусульман» (с. 125).

Во времена, когда радикальное подполье исламистского толка действовало лишь в горах Северного Кавказа, это звучало лишь смелым прогнозом. Однако в конце 2010 года радикальные борцы за ислам проявились в Татарстане, а затем в Башкирии, и после терактов в Казани в августе с.г. эксперты заговорили о «Дагестане на Волге», о миграции в Поволжье сплоченных групп адептов джихада, вербующих там сторонников, – после всего этого изменения в российской умме стали очевидны. В другой, от 2006 года, публикации указывалось на то, что терроризм обращает свое оружие на духовных лидеров российских мусульман. Действительно, в этом году состоялись громкое покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство суфийского шейха Саида Чиркейского. «Муфтий моджахедов» Мухаммад ас-Сайф, уничтоженный в ноябре 2005 года в Дагестане, «руководил «шариатским судом», выносившим смертные приговоры... в частности – главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину и главе Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину» (с. 249).

Феномен международного джихадистского интернационала описан в книге в тех же фантастических терминах. «Государство «Аль-Каида» – своего рода Новая Лапута (летающий остров из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта). Образ удачный, ибо «Аль-Каида» «существует поверх географических границ и подвижна... Это глобальная сеть, которая обладает... в том числе «населением» (экстремистско-террористическим пулом), способным к регулируемым миграциям (трансферт террористов) в глобальном масштабе» (с. 212). Население этого виртуального государства немалое: «По оценкам, армия ветеранов джихада в мире составляет не менее 150 тыс.» (с. 110). Оно имеет бюджет, сравнимый с бюджетом реальных государств. Так, в 2003 году при разгроме «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» у террористов было изъято оружия и взрывчатки на 500 млн. долл. (с. 229).

Происхождению финансов джихадистов посвящена одна из статей, вошедших в состав книги. Другие статьи анализируют богословские основы джихадистов-ваххабитов, выделяющихся из общеисламского вероучения аспектами трактовки понятия «неверия» (куфр), использование «Аль-Каидой» апокрифов о приходе с востока под черными знаменами Махди («последнего Имама») и т.д. Особый интерес представляет в целом рассказ о тонкостях исламского богословия как в теоретическом, так и в практическом (учитывая роль духовенства в исламских странах) плане – о разнице между суннитами и шиитами в плане вынесения фетв их улемами (богословами), о специфическом институте аятолл (устами которых как бы говорит Аллах), правящих современным Ираном, который претендует на роль региональной и даже мировой ядерной сверхдержавы.

Обратная сторона Луны – всегда темная, поэтому не все прогнозы о ситуации на ней сбываются. Так, не совсем оправдались надежды на «закат политического ислама» в ходе арабских революций 2011–2012 годов, особенно в Египте. В ходе последовавших выборов исламисты получили 70% мест в парламенте Египта и провели своего кандидата, Мухаммеда Мурси, в президенты. Сейчас Египет стоит перед перспективой введения шариатской Конституции, и свое место в очереди в джихадистский халифат заняли Иордания и Сирия. Этот процесс разворачивается на наших глазах и оперативно отображается уже в новых статьях Александра Игнатенко, которые публикует «НГР».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
635
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
809
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
683
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
550

Другие новости