0
4804
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.04.2017 00:01:00

Еврей убивает еврея

Тэги: евреи, сионизм, палестина, терроризм, книжники, феор, великобритания, колония


6-15-1.jpg

Джонатан Уилсон. Палестинский роман. 

– М.: Книжники; Текст, 2016. – 429 с.


Если бы не издательство «Книжники», такого писателя, как Джонатан Уилсон, российский читатель, возможно, никогда бы и не узнал. Детективный роман о подмандатной Палестине – это, надо признаться, не совсем привычное чтение.

В этой книжке все перевернуто с ног на голову, с точки зрения неискушенного читателя, воспитанного на теленовостях. Здесь действуют палестинские террористы, но они не арабы, а евреи. Иерусалимские арабы ушли на второй план, они маячат на периферии сюжета, но, кроме одного исключения, никогда не выходят на авансцену. Герои здесь все евреи, но зато они представляют разные миры: британское владычество, сионистское подполье и ультраортодоксальное население Иерусалима.

В основу сюжета положены реальные исторические события: убийство антисиониста-иудея Якоба де Хаана (в романе он выступает под именем Яаков де Гроос) от руки активиста радикального еврейского подполья. «Евреи способны убить еврея, хотя к этой страшной мысли невозможно привыкнуть», – звучит в тексте неоднократно. Фраза британского писателя, вложенная в уста героя, отсылает к другой книге, изданной «Книжниками» несколькими годами ранее, – «Еврей против еврея» Якова Рабкина. Впрочем, такое название дано русскими переводчиками, и Уилсон, конечно, с русским изданием этой полемической книги незнаком. Скорее слова в романе связаны с широко распространенным заблуждением, что евреи скованы таким единодушием, что не способны отнять друг у друга жизни. Хотя это странно – разделять подобное убеждение после убийства фанатиком-иудеем израильского премьер-министра Ицхака Рабина…

Яков Рабкин первым, а следом за ним Джонатан Уилсон рассказали читателям, что политические убийства в истории Земли Израиля происходили и ранее, на заре ее сионистского заселения. Рабкин – убежденный антисионист, критикующий Израиль с ультраортодоксальных позиций, что редкость для нашего времени, но распространенное явление в 1920-х годах. Будучи стороной заинтересованной, автор-ультраортодокс рассказывает историю политического убийства де Хаана сионистскими подпольщиками, которых тот грозился выдать британским властям, но обходит молчанием некоторые пикантные подробности трагической истории. В изложении Уилсона нет белых пятен, и он с искусством романиста вплетает гомосексуальные эпизоды, о которых Рабкин умолчал, в криминальную интригу своей версии убийства де Хаана – де Грооса.

Любовную игру де Грооса с мальчиком-арабом подсмотрел художник, еврей из Лондона Марк Блумберг (прототипом послужил реальный художник Дэвид Бомберг), и с этого начинается цепь злоключений и переплетений в судьбах героев и злосчастной Палестины, раздираемой распрями между евреями, арабами и британскими властями. В следующей сцене Блумберг становится свидетелем смерти де Грооса, но неясно, после чьего удара ножом окровавленный политик падает у порога дома художника. Сначала в смерти иудея обвиняют его любовника, арабского мальчика Сауда, но сюжетные линии распутываются, и оказывается, что истинные убийцы – бойцы еврейских подпольных организаций.

Однако чем ближе детективная развязка, тем больше запутываются в хитросплетениях палестинской политики герои. Жена Блумберга оказывается вовлеченной в контрабанду оружия для боевых организаций сионистов, а сам художник в конце романа гибнет (расходясь в этом со своим прототипом Бомбергом, который благополучно вернулся в богемный мир Лондона), пытаясь вызволить супругу из губернаторской тюрьмы. Оружие, которое ввозила в страну женщина, становится причиной увечья ее любовника Роберта Кирша, британского полицейского и тоже – в соответствии с фатальной эстетикой романа – еврея.

В финале, доходящем до шекспировской степени трагизма (там еще мелькает Кипр, Фамагуста с тенью Отелло в окне крепостной башни), умирают, правда, не все. Зато однозначно развеется убеждение читателей в том, что книги, которые пишут евреи о евреях, исполнены лишь молока и меда – без капли дегтя. Или даже крови.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
849
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1135
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
892
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
731

Другие новости