0
2606
Газета Печатное дело Интернет-версия

21.06.2017 00:01:00

Церковные реконструкторы «социал-традиции»

Тэги: александр щипков, социалтрадиция, традиционализм, модерн, постмодерн, аксиомодерн, монография



10-15-01.jpg










А.В. Щипков. Социал-традиция. – М.: АСТ-пресс книга, 2017. – 320 с.

Монография первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова «Социал-традиция» была представлена журналистам на круглом столе 14 июня с.г. Автор достраивает свою линию критики либерализма (о котором, по его словам, нужно говорить «мягко, спокойно и вдумчиво») до историософской концепции аксиомодерна – «нового этапа современности, пронизанного общими традиционными ценностями», имеющего «бронзовый оттенок, напоминающий о «золотой» литературе».

Серьезное внимание в книге уделено Бронзовому веку: так характеризовал период в русской поэзии, начавшийся после смерти Сталина и закончившийся распадом СССР, поэт и историк литературы Слава Лён. Его Щипков противопоставляет популярности века Серебряного во время «переоценки ценностей» 1990-х. Критика последней звучит в неожиданных на первый взгляд для традиционалиста аргументах, защищающих от нападок ретроградов авторов новой поэтической эпохи 1970-х. «Концепции Бронзового века, – пишет Щипков, – предъявляется абсурдное обвинение в том, что она продвигает идею литературного регресса... И неизбежный вывод: Серебряному веку лучше бы вообще не заканчиваться, тогда и регресса никакого не будет».

Апелляция к последовавшему за Серебряным веком Бронзовому нужна автору не только как красивая метафора и повод припомнить либералам духовную разруху 1990-х. «Мировоззрение Серебряного века удобно для обоснования элитаристской парадигмы, – пишет он, — традиционное же христианство, напротив, не элитарно, здесь традиция – общее достояние, знание – общедоступно, а все, что есть тайна, – является тайной для всех без исключения». Поэтому в рассуждении о русской поэзии второй половины советской истории он концентрирует сразу несколько тезисов: и критику либерализма, ведущуюся как с левых, так и с христианских позиций, и преодоление постмодерна, и понимание традиции как метода социального действия. Не случайно и обращение к концептуальному наследию Славы Лёна, ученика методолога Георгия Щедровицкого. Бронзовый век для автора – это аксиомодерн с «особой ролью ценностей и традиций, гарантирующих возможность гражданских конвенций» в литературе.

Аксиомодерн Щипков противопоставляет и Новому времени, связь с которым «остается в том смысле, что научно-критическое мышление, изрядно «просевшее» в массах, займет подобающее ему место», через голову приведшего к «архаизации культурной и социальной жизни» постмодерна, который исчерпал экономическую базу «финансовых спекуляций и политического спектакля». В эпилоге автор пишет о тоске народов мира по «традиции с «человеческим лицом» и социальной справедливости, и в таком ключе трактует в книге даже Октябрьскую революцию, которая «ассоциировалась со всеобщим покаянием и возданием по заслугам». Однако эта тоска, видимо, не существует в рамках украинской идентичности, которую автор в разделе «Судьба Русского мира» полагает «главной экзистенциальной угрозой российскому обществу». Таким образом, в ценностном модерне с выведенными за пределы политического поля общими центрами идентичности докладчики круглого стола видят метод спасения русской идентичности от «украинского вызова», «реконструкцию» России.

О реконструкции вспомнил, иллюстрируя тягу общества к традиции, профессор института философии РАН Владимир Шевченко. Он упомянул об историческом фестивале «Времена и эпохи», финал которого пришёлся на День России: «12 июня вся Тверская была заставлена кем? Реконструкторами! Они реконструировали традицию. Сама по себе традиция должна быть реконструирована, исходя из некоторых мировоззренческих установок». Автору этой рецензии, свидетелю событий 12 июня, к сожалению, не удалось даже разглядеть фестивальных палаток: их заслоняли многочисленные полицейские автозаки. В попытке спорить с закончившимся Новым временем «через голову» последовавшего за ним постмодерна таятся, как видится, схожие подводные камни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1132
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1555
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1162
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
970

Другие новости