0
6679
Газета Печатное дело Интернет-версия

03.08.2021 16:30:00

Россия и Тибет – 300 лет невезения

Отношения государств Азии складываются в контексте незатухающей «Большой игры»

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист.

Тэги: история, литература, россия, тибет, традиции, далайлама, хамболама дамба аюшеев, дмитрий медведев, бурятия, буддизм, китай, династия цин, великобритания, николай II, ссср


10-12-03480.jpg
Андреев А.И. Россия и Тибет:
История политических
отношений (XVIII – начало XXI
века). – СПб.: Издание
А. Терентьева, 2020. – 620 с.
Почти все лидеры России за три века, от царей до президентов, вместе с отечественной научной и политической элитой симпатизировали Тибету и поддерживали разные проекты по сближению со Страной снегов. Но все время что-то мешало, иногда в самый последний момент хороня фантастические проекты и дерзкие замыслы.

Начало государственного внимания России к Тибету положил интерес Екатерины II к рассказу о хождении в Тибет пандито хамбо-ламы Доржи Заяева. Духовный лидер сибирских буддистов был среди представителей разных конфессий, прибывших в Москву для участия в составлении нового религиозного законодательства в 1767 или 1768 году. За свой рассказ Заяев был осыпан милостями царицы, бурятские ламы с тех пор говорят о покровительстве царицы буддизму, объявили ее воплощением Белой Тары, положив тем самым традицию сакрализации царской власти. В новейшее время традиция была продолжена – воплощением Белой Тары объявил Дмитрия Медведева хамбо-лама Дамба Аюшеев. Последний, проводя политику религиозного изоляционизма, объявляет бурятский буддизм независимым от тибетского, возводя его через того самого Заяева к Будде Кашьяпе, минуя Будду Шакьямуни.

Автор книги Александр Андреев, один из лучших российских тибетологов, приводит множество интересных фактов, не отраженных в отечественной историографии, но упоминаемых в других источниках. Среди них, например, сведения о подарках Петра I панчен-ламе, второму лицу в духовной иерархии ламаистов, и попытках Екатерины торговать с Тибетом.

Борьба разведок Британской и Российской империй, которую называют «Большой игрой», благодаря изоляционистской политике китайской императорской династии Цин поначалу почти не затронула Тибет. Последний во второй половине XIX века стал весьма интересен географам, и под видом буддийских паломников англичане засылали туда специально обученных индусов-разведчиков. Вскоре к ним присоединились и российские исследователи, самым известным и успешным из которых был Пржевальский, совершивший ближе к концу века целых три экспедиции на Тибетское плато.

Нет другого столь значимого исторического деятеля, чей вклад в дело сближения России с Тибетом можно было бы переоценить, как Агван Доржиев. Убежденный русофил и англофоб, после десятилетнего успешного обучения в Гоман-дацане Доржиев не только обрел степень геше-лхарамбы (ученый богослов), но и стал близким другом и советником юного далай-ламы XIII. Доржиев, по-тибетски звавшийся Лозанг Наванг, создает в Лхасе пророссийское лобби в противовес англо-, франко- и китаефилам и агитирует за сближение с Россией, суля Тибету покровительство «белого царя». «Россия, убеждал он их, в силу своей давнишней вражды с Англией могла бы выступить в защиту Тибета, при этом сама она не представляет какой-либо опасности, поскольку находится слишком далеко от тибетских границ. Не менее важным был и другой аргумент Доржиева: Россия является такой же религиозной страной, как и Тибет; проживающие в ней буряты и калмыки свободно исповедуют буддийскую веру, и им открыто покровительствует сам царь», – пишет Андреев.

Несмотря на обращенное к Тибету внимание России, цель Доржиева не была им достигнута. Размышляя о причинах неудачи, Андреев приходит к следующему выводу: «Тибет был нужен России только как дружественный ей буфер, и именно таковым он стал на рубеже XX века благодаря далай-ламе XIII и его главному советнику русофилу А. Доржиеву». Как бы то ни было, Тибет оказался вовлечен в «Большую игру», и основным игрокам приходилось и объявлять свои позиции, и хитро лавировать, а то и балансировать на дипломатической грани во избежание превращения игры в войну, столь же большую. Политика невмешательства России, несмотря на прямые и многократные обращения далай-ламы XIII к Николаю II за помощью и протекторатом, привела к тому, что духовному лидеру пришлось обратиться к Англии.

История взаимоотношений СССР и Страны снегов сводится к постепенному затуханию былого взаимного интереса. СССР, как до него царская Россия, осознает отсутствие экономических и ресурсных интересов в Тибете. Далай-лама разочаровывается в Советской России, как ранее в царизме, осознав особенную опасность коммунистических идеологии и режима для буддизма.

Авантюрную попытку «свести» Советскую Россию с буддийским Тибетом предпринял Николай Рерих, возглавивший «посольство западных буддистов» к далай-ламе. Рерих будто бы получил от махатм, сокрытых гималайских учителей, наказ создать в Азии новый миропорядок. Ему якобы открылось, что в одном из прошлых воплощений он был далай-ламой V. Рерих вознамерился направиться в Лхасу с целью «объединения буддийских народов Азии «именем грядущего Будды Майтрейи» и создания Монголо-Сибирского государства – «Священного Союза Востока» – на территории от Алтая до Гобийской пустыни, при поддержке и покровительстве СССР».

Поначалу Рерих собирался, вызволив панчен-ламу и вывезя его в Монголию, отправиться оттуда духовным шествием освобождать Тибет от английского ига. Себе Рерих отвел роль 25-го князя Шамбалы, «о котором говорили, что он придет с севера, принесет спасение всему миру и станет царем света». Но поскольку переговоры с панчен-ламой не привели к желаемому результату, Рерих нацелился прямо на Лхасу, где намеревался агитировать уже далай-ламу заняться обновлением тибетского буддизма по примеру бурятского. А в случае отказа намеревался провозгласить себя «западным далай-ламой». Финал экспедиции плачевен: нагруженное русским оружием «посольство» «князя Шамбалы» было остановлено на подъезде к городу. Сам Рерих, разочаровавшись в Тибете как в месте силы, а также в красной Шамбале – России, отправился искать адептов и спонсоров на Запад.

Еще раз тибетская тема неожиданно всплывает в связи с авантюрными проектами Третьего рейха накануне Второй мировой войны. Германия пыталась заинтересовать, а по сути, задействовать СССР в диверсионных операциях «Аманулла» и «Тибет». Первая предполагала восстановление свергнутого афганского правителя Амануллы-хана, вторая заключалась в подкупе и вербовке лидеров гималайских силовых группировок, и обе, вместе взятые, были нацелены на подрыв английского влияния в регионе. Любопытно, замечает Андреев, что обе задуманные нацистами операции «поразительным образом напоминали планы большевистских вождей в 1919 году: нанесение двойного удара по Индии – с северо-запада, через Афганистан, и с севера, через Тибет и Гималаи». Однако Молотову удалось раскусить подспудные замыслы рейха, и этим проектам не суждено было осуществиться.

Вину за насильственный захват Тибета Народно-освободительной армией Китая (НОАК) Андреев возлагает в том числе и на советское руководство: «Сталин дал добро на вторжение НОАК в Тибет, ибо Мао едва ли бы решился на такой шаг без согласия Москвы. К тому же ему требовалась советская помощь в переброске в Тибет китайских красноармейцев».

Для современной России далай-лама имеет куда большее значение, чем для западных стран, ведь в составе РФ три буддийские республики, для которых тибетский лидер служит символом национального и культурного возрождения. Автор завершает свой труд следующими выводами: Россия проявляла лишь политический интерес к Тибету и пыталась разыгрывать тибетскую карту как политический инструмент в периоды обострения отношений с Англией в эпоху «Большой игры» (в конце XIX – начале XX века и в 1920-е годы) и с США на раннем этапе холодной войны (конец 1940-х –1950-е годы), а также с Китаем во время идеологической конфронтации в 1960-х – начале 1980-х годов.

Россия же воспринимается тибетцами «как могущественная держава, испытывающая дружественные чувства к Тибету, поскольку в ней проживает буддийское население». По мнению далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, «Россия в будущем может стать одной из ведущих буддийских стран, откуда учение Будды будет распространяться по всему миру». Более того, сам далай-лама может в следующий раз переродиться в России или Монголии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1034
Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Владимир Скосырев

Обе страны хотят вступить в антикитайский пакт, но не урегулировали имеющиеся разногласия

0
1068
Казахстан подключается к Трансафганскому коридору

Казахстан подключается к Трансафганскому коридору

Виктория Панфилова

Грузы из Белоруссии и России пойдут в южном направлении при посредничестве Кабула

0
1324
Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
663

Другие новости