0
1875
Газета Тенденции Интернет-версия

18.09.2002 00:00:00

Последний и решительный бой

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - политический обозреватель итальянской газеты "Аввенире".

Тэги: пакистан, ислам, фундаментализм


Нет необходимости лишний раз подчеркивать особую роль Пакистана в "большой игре", которая разворачивается вокруг терроризма и борьбы с ним. После разгрома талибов многие приверженцы "Аль-Каиды" нашли убежище именно в Пакистане, под крылом местных фундаменталистских организаций, и в первую очередь "Джамаат-и Ислами" - партии, основанной духовным отцом талибов Сайид Абу-л-Ала Маудуди в 1941 г. в условиях неразделенной британской Индии.

С того момента, когда президент Пакистана Первез Мушарраф отказался от политики поддержки талибов, в Пакистане от рук террористов погибли не менее трех десятков человек, в том числе американский журналист Дэниел Пэрл и христиане, убитые в церквах во время молитвы.

Сегодня пакистанское общество разделено в своем отношении к фундаментализму, терроризму, бен Ладену и "Аль-Каиде". Это стало ясно в связи с первой годовщиной терактов 11 сентября.

Накануне, 10 сентября, страна отпраздновала национальный праздник - 54-ю годовщину смерти Мухаммада Али Джинны, основателя Пакистана. Кроме того, в чрезвычайно напряженной обстановке в Пакистане сейчас проходит подготовка всеобщих выборов, которые должны состояться ровно через месяц и из которых Мушарраф, вероятно, выйдет победителем.

9 сентября, перед отъездом в Нью-Йорк для участия в траурной церемонии и в работе Генеральной Ассамблеи ООН, Мушарраф, как бы оправдываясь за свои прошлые "проталибские" грехи, выступил с очень благородной речью. "Терроризм, - сказал он, - это бич нашего времени". При этом президент подчеркнул готовность Пакистана "внести свой вклад в международные усилия по борьбе с терроризмом".

Президент Пакистана категорически отверг связь между терроризмом и религией, прежде всего исламом. "Я хотел бы подчеркнуть, - заявил Мушарраф, - что, как и все религии, ислам учит миру и любви к ближнему. Он обязывает своих сторонников делать добро, быть великодушными, милосердными, милостивыми ко всем людям". Президент напомнил, что мусульмане приветствуют друг друга формулировкой "ас-салам-у алейкум", которая означает "мир тебе", и что это приветствие "символизирует самую суть исламской веры". Призывая не смешивать религию с политическими течениями, проповедующими насилие, Мушарраф предупредил: "Терроризм не христианское, буддистское, иудейское или исламское учение, он должен быть осужден, независимо от того, кто им занимается, отдельный человек, группа или государство".

Однако официально заявленная позиция президента разделяется в Пакистане далеко не всеми. Ислам в этой стране следует самому либеральному из суннитских "мазхабов" (богословско-юридических школ) - "ханафитскому". Но, несмотря на это, здесь уже в XIX веке образовалось два течения: "деобанди" и "барельви". Первое носит интеллектуальный, социально-элитарный и строгий фундаменталистский характер. Второе - более терпимое, близкое к народному благочестию и к суфийским "тарикатам" (братствам).

С течением времени "деобанди" сблизились с ваххабитами, "Братьями-мусульманами" и другими течениями, идеализирующими "предков" времен Пророка Мухаммада и первых четырех халифов. Именно в недрах этого движения была основана "Джамаат-и Ислами", которая сегодня является стержнем пакистанского фундаментализма. Улемы (богословы и знатоки мусульманского права) деобандийской ориентации образовывают "Джамият уль-улема-и Ислам" (ДУИ, "Общество улемов Ислама"), а их коллеги барельвийского толка объединяются в "Джамият уль-улема-и Пакистан" (ДУП, "Общество улемов Пакистана").

Под влиянием терактов 11 сентября, атаки на Афганистан и падения режима талибов произошло сближение ДУИ и ДУП. Последнее перешло на более экстремистские позиции, которые не были ему свойственны ранее. Теперь, в преддверии выборов 10 октября, шесть исламских партий объединились под предводительством "Джамаат-и Ислами" в избирательный блок фундаменталистского толка "Муттахида маджлис-и амаль" (ММА, "Объединенный союз действия"), председателем которого является глава ДУП Маулана Шах-Ахмад Нурани.

Другой влиятельный лидер ММА - Маулана Сами-уль-Хак, ректор медресе "Хаккания", чьи студенты после англо-американской атаки на талибский Афганистан вывесили на фасаде школы транспарант с лозунгом: "Усама - наш герой". Сами-уль-Хак также председатель одной из фракций ДУИ и лидер проталибской организации "Пакистанско-Афганского совета обороны".

8 сентября Сами-уль-Хак открыл предвыборную кампанию в парке "Ништар" в Карачи, на митинге, в котором участвовали не более 5 тысяч человек. Он произнес речь, преисполненную ненависти к другим религиям. После нападок на Мушаррафа, названного им "ставленником Соединенных Штатов", лидер ММА обвинил американского президента Джорджа Буша в том, что тот ведет крестовый поход против ислама. По словам Сами-уль-Хака, планируемая США атака на Ирак и поддержка ими "террористического правительства" Израиля "убедительно доказывают, что Америка воюет только против исламских стран". "Это, - сказал Сами-уль-Хак, - борьба между крестом и исламом, начавшаяся атакой США на Афганистан. Мы стремимся нашей победой на выборах доказать, что Пакистан выступает против Буша и его сообщника Мушаррафа".

Трудно сказать, насколько прогнозам ректора медресе "Хаккании" суждено сбыться. На митинге в бывшей пакистанской столице была принята резолюция, в которой осуждаются планы Буша по нанесению военного удара по Ираку с призывом к международной общественности предотвратить это "несчастье". Другой лидер ММА, Маулана Фазл-ур-Рахман, председатель другой фракций ДУИ, сказал, что в случае победы на выборах ММА отменит разрешение, данное Мушаррафом Соединенным Штатам, использовать пакистанские аэродромы в качестве баз для снабжения американских войск в Афганистане. Опыт прежних выборов, как и сравнительно небольшое число слушателей на митинге во многомиллионном Карачи, говорит о том, что фундаменталистские партии, популярные среди части интеллигенции и "духовенства", не пользуются большой поддержкой в народе.

Напомним, что Пакистан был основан в 1947 г. Мухаммадом Али Джинной как внерелигиозное, светское государство. Лишь как уступка фундаменталистам Пакистан был официально назван "Ислами Джумхурият-и Пакистан" - "Исламская Республика Пакистан". Несмотря на нестабильность своей истории, состоящей из вереницы государственных переворотов и военных диктатур, он всегда сохранял свой секулярный характер. Так, например, в Пакистане осталась унаследованная от англичан правовая система и западное судопроизводство. При этом законы шариата могут применяться в суде только на добровольной основе, по согласованию обеих сторон.

Именно против "светскости" Пакистана в первую очередь ведут борьбу партии, объединившиеся в ММА. Поэтому своими основными врагами ММА объявил "секуляристов". ММА, и прежде всего "Джамаат-и Ислами", выступают за "реисламизацию" Пакистана, превращение его в "исламское государство" согласно идеям, изложенным Маудуди в ряде книг, например, в ставшей классикой фундаменталистской мысли "Исламское государство и Конституция". На упомянутом митинге в Карачи Маулана Шах-Ахмад Нурани призвал избирателей голосовать за ММА, для того чтобы "спасти страну, ее исламский характер и ее ресурсы". Он сделал ряд демагогических обещаний. "ММА, - сказал он, - будет охранять Конституцию, бороться с коррупцией и терроризмом, защищать права женщин, обуздывать рост цен, спасать экономику от Международного валютного фонда и Всемирного банка, выбрасывать агентов США из страны". "Мы, - заявил он в заключении, - патриоты Пакистана и стремимся укрепить исламскую систему в стране".

В свою очередь, лидер "Джамаат-и Ислами" Кази Хусайн Ахмад предположил, что "грезы секуляристских сил никогда не сбудутся", поскольку все шесть религиозных партий "выдвигают позитивную программу, основанную на исламском шариате". Нормы шариата, по его словам, "охватывают все области жизни, подсказывая пути для реформы правовой системы, экономики, образования, полиции, администрации и всего остального".

Подобные "антисекуляристские" настроения питают целый ряд фундаменталистских группировок, связанных с движением "деобанди", которые то и дело возникают, распадаются, исчезают и снова появляются в иной форме. Многие организации, основанные на исламском фанатизме, посвящают себя преимущественно борьбе за присоединение к Пакистану той части Кашмира, которая находится под индийским управлением. Эта борьба, если верить обвинениям из Дели, часто ведется террористическими средствами не без поддержки исламабадских властей.

Тесное соединение религии и политики, характерное для индийско-пакистанского ислама, восходит своими корнями к периоду британского колониализма, когда мусульмане рассматривали себя как угнетенную нацию и столь же угнетенную религиозную общину. Еще мусульманский поэт Индии Аллама Мухаммад Икбал (1887-1938 гг.) писал в знаменитых стихах: "Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании".

Законченное теоретическое оформление идея слияния политики и ислама приобрела в мысли Маудуди. В книге "Исламская система и западная безрелигиозная демократия" он отвергает западную демократию, поскольку она, по его мнению, ведет к раздвоению и к порче человеческой личности. В книгах "Исламское государство и Конституция" и "Джихад в исламе" Маудуди объявляет строительство исламского государства разновидностью джихада. Это слово обыкновенно переводится как "священная война", но на самом деле оно значит "старание" и восходит к кораническому выражению "джихад фи сабил ул-лах" - "старание на пути Аллаха".

Тот, кто занимается джихадом, называется "моджахедом". Но поскольку слово "моджахед" используется прежде всего для обозначения тех, кто "старается" военными средствами ради ислама, Маудуди в применении к политической сфере переводил его на урду термином "талиб-и гаят", то есть "предельно старающийся", "стремящийся к пределу". Вот отсюда и идет название "Талибан" (множественное число от "талиб" на фарси/дари), которое присвоили себе афганские фундаменталисты. Укрепившийся в журналистике перевод этого слова как "студент (коранических школ)" - заблуждение. Большинство талибов были совершенно безграмотными, а "талиб" означает "студент" только в выражении "талиб-и ильм" ("стремящийся к науке"), по аналогии с которым Маудуди создал термин "талиб-и гаят".

По мнению Маудуди, "моджахед/талиб" должен руководствоваться в своей политической деятельности принципом "ибадата", означающим в исламском богословии "беззаветную преданность Аллаху". В политической же сфере это слово (производное от того же корня, что и "абд" - "раб") - отдача всех сил и знаний делу строительства исламского государства. В своем монументальном произведении в шести томах "Толкование Корана" Маудуди пишет: "Вы можете угодить Аллаху и заслужить его благосклонность, только стараясь на пути Аллаха: упорно воюйте против всех людей, партий и сил, которые создают преграды на пути Аллаха, которые мешают вам продвинуться на пути Аллаха или отворачивают вас от Него как его рабов и принуждают вас стать их рабами или рабами других". В книге "Джихад в исламе" Маудуди высказывает следующую точку зрения: "Ислам стремится разрушить все государства и правительства, где бы они ни находились на Земле, которые сопротивляются идеологии и программе ислама. Ислам стремится завладеть всей Землей, всей планетой". Исламское государство, в понимании Маудуди, зиждется на мистическом соединении самого Аллаха с преданным ему народом. Эту идею он определяет арабским выражением "хакимият-ул-лах ва-ш-шааб" - "суверенитет Аллаха и народа", или, в его же переводе, - "теодемократия".

В другом произведении Маудуди - "Рисалат-и диният" ("Послание о религиозности" - читаем: "Аллах твой хозяин и ты Его раб. Любое дело, которое раб совершает, прислушиваясь к своему хозяину, для его удовольствия, является ибадатом... Это подлинное значение ибадата, то есть беспрекословное подчинение Аллаху, переплавка в горниле ислама всей собственной жизни, не исключая даже самой незначительной ее части".

Этот воинствующий ислам, исторически обусловленный острой индусско-мусульманской конфронтацией в колониальной Индии, характеризует идеологию достаточно широких кругов современного мусульманского общества в Пакистане, несмотря на успокаивающие слова Первеза Мушаррафа. Этот воинствующий ислам стоял у колыбели режима талибов и может подорвать усилия Пакистана стать прочной частью всемирной антитеррористической коалиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1001
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1358
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1032
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости