0
2049
Газета Тенденции Интернет-версия

05.11.2003 00:00:00

Государство и вероисповедная политика

Тэги: религия, политика, россия, концепция


В апреле 2003 г. заведующая кафедрой религиоведения РАГС Ольга Васильева в интервью порталу "Религия и СМИ" рассказала, что РАГС работает над новой концепцией вероисповедной политики, а 15 октября 2003 г. в "НГР" была опубликована статья основных разработчиков концепции - Александра Журавского и Александра Кырлежева.

Оба автора - ученые и журналисты одновременно. Александр Кырлежев - обозреватель портала "Религия и СМИ", Александр Журавский - один из ведущих телепрограммы "Православная энциклопедия". Это говорит о том, что авторы статьи, являясь одновременно и авторами концепции, не оторваны тишиной кабинетов от реальной религиозно-общественной жизни.

РАГС является подразделением администрации президента, готовит кадры чиновников и выполняет аналитические задания. Если, предположим, на создание новой концепции существует заказ, то возникает вопрос: а нужна ли реально заказчику эта концепция и не постигнет ли ее судьба предыдущей концепции той же кафедры? Это был неплохой текст, но он не имел никакого отношения к реальной политике, не мог ни на что влиять и ничего формировать.

Авторы новой концепции пишут в "НГР", что эффективность современной государственной политики обеспечивается прагматизмом, ориентированным на защиту национальных интересов. Говорится там и про защиту демократических принципов. Но это было и в концепции заведующего кафедрой религиоведения РАГС, ныне покойного Николая Трофимчука.

Итак, прагматизм. Концепция должна быть полезной в осуществлении политики. Какой? Напомним подзаголовок статьи: "Политика власти в отношении конфессий должна строиться на концептуальных основаниях". Читатель может понять эту фразу как обращение к власти: мы написали концепцию, возьмите, она вам нужна.

А нужна ли?

Концепция должна исходить из опыта и опираться на практику. В России часто происходит обратное. Беда России в том, что мы пишем концепции, которые должны коренным образом повлиять на нашу жизнь, а затем сталкиваемся с тем, что жизнь и политика строятся и развиваются независимо от наших концепций. Можно, конечно, написать концепцию под нужды сиюминутной политической практики, как говаривали раньше, научно ее обосновать. В этом, разумеется, тоже есть нужда, но это не концепция.

Все умозрительные, фантазийные концепции, которые затем пытались превратить в проекты, неоднократно проваливались. Не состоялся проект "Традиционные религии". Не состоялся проект "Альтернативное православие". Не состоялся проект "Русский ислам".

Рассуждения, оторванные от жизни, бесплодны и теряют смысл. Сегодня нет религиозной политики, а есть порочная практика лоббирования интересов. Чиновник X лоббирует интересы Московской Патриархии. Чиновник Y лоббирует интересы Совета муфтиев. И так далее.

Эта практика может привести к крупному религиозному конфликту, и предупредить его можно только с помощью простых, неспешных и ясных шагов в реструктуризации администрирования. Сначала нужно создавать механизмы взаимодействия. Затем учиться управлять этими механизмами. Нужен орган, который выстраивает вероисповедную политику сегодняшнего дня, не претендуя на руководство глобальными религиозно-политическими процессами. Он заключает конкордаты с религиозными организациями. Он разрешает конфликтные ситуации и по возможности предупреждает их. Медленно. Внимательно. За годы накапливается опыт, вырабатывается алгоритм, уходят страхи и взаимные подозрения. Возникает партнерство. Партнерами не становятся в одно мгновение. Это процесс долгий.

Концепции религиозной политики зачастую разрабатывают эксперты, которые не представляют, как реально существует и действует главный религиозный институт России - Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Одни считают, что это одна из коммерческих организаций, не очень влиятельных, поскольку ее годовой бюджет невелик. Другие понимают РПЦ как бюрократическую структуру. Именно с этой точки зрения два года назад описывал РПЦ в своем интервью некий бывший сотрудник администрации президента. Светскому чиновнику трудно понять, что помимо денег, карьер и интриг в Церкви существует некая особая сила, толкающая церковных чиновников совершать действия, кажущиеся неразумными, нелогичными и несистемными. Именно это свойство Церкви не позволяет даже самым продвинутым политтехнологам манипулировать религиозным процессом.

Авторы новой концепции, являясь экспертами, также прекрасно знают мистическую составляющую и иррациональные смыслы Церкви и понимают, каким образом эти смыслы могут пресуществляться в политические действия. Есть надежда, что им удастся создать документ, который будет работать и реально формировать пересечение религиозного и секулярного пространств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
753
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1003
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
804
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
655

Другие новости