0
1739
Газета Тенденции Интернет-версия

21.12.2005 00:00:00

Откровение для всех

Матвей Селиверстов

Об авторе: Матвей Сергеевич Селиверстов - религиовед.

Тэги: христианство, вера, конфессия, диалог


Сегодня христианство меняется очень динамично. Всесторонние изменения затрагивают не только отношения Церквей с государством, но и отношения духовенства с мирянами. Социальная динамика также заставила лидеров христианских конфессий пересмотреть свое отношение к межрелигиозному диалогу. Одним из примеров такого пересмотра стала принятая на II Ватиканском Соборе Декларация об отношении Католической Церкви к нехристианским религиям "Nostra aetate".

В Декларации говорится о том, что все мировые религии разделяют определенные базовые представления о значимости человеческой жизни, благе, загробном воздаянии и т.д. Все религии, как подчеркивается в документе, стремятся найти ответ на вечные вопросы: "Что есть человек?", "Что является целью его существования?", "Что такое блаженство?", "Что является истиной нашего бытия?", "Кто мы и куда движемся?".

Несмотря на это, Декларация не дала окончательного ответа на вопрос о статусе нехристианских религий. Это обстоятельство предоставило простор католическим мыслителям для создания богословских концепций о роли христианства в межрелигиозном диалоге. В нашей статье речь пойдет о взглядах на данную проблему одного из наиболее влиятельных католических теологов XX века Карла Ранера, принявшего участие в работе II Ватиканского Собора. В современном католическом богословии ему принадлежит одно из наиболее фундаментальных учений. В работах "Христианство и нехристианские религии" и "Анонимные христиане" Карл Ранер писал и о межрелигиозном и межкультурном диалоге, подчеркивая исключительную роль христианства в этом процессе.

Знаменитый богослов полагал, что в современном мире христиане действительно могут положительно отвечать на вопрос о возможности спасения представителей других религий. Ранер рассматривал все нехристианские религии в рамках универсального божественного плана спасения. Их ценность состоит в том, чтобы приблизить человека к Богу путем "естественного познания". До момента появления Евангелия человек мог верить в единого Бога, не будучи при этом христианином.

В то же время Ранер с нескольких позиций рассматривал исключительность христианства. Во-первых, религия - это отношения Бога с человеком, инициированные самим Богом. В своем откровении Бог становится воплощенным Словом Божьим, и это Слово обращено ко всем людям вне зависимости от пола, расы, национальности и культуры. Именно поэтому, согласно Ранеру, христианство является единственной истинной религией. Все остальные религии рассматриваются как предшественники христианства, как пути, подготавливающие человека к принятию христианства.

Во-вторых, христианство, по Ранеру, имеет конкретное историческое основание. Оно полностью сосредоточено на личности Иисуса Христа. Это обстоятельство, по мнению богослова, является исходной точкой проникновения Бога в человеческую реальность. Именно поэтому христианство "обязательно" для каждого человека. "История спасения" начинается по-разному в различных регионах и в различное время, однако в определенный момент путь спасения становится универсальным, всеобщим. То есть до появления христианства все остальные религии были равно истинными, так как все они являлись началом пути к спасению. Свой статус истинности они утрачивают в конкретный момент встречи с христианством.

Это положение полностью согласуется с идеями "Nostra aetate", где говорится о том, что элементы божественного "плана спасения" усматриваются во всех религиях, так как они все "содержат в себе благодать Бога".

Рассуждения Ранера касаются не столько культурных истоков монотеизма, сколько понятия об универсальности религиозного опыта. Другими словами, католический богослов говорит о том, что всех людей объединяет опыт веры, опыт переживания священного, а не абстрактная идея вечного трансцендентного Абсолюта. Подобный опыт веры проявляется в различных социальных формах и приводит, в свою очередь, к созданию той или иной религиозной системы. Именно таким образом нехристианские религии участвуют в божественном "плане спасения". Однако подобная система необходима лишь как начальная ступень.

Христианство не рассматривает историю как циклический процесс, как это делают, например, приверженцы индуизма. История в христианстве линейна. С приходом на Землю Христа "план спасения" вступил в новую фазу, и именно поэтому человеку необходимо действовать согласно современной ситуации. Современная ситуация же, согласно Ранеру, такова, что верующий человек должен увидеть в христианстве единственную абсолютную религию.

Вместе с тем обращение к Богу, как считал немецкий богослов, может происходить вне Церкви. Ранер утверждал, что современный человек все чаще и чаще остается один на один с вечными вопросами, пытаясь познать тайну собственного бытия. При этом существуют реальные исторические предпосылки для того, чтобы этот человек смог спастись. Ранер считал, что тот, кто ищет встречи с Богом, является не просто монотеистом, а "анонимным христианином", потому что ответ на "вечные вопросы" он может получить только через благодать Христа.

Откровение позволяет человеку понять, что его жизнь - это свободный дар Бога. Немецкий богослов считал, что вера в запредельный источник собственной жизни является тем, что объединяет представителей нехристианских религий, а также формально нерелигиозных людей с христианами. Таким образом, конкретный исторический момент принятия человеком божественной благодати делает его анонимным христианином, который еще не знает о Церкви (где он бы стал явным, действующим христианином), но уже знает Бога.

Более того, феномен "анонимного христианства" может проявляться и в атеистической среде. Люди, соблюдающие правила нравственности, поступающие по совести, также предрасположены к познанию Бога, к принятию Его благодати. Сама попытка следовать "образу добродетельного человека" является доказательством того, что человек находится в "моральном поиске", который в конечном итоге приведет его к вере.

Сама идея "анонимного христианства" скорее важна для самих христиан, нежели для представителей других религий, потому что именно христианам в XX веке следует "иными глазами" взглянуть на роль различных духовных традиций в истории. Таким образом, учение Ранера - это и проповедь, и призыв к объединению одновременно. Божественный "план спасения" касается не только христиан, а всех людей мира. Христианская Церковь, как полагал богослов, не должна быть обособленной общиной, но настоящим, видимым авангардом, центром будущего объединения.

Подход Ранера во многом был новым. С одной стороны, он указывал на влияние процессов глобализации на современное состояние религии. Ранер считал, что обмирщение массового сознания угрожает целостности религиозных убеждений и возможности свободно выражать свою религиозную принадлежность.

С другой стороны, идея "анонимного христианства" должна была стать своего рода антиподом религиозному фундаментализму. Разумеется, такого рода идеи могут возникать не только в среде католических богословов. Вполне возможно, что со временем вслед за "анонимным христианством" мы станем свидетелями появления концепций "анонимного ислама" и "анонимного буддизма".

Идея "анонимного христианства" Ранера, несмотря на ее современность и привлекательность, была весьма критически принята в среде католических богословов. Сам немецкий теолог предостерегал от неверной трактовки собственных идей. Критики его концепции утверждали, что Ранер представил чрезмерно "красивую" картину, тогда как в действительности многие религии содержат элементы, которые являются не чем иным, как следствием заблуждений человека и результатом грехопадения. Примечательно, что одним из основных критиков учения Карла Ранера был кардинал Йозеф Ратцингер - нынешний Папа Римский Бенедикт XVI.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1360
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
680
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3607
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2816

Другие новости