0
1384
Газета Тенденции Интернет-версия

04.02.2009 00:00:00

Вспоминая уроки Ганди

Тэги: индия, христиане, насилие


индия, христиане, насилие Католический приют в штате Орисса после погрома.
Фото Reuters

«НГР» (№ 238) рассказывали о волне насилия в отношении христиан, которая прокатилась по ряду индийских штатов осенью 2008 года. До сих пор в лесах штата Орисса скрываются беженцы-христиане, которые опасаются возвращаться домой. Корреспонденту «НГР» удалось встретиться с пресс-секретарем Конференции католических епископов Индии священником Джозефом Бабу и побеседовать с ним о положении христиан – и католиков в частности – в этой стране.

– За последнее десятилетие Индия стала одной из самых быстрорастущих экономик мира. Как это обстоятельство, на ваш взгляд, повлияло на религиозную и духовную жизнь в стране?

– Индия стала страной с открытой экономикой примерно в начале 90-х годов, это обеспечило невиданный прежде экономический рост за последние 15 лет. В последние 5–7 лет ежегодный ВВП составлял почти 8–9%, это очень высокий показатель для любой страны. Однако вместе с экономической и политической либерализацией в Индии происходили и другие перемены: получили второе рождение индуистские группы и партии правого толка, идея национального государства стала главенствующей в политической повестке дня. На протяжении почти 40 лет правящей партией в Индии был Индийский национальный конгресс (ИНК). Деятельность этой партии основывалась на принципах секуляризма, веротерпимости, уважении всех религий. Однако в начале 90-х эти принципы были оттеснены концепциями «хинду раштры» (индусское государство), «хиндутвы» (индусской нации), а на политическую арену вышли правые партии националистического толка. Постепенно их влияние росло, на местах их поддерживали экстремистские группировки.

Экстремисты становились все более агрессивными по отношению к религиозным меньшинствам. Подобные вспышки агрессии уже имели место в современной истории Индии. Сначала это было противостояние индусов и мусульман, затем индусов и сикхов. В последние годы, с тех пор как окрепли правые экстремистские организации, насилию подвергаются христиане. Экстремисты убивают их, разрушают церкви, насилуют монахинь, сжигают дома священников, причем происходит это в разных штатах Индии.

– Как бы вы описали социальный статус христианина в индийском обществе? Что значит быть христианином, католиком в современной Индии?

– Надо признать, что на протяжении многих лет (и даже столетий!) христиане в Индии пользовались религиозной свободой и могли не беспокоиться о своей безопасности. В таких южных штатах, как Керала, христианство существует уже около двух тысяч лет. В некоторых штатах христиане проживают почти 500 лет, со времен португальской и французской колонизации (штаты Гоа и Тамилнад), а англичане принесли христианство и в другие районы страны. Христианские миссионеры открывали в Индии школы, университеты, существующая эффективная медицинская система – это тоже их заслуга. Эти школы или больницы предназначались всему индийскому обществу, а не отдельным кастам.

Экстремисты считают тех, кто не исповедует индуизм, чуждыми индийскому обществу, невзирая на то, как долго те или иные религиозные группы существуют в Индии. Они утверждают, что прежде индусы были вынуждены служить представителям других религий (мусульманам или христианам-британцам), а теперь настало время реванша.

– Ощущают ли христиане враждебность и агрессию в повседневной жизни? Или речь идет лишь о вспышках насилия, спровоцированных политическими силами?

– Безусловно, проявления насилия и агрессии в отношении христиан вовсе не носят спонтанный характер. Они политически инспирированы и подготовлены экстремистскими организациями, этим объясняются их периодичность и масштабность. Так было летом и осенью этого года в штате Орисса, в прошлом году в штате Гуджарат, несколько лет назад в Карнатаке.

При этом уровень терпимости во взаимоотношениях простых людей очень высок: индийцы привыкли жить в тесном многорелигиозном и многонациональном пространстве. О повседневной бытовой враждебности можно говорить лишь применительно к некоторым штатам. О многом говорит тот факт, что 85% индусских семей предпочитают отдавать своих детей в католические школы – из-за более высокого уровня образования.

К сожалению, правительство не контролирует экстремистов в достаточной мере. Зачастую мы сталкиваемся с пассивностью или молчаливым согласием с действиями экстремистов со стороны местных властей, а федеральное правительство не решается применить к ним радикальные меры. Экстремистских организаций в Индии насчитывается около тысячи, многие из них финансируются членами состоятельной индийской диаспоры из-за рубежа – только в США проживают более 2,5 миллиона выходцев из Индии. Часто такие организации прикрываются «социально-культурной деятельностью».

– Индусские радикалы обвиняют христиан, и католиков в частности, в том, что они занимаются прозелитизмом, то есть обращают в христианство индусов и неприкасаемых. Как бы вы прокомментировали эти обвинения?

– Эти обвинения сильно преувеличенны. Христианству в Индии – около 2 тысяч лет, но при этом христиане составляют лишь 2,5% от более чем миллиардного населения страны.

Социальная, миссионерская деятельность Церкви всегда была направлена на развитие всего индийского общества, особенно отсталых групп населения, в частности народностей и племен северных штатов. Кастовая система была основой этого неравенства и отсталости. До сих пор 18% населения страны относятся к низшей касте неприкасаемых или далитов. Еще 8% составляют племена или меньшинства северных штатов, и на протяжении 300 лет христианские миссионеры работали в основном с этими группами населения. В XX веке именно представители этих групп чаще всего принимали христианство. Высшие касты индийского общества, в свою очередь, никогда не были заинтересованы в том, чтобы низшие слои общества получили равные права или как-то поднялись в социальной иерархии. Кастовая система де-факто сохраняется, хотя официально она была упразднена после провозглашения независимости.

Пережитки кастовой системы сохраняются даже внутри Католической Церкви в Индии. Христианство, как и любая другая религия, существует в более широком социальном контексте, а кастовая система слишком укоренена в сознании людей, в их жизненном укладе.

– Что привлекает в католицизме тех индийцев, кто принимает его сегодня?

– Нужно сказать, что в южных штатах, таких как Керала, Карнатака или Гоа, подавляющая часть духовенства и мирян – выходцы из высших слоев общества. Но там христианство, как я уже отмечал, существует многие столетия. В других районах страны христианство главным образом привлекает выходцев из более низких слоев общества. Будучи индусами, они обречены на низкий социальный статус. Только христианство дает им шанс изменить его и обрести основные свободы.

– Как Католическая Церковь на практике борется с пережитками кастовой системы?

– Внутри Церкви, на мой взгляд, борьба ведется довольно эффективно. Так, сегодня целый ряд церковных иерархов – архиепископов, епископов – это выходцы из низшей касты далитов и малых племен. Таковых у нас 20 человек. Конференцию католических епископов Индии возглавляет кардинал – выходец из малого племени (речь идет о кардинале Телесфоре Плацидусе Топпо, выходце из племени адиваси. – «НГР»). Достигнутого, конечно, недостаточно, не все проблемы решены – иногда молодежь из семей неприкасаемых и сегодня не принимают в некоторые католические учебные заведения, в некоторых храмах до сих пор сохраняются отдельные скамьи для далитов, подальше от алтаря. Однако ситуация улучшается. Недавно, 7 декабря, при поддержке католического епископата в стране был проведен «День освобождения далитов».

– Как вы смотрите на будущее христианства в Индии? Можно ли рассчитывать на достижение гражданского и межрелигиозного согласия в обществе?

– Я смотрю в будущее с оптимизмом. В масштабах страны мы можем говорить о многовековой культуре сосуществования различных религий, и большинство населения, исповедующее индуизм, толерантно к другим конфессиям. Так, в штате Орисса, который этой осенью был охвачен волной насилия в отношении христиан, было много выступлений и демонстраций в поддержку христианского населения и прекращения агрессии. Кроме того, силы экстремистов и фундаменталистов достаточно разобщены, и в стране есть оппозиционные партии, активно выступающие против них. Ноябрьский теракт в Мумбаи еще раз продемонстрировал способность индийской нации объединяться перед лицом реальной угрозы, забыв о междоусобице. Католические больницы в Мумбаи принимали всех пострадавших вне зависимости от их вероисповедания, а помощь собирали христиане по всей стране. И это дает нам надежду, ведь в ситуации насилия самыми сильными оказываются те, кто избегает ответного насилия. Как и прежде, в трудную минуту Индия помнит уроки Махатмы Ганди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4952
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2719
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3132

Другие новости