0
3018
Газета Тенденции Интернет-версия

20.01.2010 00:00:00

Призрак имама Зейда

Тэги: йемен, война, зейд


йемен, война, зейд В боях правительственных войск с шиитскими повстанцами в конце 2009 года противники не пощадили даже мечети.
Фото Reuters

В северной йеменской провинции Саада не прекращаются вооруженные столкновения йеменских повстанцев-зейдитов сторонников убитого в конце декабря 2009 года Абдул Малика аль-Хуси с центральным правительством Йемена. В настоящее время боевые действия уже переросли в локальную войну, в которой становится все больше участников. Напомним, поводом для начала широкомасштабной военной операции стал обстрел 5 ноября в граничащей с Йеменом провинции Джизан саудовского пограничного патруля, после чего в схватку в приграничных районах вмешался Эр-Рияд.

Зейдизм является одним из ответвлений шиизма и происходит от имени Зейда ибн Али, внука Хусейна, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира (ум. 732). Это направление появилось в 30-е годы VIII века, когда часть шиитов поддержала стремление Зейда – сына Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда с оружием в руках доказать свое право на верховную власть в халифате. Зейдиты стремились создать теократическое государство во главе с выборным имамом из рода Али. В вопросах догматики они считают, что было пять имамов, отрицают божественную природу имамата. В противоположность большинству шиитов ими не признается учение о «скрытом» имаме, предопределении и отрицается так называемое «благоразумное» скрывание (такыйя) своей веры, возвращение «скрытого» имама. Признавая, что главой мусульманской общины может быть любой представитель рода Али, открыто выступивший с оружием в руках, последователи этого направления шиизма допускают одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Политическая активность зейдитов на протяжении истории ислама неоднократно приводила к образованию государств в различных частях халифата: Северной Африке (791–926), на севере Ирана (863–928). Однако дольше всего они находились у власти в Йемене (901–1962).

В настоящее время большинство из 7 миллионов последователей зейдизма проживают на северо-востоке этой страны, составляя более трети населения. Приверженцы этого направления ислама проживают также в Саудовской Аравии, Пакистане и Иране.

Провинция Саада являлась центром йеменского зейдитского государства более тысячи лет. Этот район является родиной зейдитских религиозных лидеров и древних хашимитских семейств, часть которых представляют руководители нынешнего мятежа во главе с Хусейном Бадр ад-Дином аль-Хуси и Абдулом Маликом аль-Хуси. Их отец, Бадр ад-Дин, был одним из крупнейших в Йемене зейдитских богословов. На протяжении всей истории этого региона местные шиитские племена были фактически независимы. Признавая имама в основном лишь как духовного главу своих единоверцев, лидеры местных кланов нередко выступали против него, реально осуществляя в подконтрольных им районах управление и судопроизводство. Одновременно попытки османов или англичан подчинить местные племена терпели неудачу.

Произошедшая в Йемене революция 1962 года, когда армейские офицеры свергли короля (одновременно имама зейдитов), вызвала негативную реакцию наиболее влиятельных племен. И в стране разгорелась гражданская война, в которой республиканцам активно помогали египетские войска. Но в 1967 году они были выведены из Йемена. Попавшие в трудное положение республиканцы тем не менее продолжали борьбу, которая закончилась в 1970 году компромиссом армейских кругов, оставшихся у власти в Йемене, и верхушкой племен, сохранивших свой старинный уклад и традиционные привилегии.

В 1979 году после Исламской революции в Иране в населенной большей частью шиитами провинции Саада произошли волнения. Росту протестных настроений среди жителей севера способствовали падение уровня жизни населения (более 40% жителей Йемена находятся за чертой бедности), высокий уровень безработицы, коррупция, неспособность властей решать социальные проблемы региона. В этой ситуации успехи Исламской революции в Иране, а также «Хизболла» в Ливане были взяты зейдитами за пример отстаивания своих прав.

В 1997 году депутат йеменского парламента Али Хусейн аль-Хуси создал религиозно-политическую организацию «Аш-Шабаб аль-Муминин» («Правоверная молодежь»), которая стала активно призывать в мечетях йеменской столицы – Саны и ряда других городов к джихаду против США и Израиля, выводу американских войск из Ирака, требовать создания независимого палестинского государства, подвергать жесткой критике политику правящего режима, призывая к широкомасштабным акциям неповиновения властям.

Постепенно хусистами были сформированы боевые отряды, которые начали нападать на подразделения регулярной армии, военные объекты. Попытка ареста властями Али Хусейна в июне 2004 года обернулась вооруженным конфликтом правительственных войск и его сторонников. После гибели аль-Хуси в том же году во главе шиитских зейдитов встал его брат Абдул Малик. По сути, боевые действия между властями и мятежниками не утихают до сих пор. Повстанцы требуют от президента Йемена Али Абдаллы Салеха предоставления им возможности участвовать в работе органов местного самоуправления, выделения средств на экономическое развитие провинции Саада, материальной компенсации ущерба, понесенного местными жителями в ходе боевых действий. Можно также отметить, что вопреки заявлениям йеменских властей зейдиты не требуют предоставления им независимости. Вместе с тем этот тезис активно используется нынешним йеменским режимом с целью выделения им дополнительных финансовых средств со стороны Эр-Рияда для ведения военной кампании в Сааде.

Сразу после начала боевых действий в ноябре прошлого года власти страны возложили ответственность за происходящее на Иран, обвинив его в стремлении организовать на основе хусистского повстанческого движения вооруженные отряды по образцу ливанской «Хизболлы», стремясь обострить ситуацию в населенных шиитами районах Саудовской Аравии.

Вместе с тем в граничащих с территорией Саудовской Аравии районах Йемена проявляют активность преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков и оружия, каждая из них могла, нелегально пересекая границу, обстрелять саудовских пограничников. Более того, инцидент произошел в том месте, где граница двух государств четко не определена. Не стоит забывать, что в Йемене действует и другая радикальная исламистская сила – суннитская группировка «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», ставящая перед собой цель дестабилизации обстановки в соседней Саудовской Аравии и использующая слабоохраняемую границу двух государств для переброски своих боевиков. Можно также заметить, что йеменские власти, которые начиная с 2004 года не в состоянии решить проблему шиитских повстанцев, также имели прямую заинтересованность в открытии второго фронта против хусистов.

В настоящее время противостояние повстанцев с Саудовской Аравией и властями Йемена все больше рассматривается как столкновение геополитических интересов региональных центров силы Саудовской Аравии и Ирана. Обвинения Тегерана в поддержку зейдитов автоматически поднимают статус конфликта до уровня межконфессионального, тем самым Йемен получает возможность рассчитывать на поддержку суннитского мира, и прежде всего стран Персидского залива, где остро стоит проблема шиитского меньшинства. В частности, можно напомнить, что 15% населения Саудовской Аравии, являясь последователями шиизма, требуют предоставления им широких политических и религиозных прав, а также демонстрируют готовность к проведению антиправительственных выступлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1940
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2270
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3329
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2479

Другие новости