0
1848
Газета Тенденции Интернет-версия

05.10.2011 00:00:00

Культурный код арабской смуты

Анатолий Саватеев

Об авторе: Анатолий Дмитриевич Саватеев - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

Тэги: арабский мир, ислам


арабский мир, ислам Пример вождей исламского сопротивления прошлого вдохновляет нынешних ливийских повстанцев.
Фото Reuters

В так называемых арабских революциях (которые с научной точки зрения следовало бы именовать мятежами, переворотами, антиавторитарными выступлениями) отразились, с одной стороны, процессы глобализации в их западном варианте и, с другой – традиционные парадигмы исламской цивилизации. Их причудливое взаимодействие, которое проявляется как в противоборстве, так и в симбиозе, соперничестве и взаимной адаптации, пожалуй, с большей доказательностью, чем любые иные критерии, способно объяснить причины и суть потрясений, переживаемых арабскими странами. Тем более что взятые по отдельности экономические, социальные, демографические и даже политические факторы не могут дать исчерпывающего ответа на вопрос о предпосылках выступлений в этих североафриканских странах, выделяющихся своим относительным благополучием на общем фоне мусульманского мира.

Арабская Африка и Ближний Восток, превратившиеся в зону бурных антиправительственных выступлений, давно являются частью глобального мира, реальность которого определяется в значительной мере действием современных средств массовой коммуникации – Интернета, телевидения, газет и радио. Господствующие в них западные социокультурные образы и модели поведения (в частности, демократия в ее формальном выражении, упор на закон как тотальное средство разрешения всех вопросов) идут вразрез со сложившимися в местной среде установками, отдающими основную дань традиционным морали, верованиям, коллективному мировосприятию, эмоциональным ценностным характеристикам. Западная политическая и правовая культура в наибольшей степени отвечает идеалам и стремлениям молодой, образованной части арабского общества – часто тем людям, которые, имея высшее образование, в том числе полученное за рубежом, остаются невостребованными на родине в силу безработицы и винят в этом (вполне справедливо) традиционные порядки и власть. Свое будущее молодые люди связывают с выходом за пределы исламских социально-политических и культурных условий, с заменой моральной, ценностной шкалы на формально-правовые, западные стандарты отношений в обществе. В связи с этим отвергаются многие ценности восточного общества, которые – особенно властные отношения – начинают восприниматься (в значительной мере оправданно) как отсталые, консервирующие застой, несовместимые с развитием – в первую очередь экономическим. Воплощением застоя видится верховный правитель, идеалом – западная, прежде всего американская, правовая и политическая культура. Но конечным результатом становится размывание фундаментальных, цивилизационных основ бытия индивида и общества, постепенно перерастающее в отказ части образованной молодежи от отечественных ценностей во имя западных.

Революционеры прибегают к способам, которые, напоминает петербургский арабист Евгений Зеленев, именуются термином «аль-фитна» (смута) и которые сводятся к свержению политической верхушки. Аль-фитна как явление весьма распространено в истории практически всех стран региона и представляет собой устойчивую форму политической борьбы. Термин «аль-фитна» встречается в Коране 35 раз и всегда в отрицательном значении. Его можно перевести как «соблазн», «безумие», «заблуждение», «смута».

Что такое смута в арабской политической практике? Это массовые выражения протеста против существующей власти людей различных социальной принадлежности и политических убеждений, с которыми официальные власти не в состоянии справиться. Возникающая политическая неопределенность развития событий призвана скрыть интересы и цели закулисных политических фигур, нередко пытающихся манипулировать сознанием и действиями участников событий. Термин «аль-фитна» в первую очередь характеризует состояние сознания вовлеченных в события негодующих масс. Попытки влиятельных лиц направить стихию протеста в нужное русло также составляют особый аспект аль-фитны. В любом случае аль-фитна расценивается как зло, в борьбе с которым оправданы все средства, включая уничтожение носителей смуты. Впервые под таким названием в историю исламского мира вошли события 656–661 годов, когда в Халифате развернулась ожесточенная схватка за верховную власть. Позднее подобные смуты случались неоднократно, в том числе в XIX и XX веках: например, в 1882, 1919, 1991–1992 годах в Египте, в 1908 году – в Сирии. Нынешние антиправительственные выступления вошли в арабскую историческую литературу под названием «смута в месяц Рамадан».

Тем не менее в каждой из стран, пораженных антиавторитарными выступлениями, есть своя специфика, анализ которой выводит на поверхность факторы цивилизационного свойства. Так, в Ливии выступления против Муаммара Каддафи не случайно начались в восточной части страны – Киренаике. Эта область – вотчина мусульманского духовно-религиозного ордена Сенусийа, созданного авторитетным североафриканским улемом (богословом) Мухаммадом ас-Сенуси в первой половине XIX века. Социально консолидированный, воспринявший ряд ваххабитстких идей – в частности, воссоздания раннеисламского государства – орден оказал упорное сопротивление французским и итальянским колонизаторам. Во Второй мировой войне выступил на стороне союзников, с согласия которых в 1951 году тогдашний лидер Идрис ас-Сенуси, потомок Мухаммеда ас-Сенуси, провозгласил себя королем Ливии. Но уже в 1969 году король был свергнут группой офицеров во главе с будущим лидером ливийской революции Муаммаром Каддафи.

Обращает на себя внимание апатия исламистских организаций (за исключением египетских «Братьев-мусульман»), которые, казалось бы, должны были воспользоваться смутой, чтобы перехватить инициативу и привести к власти своих людей. Тем не менее в конфликты, по большому счету, ни одна из довольно многочисленных групп, если не считать разрозненные выступления исламистов в Алжире, не вмешалась. Запоздалые заявления представителей «Аль-Каиды», пожалуй, только подтверждают предположение о цикличности развития исламистских идей.

Пока можно констатировать, что антиавторитарные выступления в арабском мире оказались неожиданными как для Запада, так и для исламистов. Вполне возможно, что после серьезных потрясений в охваченных смутой государствах произойдут изменения формально демократического характера. Однако едва ли они приобретут необратимый характер – стоит только вспомнить революцию 1979 года в Иране: цивилизационной основой в этих регионах был и остается ислам, и он, безусловно, еще вернет свои позиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1138
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3078
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости