0
4320
Газета Тенденции Интернет-версия

20.03.2013 00:01:00

Пирамида власти давит на Египет

Павел Гулькин

Об авторе: Павел Германович Гулькин – переводчик.

Тэги: египет, ислам


египет, ислам Исламисты признают только свое прочтение Корана. Фото Reuters

В конце февраля с.г. один из наиболее выдающихся интеллектуалов Египта – профессор истории и философии Юсуф Зейдан – был вызван в Генеральную прокуратуру страны, где ему были предъявлены обвинения в «оскорблении религии, разжигании религиозной розни и поощрении религиозного экстремизма» по нескольким статьям уголовного и административного кодексов.
Возглавлявший вплоть до 2012 года Центр древних рукописей Александрийской библиотеки Юсуф Зейдан – мировая знаменитость, один из наиболее известных в стране и за рубежом исследователей арабского и исламского наследия, перу которого принадлежит около 600 научных работ по исламу, истории рукописного творчества, средневековой исламской философии, истории, теологии и медицине. А также писатель, автор историко-философского романа «Азазель», принесшего ему премию «Арабский Букер» за 2009 год.
Но выдвинутые против Зейдана формальные обвинения были связаны не с его романом, а с научной монографией «Арабское богословие и истоки религиозного насилия». В ней ученый обосновывал тезис о единстве всех трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, и доказывал, что случаи религиозного насилия в Ближневосточном регионе, где они возникли, имели место, лишь когда эти религии в разные исторические периоды смешивались с политикой и становились инструментом в противостоянии различных религиозно-политических течений и групп. Несмотря на очевидно экуменистическую направленность этой теории, заявление в Генеральную прокуратуру Египта с обвинениями ученого в разжигании религиозной розни и оскорблении веры направила Академия исламских исследований при университете «Аль-Азхар». Академия объединяет 50 наиболее выдающихся исламских богословов и законоведов, наделенных правом выпускать фетвы (заключения и решения по отдельным вопросам, основывающиеся на принципах ислама и юридических прецедентах).
Абсурдность ситуации заключается в том, что заявление Академии исламских исследований в прокуратуру датируется 2009 годом, когда в свет вышло первое издание «Арабского богословия» (к настоящему моменту уже 8 переизданий), про которое член совета той же академии Абд аль-Му’ти Буюми сказал: «Без нее не может обойтись ни один исследователь исламской мысли». Тем не менее заявление вдруг было извлечено на божий свет и предъявлено удивленному Зейдану. В совокупности за «прегрешения» по этим статьям наказание может составить до 5 лет лишения свободы.
Чем же вызвана столь мощная атака на кабинетного ученого, занимающегося узкими и понятными ограниченному кругу специалистов вопросами? Сегодняшний Египет представляет собой полигон, где отрабатывается проект «политического ислама». Пришедшие к власти два года назад исламские силы, наиболее влиятельными из которых являются «Братья-мусульмане» и салафиты, используя существующие в стране государственные структуры и институты, стремятся полностью перестроить общественную и гражданскую жизнь на принципах шариата. Происходит то, что называется «ихванизацией» государства или (как считают некоторые специалисты) «огосударствление ихванов» (от «Аль Ихван аль-Муслимун», то есть «Братья-мусульмане»). Формально вышедший из рядов ихванской Партии свободы и справедливости президент Мухаммед Мурси медленно, но верно расставляет на ключевые государственные должности представителей ассоциации «Братьев-мусульман», включая и нового генерального прокурора Талаата Абд Аллаха. Принятая 23 декабря 2012 года новая Конституция Египта предусматривает, что все вопросы, связанные с шариатом, будут находиться в ведении университета «Аль-Азхар», то есть прежде всего пресловутой Академии исламских исследований, обвиняющей сегодня Юсуфа Зейдана.
Признаки «ихванизации» общественной жизни в Египте стали заметны уже вскоре после победы январской революции 2011 года: на экранах телевизоров все чаще мелькают лица бородатых комментаторов, выступающих за повсеместное распространение норм шариата, женщины-дикторы в эфире стали появляться в хиджабах, в Александрии на набережной на женские статуи натянули покрывала, в Мансуре неизвестные накрыли полотном памятник выдающейся египетской певицы Умм Культум, в городе Минья, в 245 км от Каира, вандалы стащили с постамента бюст патриарха египетской литературы Тахи Хусейна. Происходит постепенное усиление давления на работников прессы: на последней Международной каирской книжной ярмарке на встречу президента Мурси с издателями не были приглашены многие известные либеральные журналисты. Национальные газеты отказываются печатать материалы журналистов, содержащие критику президента и «Братьев-мусульман».
Богословы «Аль-Азхар» претендуют на монопольное толкование ценностей ислама.	Фото Reuters
Исламисты не обошли своим вниманием даже такой объект всемирного наследия, как пирамиды в Гизе и Сфинкс: в ноябре 2012 года воинствующий салафитский шейх Марджан Салем аль-Джаухари призвал разрушить их, «так же, как мы разрушили скульптуры Будды в Афганистане». Египетское культурное наследие находится под реальной угрозой уничтожения: из-за уличных выступлений даже полицейские, охраняющие Каирский музей, попрятались внутри здания, боясь попадаться на глаза бушующей толпе. На фоне усугубляющихся экономических трудностей, непрекращающихся уличных беспорядков и усиливающегося натиска исламистов в среде египетской творческой интеллигенции постепенно воцаряется атмосфера тревоги и неуверенности. Деятели искусства и культуры жалуются на притеснения и крепнущую цензуру, а многие уже заявляют о желании уехать из страны.
Юсуф Зейдан стал первой крупной фигурой из либерального лагеря, кому исламисты решили устроить публичную порку, поскольку именно он вызывает у них наибольшее раздражение. Претендуя на монополию в сфере властвования над умами и душами, они видят в нем тем более опасного конкурента, что он принадлежит к числу немногих ученых в Египте и мире, способных переигрывать их на их собственном поле: успешно обосновывает необходимость непрерывности и безэксцесности культурно-религиозного процесса в мультикультурной среде, черпая свою аргументацию в священных для мусульман источниках. Причем делает это намного убедительнее начетников из «Аль-Азхара», не желающих читать ничего, кроме выхолощенных пособий по исламской догматике и ритуалу. Вряд ли можно считать простым совпадением то, что вызов Зейдана в прокуратуру последовал спустя всего несколько дней после его лекции в Александрии под названием «Басня о применении шариата». Один из читателей так прокомментировал статью в журнале «Иляф», посвященную случаю с Зейданом: «Чем дальше держится мусульманин-суннит от разных там философий, спекулятивных богоисканий и заблуждений атеистов, тем в большей девственности и чистоте он сохраняет свою веру, суннитское учение, свой фундаментализм и общинность».
Вряд ли невежественным исламистам удастся доказать свои нелепые обвинения: Зейдан попросил месяц, чтобы представить письменные объяснения по поводу «оскорбления религии и разжигания религиозной нетерпимости и розни», и, несомненно, прокурорским работникам придется сильно попотеть, вникая в тонкости богословско-философских силлогизмов и разбираясь в цитатах средневековых теологов, чтобы найти в них призывы к религиозной розни. Попытки заставить замолчать ученого такого калибра обречены: в ближайшее время Юсуф Зейдан намерен выпустить новый сборник «Семиричники», посвященный критическому разбору религиозных стереотипов и застоявшихся догм в свете происходящих революционных катаклизмов. В своем последнем интервью общеарабскому изданию «Аш-Шарк аль-Аусат», выходящему в Лондоне, он пожелал «Братьям-мусульманам» очнуться от пещерных представлений, в которых они пребывали на протяжении десятков лет, и ответил на вопрос: «Наступила ли «осень переворота» после арабской весны?» так: «Мы посередине пути… Я думаю, в нашей стране (Египте. - «НГР») в ближайшем будущем будет много насилия… Те, кто перехватит власть у исламистов, или, вернее будет сказать, – у тех, кто ошибочно и ложно претендует на то, что следует по пути ислама, откажутся от своих приобретений только ценой большой крови».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3491
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2268

Другие новости