0
5016
Газета Тенденции Интернет-версия

17.07.2013 00:01:00

Природоведение не от мира сего

Анатолий Черняев

Об авторе: Анатолий Владимирович Черняев – старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук.

Тэги: экология, рпц, наука, христианство, аркадий малер


экология, рпц, наука, христианство, аркадий малер Церковь время от времени безуспешно пытается воздействовать на стихию силой молитвы. Фото Reuters

Ответ Аркадия Малера лишь навел дополнительную тень на и без того путаный «плетень» экологической декларации РПЦ. Начнем с основ. Полемизируя со мной, автор указывает, что в библейском «антропоцентризме, якобы отчуждающем Бога от человека, а человека от природы, нужно обвинять не столько христианство, сколько саму ветхозаветную религиозность, не принявшую Новый Завет». Курьезно, что вслед за этим Малер излагает «христианскую точку зрения» на природу и мироздание, опираясь исключительно на... ветхозаветные тексты: книгу Бытия и книгу псалмов (следующая потом отсылка к посланиям апостолов относится уже к другому вопросу).
«Экологическая позиция христианства, – продолжает Малер, – сделала шаг вперед по сравнению с древним иудаизмом, поскольку, например, христианство отказалось от кровных жертвоприношений... Если же следовать всем православным постам, то воздерживаться от мяса в общей сложности иногда приходится до полугода». Относительно постных дней придется внести уточнение: их число составляет от 178 до 212 в году, то есть не «до полугода», а заметно больше. Да и по существу данный аргумент ничего не доказывает, поскольку в урочные дни вкушение мяса благословляется даже православным верующим, а во времена Ветхого Завета животных, использованных в жертвоприношениях (только, конечно, не «кровных» – тут у автора «жертва» перепутана с «местью»), тоже съедали, так что результат одинаковый. И в чем же тогда «шаг вперед»?
Ключевая загвоздка в том, что христианский дискурс в принципе несовместим с экологическим, ибо у богословия и науки совершенно разные представления о природе. Точнее, они заняты вообще разными природами. Наука, в том числе экология, обращена к изучению реальной, наличной природы, за пределами которой у нее нет и не может быть объектов внимания. Богословие же, наоборот, рассматривает эмпирическую природную данность как призрачное, преходящее, извращенное состояние мира, противопоставляя ему фантастический образ природы в ее райском состоянии, которое якобы было «до грехопадения» и будет восстановлено после «конца света». Поэтому с богословской точки зрения окружающая нас реальная природа, по сути, не представляет ни ценности, ни интереса. И это эсхатологическое сознание, наряду с антропоцентризмом, послужило одной из существенных духовных предпосылок экологического кризиса.
Аркадий Малер считает, что гарантией убедительности «Позиции РПЦ по актуальным проблемам экологии» может служить то, что ее текст широко обсуждался, в частности, в Интернете. Действительно, подобное обсуждение имело место в блоге Межсоборного присутствия РПЦ (см.: http: //www. bogoslov. ru/text/2603331. html). Однако никто из так и не названных «профессиональных экологов», которые «консультировали» создателей декларации, там не высказался. Как и вообще ни один эколог – что говорит скорее не о безупречности текста, а о закономерном отсутствии интереса ученых к неуместному проекту. Из тех же немногих комментариев, которые поступили, большая часть в конечном счете подтверждают точку зрения не Малера, а мою.
Единственный комментатор-священник Алексей Шляпин из Подмосковья высказался предельно ясно и последовательно: «Забота об экологии – не дело Церкви... Дело Церкви – забота о покаянии, о вечном спасении людей. А «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3,10). Христиан не должны беспокоить проблемы экологии. Поскольку мы ожидаем «новое небо и новую землю» (Откр. 21,1). Мы ожидаем и желаем скорого пришествия Господа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Беспокоиться об экологии свойственно тем, чье сердце здесь, кто хочет подольше пожить на этой земле. Так пусть мир сей сам заботится о мирском, пусть сам решает экологические проблемы, которые сам же и создает... Итак, Церкви не нужна экологическая концепция. Дело Церкви – обличать и осуждать именно грехи, а не просто проблемы мира сего. А тратить священнослужителям время, внимание и силы на изучение экологии, экологические программы и так далее – это диавольская уловка, отвлечение внимания, подмена проповеди Христа проповедью о земных проблемах мира сего». В дополнение к этому Евгений Лобанов из Минска справедливо поставил под сомнение возможность экстраполяции фундаментального богословского представления о грехе на экологическую проблематику.
Другой пользователь по имени Евгений обратил внимание на несоответствие декларируемых благих устремлений и реальных деяний представителей Церкви: «Человек с экологичным мировоззрением будет умерять свои материальные потребности. Например, ездить на экологичном транспорте (велосипеде, общественном транспорте да и пешком просто ходить) вместо пользования личным автомобилем... Было бы больше пользы, если бы священники и иерархи показали пример умерения материальных потребностей».
Василий из Москвы поставил давно назревший вопрос о гигиеничности церковных ритуальных практик: «Православную Церковь саму можно вполне справедливо упрекнуть в неэкологичности и небезопасности... В православных храмах большая скученность, духота – благоприятная среда для распространения инфекций и эпидемий, люди причащаются из одной чаши с одной лжицы, при запивке не меняется посуда, вкушаются просфоры, из которых вынимаются частицы нестерильными руками священников, и так далее». Замечание вполне резонное, ибо изучение воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека – как раз сфера пересечения гигиены и экологии.
Вообще при чтении блога Межсоборного присутствия неизбежно рождается вопрос: зачем было создавать эту дискуссионную площадку, если высказанные на ней мнения фактически ни на что не влияют и попросту игнорируются? И не лучше ли церковному начальству все-таки начать прислушиваться к гласу народа? Как минимум иной раз это могло бы уберечь от таких авантюрных предприятий, как попытка скрестить экологию с христианским богословием...   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
212
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
200
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1827
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1375

Другие новости