0
6876
Газета Тенденции Интернет-версия

15.01.2014 00:01:00

Народный хадж на берега Волги

Никита Хазов

Об авторе: Никита Константинович Хазов – студент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Статья написана на основе работы, участвовавшей во Всероссийском конкурсе молодых ученых, – «Вера и религия в современной России», декабрь 2013 года.

Тэги: ислам, мусульмане, хадж, поволжье, культ святых


ислам, мусульмане, хадж, поволжье, культ святых Почтить память святых приезжают мусульмане со всего Поволжья. Иллюстрация из сборника «Вера и религия в современной России», М., 2014

Как в любой религии, обладающей сложной догматической системой, в исламе присутствуют элементы народной религиозности. Однако, говоря об этом феномене, сразу же хочется отметить, что, как и сам ислам в России неоднороден, так же неоднородна и многолика его «народная редакция».

В наше время такое проявление народной исламской религиозности, как культ святых, переживает определенную трансформацию. Участились сообщения об отмирании традиционных форм этого явления. Наиболее интересные примеры удалось обнаружить в Астраханской области, где минувшим летом побывала наша этнографическая экспедиция.

На данный момент в регионе насчитывается около 40 святых мест, к которым приезжают поклониться верующие со всей области, а иногда даже из соседних регионов и республик. В современной отечественной исламоведческой литературе святые места астраханских мусульман (обычно места погребений святых или их имитация) принято называть аулья или эвлия (от араб. аулийа – «святые», «находящиеся под покровительством (Аллаха)», «близкие, друзья (Аллаха)»).

Наш интерес привлек еще сохранившийся культ поклонения Урдяк-аже, или Оряк-аже. В переводе с татарского «Урдяк» означает «утка», а «аже» религиоведы возводят к искаженной форме слова «хаджи» – человек, совершивший хадж в Мекку. При молитве у этого аулия принято зажигать лампады, что носит на себе, видимо, отпечаток древнего культа поклонения огню. Вблизи могилы запрещена охота на уток. Местные жители рассказывали нам о целебных свойствах воды из ближайшего озера. Брать воду из озера принято после каждого паломничества. Также верующие частенько бросают в озеро монеты, которые потом принято вылавливать (не имеет значения, свои они или чужие) и прикладывать к больным местам.

Важно отметить культ почитания Сеид Баба Хожетаевского. Сеид Баба – религиозный деятель сравнительно недавнего прошлого, конца XVIII – начала XIX века, действительно реальный исторический персонаж, в образе которого, однако, скорее всего присутствуют черты мифических героев. Согласно преданиям, Сеид Баба понимал язык птиц и зверей. В семьях его потомков из рода Сеид-алтаяк до сих пор с почтением относятся к зайцам,  ведь верхом на этом животном, как считается, путешествовал святой. Во время паломничества к могиле святого принято три раза пройти вокруг его могилы против часовой стрелки, что, видимо, возникло в подражание совершению обряда «таваф» во время хаджа в Аравию. Также принято касаться песка на могиле в земном поклоне или прикладывать горсть песка к лицу.

Важно отметить, что здесь до сих пор существует обычай оставлять на могилах святых деньги («садака»). Деньги являются не просто знаком уважения к святому, они используются и для поддержания сохранности аулий. Деньгами распоряжаются потомки святых или, за отсутствием таковых, особо почитаемые люди, старейшины (муджавиры). Они имеют право забирать часть денег себе, а вот отдавать эти деньги в мечеть считается нежелательным.

Жительница села Килинчи рассказала нам, как ее тетка по имени Динахан-маман, являясь хранителем («карауче») аулия святого Джигит Джайдак-баба, два года назад совершала обряд вызывания дождя. В обряде участвовали все мусульмане села. За день до этого события сельчане принесли в дом хранительницы различные подношения: деньги, муку, рис. Эти подношения были предназначены лично для карауче, в обряде их не использовали. Для совершения самого священнодействия привезли черного барана. На следующий день с утра жители села собрались рядом с могилой святого Джигит-баба, сели в круг, в центре которого находилась сама Динахан-маман и выбранный ею мужчина (из того же, что и она, рода), а также жертвенное животное. Перерезав барану горло, карауче совершила молитву о ниспослании дождя, в то время как мужчина освежевал тушу. После этого мясо сварили и раздали всем участникам обряда. Съесть угощение было необходимо полностью. Здесь важно отметить, что главным отличием этого священнодействия от общетюркского обряда вызывания дождя, на наш взгляд, является отсутствие в ритуале представителей официальной религии. В то время как, например, в Оренбургской области, где также фиксировались подобные обряды, функции карауче всегда выполняет мулла.

Своей долговечностью культ святых в первую очередь обязан тем функциям, которые он выполняет. Человек, пришедший из зоны «профанного», возвышается, оказывается в сакральном месте, где он сам может приобщиться к этому сакральному. В официальном исламе, «исламе богословия», нет четкого разделения на сакральное и профанное. Духовное лицо ничем не отличается от любого другого практикующего мусульманина, а сама мечеть не является местом «обитания Бога». Потребность иметь некую точку отсчета или посредника для общения с сакральным в «исламе богословия» насытить невозможно. Недостающие в официальном исламе элементы верующие пытаются восполнить, вновь и вновь обращаясь к культу святых, поскольку только он удовлетворяет эмоциональные потребности человека в непосредственной связи со сверхъестественным.

Однако то, что помогло культу святых сохранить себя на протяжении многих веков, сейчас ставит его существование под угрозу. Дело в том, что с позиции официального духовенства, сложившейся теологической практики и основ религии Аллах рассматривается как некий Абсолют, единый Бог: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (112 сура). Придание Богу «помощников» именуется в мусульманской литературе словом «ширк», то есть отступлением от строгого единобожия.

«Ширк», а вместе с ним и культ святых, рассматривается всеми мусульманскими богословами как явное покушение на основу ислама. Начавшаяся среди духовенства негласная кампания против культа святых привела к тому, что современная обрядовая сторона поклонения святым носит утилитарный характер, зачастую потеряв свои особенности, связанные со специализацией святого, становится более упрощенной. Так, на всех аулиях в первую очередь нас просили не разговаривать у могилы святого, не стоять долго, тем самым выражая непочтительность, не произносить вслух просьбы к святому, не рвать траву с могил, не брать песок, не оставлять предметы. Мусульмане, как зачастую объясняли нам служители кладбищ, на которых распложены аулии, также должны совершать обряд омовения и зиярата и только после этого имеют право обращать личные просьбы к святому.

Более того, на комплексе аулий в поселке Мошаик города Астрахани мы и вовсе обнаружили написанное от руки объявление, требующее не рвать траву, не брать землю и не разбрасывать конфеты, а также подробный порядок совершения зиярата (поклонения). То есть мусульманское духовенство на данном аулии пытается ограничить способы «общения» паломников со святыми только официальными, теологически обоснованными обрядами.

Хотя выше нами были перечислены сохранившиеся формы обрядового поклонения, они носят скорее реликтовый, чем повсеместный характер. Некогда самый распространенный обряд - повязывания лоскутков и платков - теперь сохранился только на могилах Сеид Бабы Хожетаевского и Гюзель Нур-бибя-ханым (Нурбика-ханым), могила которой совсем недавно была перенесена со двора мечети на мусульманское кладбище. Этот перенос вызвал отток паломников, и от былого уровня поклонения почти ничего не осталось.

Однако такое развитие событий встречает непонимание со стороны верующих. Более того, стараясь восполнить потерянную возможность связи со «сверхъестественными силами», часть астраханских мусульман вынуждена обращаться к сомнительным организациям. Так, в статье под названием «Могильно-оккультное «исцеление», опубликованной в астраханской газете «Горожанин» от 22.04.09, упоминается запрещенное на территории Республики Казахстан и в ряде российских регионов религиозно-культурное объединение «Ата Жолы», которое организовывало поездки по мусульманским святым местам Астраханской области. К сожалению, нам не удалось связаться с деятелями данного религиозного объединения, но те факты о деятельности «Ата Жолы», которые появляются в прессе, демонстрируют, что там практикуются старинные и небезопасные шаманские практики, связанные со святыми местами: бичевание верующих и ночевки на могилах праведников. Подобными же практиками отличается, по публикациям в прессе, национально-религиозное объединение «Орда», членов которого в минувшем году неоднократно пытались привлечь к ответственности в разных регионах Поволжья и Урала.

Как показало наше путешествие, культ святых хотя в последнее время даже набирает популярность среди верующих, чем в основном обязан сомнительным религиозным организациям, тем не менее становится более маргинализированным и примитивизируется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2045
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4734
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2592
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости