0
3341
Газета Тенденции Интернет-версия

06.08.2014 00:01:00

Церковь Англии приняла теологию феминизма

Артемий Сафьян

Об авторе: Артемий Евгеньевич Сафьян – историк, религиовед.

Тэги: феминизм, англия, церковь


феминизм, англия, церковь Большинством голосов Генеральный Синод принял историческое решение. Фото Reuters

Генеральный Синод Англиканской Церкви 14 июля с.г. поставил точку в многолетней дискуссии, ответив утвердительно на вопрос о возможности женского епископата. Это событие ни для кого не стало неожиданностью, ведь тенденция в пользу такого решения наметилась в Церкви Англии уже давно. Надо отметить, что проблема женского епископата вторична по отношению к вопросу о женском священстве. Споры о последнем длились начиная с 60-х годов XX века и не утихают до сих пор. С 1977 года начались рукоположения женщин в сан диакона, с 1990-го – в сан пресвитера (в Епископальной Церкви США хиротония женщин существует еще с 1971 года). Сама Церковь Англии долгое время воздерживалась от подобных решительных шагов. В 1992 году ее Синод разрешил женские рукоположения, но это решение было скорее вынужденным, так как большая часть церквей Англиканского Содружества уже использовала подобную практику, и вопрос состоял в том, в каком каноническом отношении должны стоять клирики и миряне к женщинам-священникам, возведенным в сан за пределами юрисдикции Английской Церкви. Однако преобладание консервативных настроений в Церкви Англии долгое время не позволяло воплотить это решение Синода в жизнь. Первое посвящение женщины в священный сан состоялось лишь в 1994 году (в Бристольском соборе была рукоположена Роуз Хадсон Уилкен).

Но этот факт вызвал серьезный резонанс как в Церкви Англии, так и Англиканском Содружестве в целом. Он был обусловлен двумя причинами. Во-первых, консервативным настроением большинства священников и мирян, которые встретили это первое рукоположение женщины бурными протестами. Немалое количество верующих перешло в католичество или православие. Во-вторых, неприятием идеи женского священства и епископата Православной и Католической Церквами, с которыми англикане находились в тесных экуменических контактах. Еще в 1978 году в Афинах на заседании межцерковной богословской комиссии православная сторона заметила, что в случае признания англиканами возможности женского священства серьезный диалог по содействию христианскому единству станет невозможным.

Не последнюю роль в этой ситуации сыграл Ватикан. Надо отметить, что начало широкого обсуждения проблем женского епископата и священства в англиканском сообществе, приходящееся на 1960-е годы (которые стали поворотным этапом в истории западноевропейской цивилизации), совпало со Вторым Ватиканским Собором (1962–1965 годы), который не только в значительной степени изменил облик Римско-Католической Церкви, но и породил идеологический и духовный раскол между его сторонниками и противниками, продолжающийся и сегодня. Объявленный этим Собором курс на внутреннее обновление затронул весь христианский мир. Англиканская Церковь, имеющая давние духовные связи с католичеством, ощутила дух перемен раньше и полнее остальных. Это заметно и в вопросах женского священства и епископата. Для Церкви Англии характерны острые дискуссии между либералами и консерваторами, присущие современному католицизму.

Помимо политических причин необходимо выделить собственно богословские мотивы принятия решения в пользу женского священства и епископата. В 70-е годы в католичестве получило распространение направление так называемой теологии освобождения (по одноименной книге Густаво Гутьерреса), родившееся в Латинской Америке. Сторонники этого направления поставили перед собой цель создать синтез марксизма и католической догматики. Исходя из идеи классовой борьбы, они утверждали, что Церковь должна стать на сторону угнетаемых и поддержать левые революционные движения. Это направление повлияло на целый ряд новых интеллектуальных течений в протестантизме и англиканстве. Одним из них является «богословие феминизма». Его цель состоит, по выражению одной из представительниц данного направления Памелы Дики Янг, в «формулировке христианского вероучения с точки зрения женщин как угнетаемой социальной группы». Такая постановка вопроса натолкнула многих теологов на вывод, согласно которому отсутствие в христианской Церкви женского священства связано с патриархальными пережитками поздней Античности, Средневековья и Нового времени, когда у женщин не было широкого спектра политических и социальных прав. Церковь, утверждают сторонники «богословия феминизма», должна откинуть историческую шелуху и стать на путь полного обновления, отвечающего духу современности.

Противники подобного рода модернизма утверждают, что отсутствие за женщиной права быть священником не является дискриминационным. А связано с тем, что пресвитер в евхаристическом действе является образом Христа в том виде, в котором Он жил и проповедовал на Земле.

Так или иначе, Англиканское Содружество шло к принятию положительного решения о женском священстве и епископате долгое время. В шести его провинциях женщин рукополагают в епископский сан еще с 80-х годов. Что, кстати, поставило в очень неудобное положение Церковь Англии на Ламбетской конференции 1988 года, когда было принято промежуточное решение о том, что и противники, и сторонники такого епископата являются полноправными членами англиканского сообщества. В 2001 году в Епископальной Церкви США была рукоположена в сан епископа Кэтрин Шори.

Таким образом, 14 июля с.г. в дискуссиях, проходивших в Церкви Англии, поставлена жирная точка. Либеральная часть епископов, священников и мирян Английской Церкви, по-видимому, может праздновать победу. Премьер-министр Дэвид Кэмерон (кстати, лидер Консервативной партии) назвал этот день «великим для Церкви и для всеобщего равенства».

Однако зададим вопрос: каковы последствия этого «великого дня» для отношений между различными христианскими Церквами и деноминациями? Очевидно, что с серьезным диалогом Церкви Англии с православием и католичеством покончено. Это не значит, что будут прерваны всякие отношения, но на достижении теоретического церковного единства с англиканами, по всей видимости, поставлен крест. Диалог будет сводиться к чисто академическим дискуссиям.

А вот в отношениях англикан с различными протестантскими сообществами намечен серьезный прогресс. Ведь женский епископат уже довольно долгое время существует в лютеранских, кальвинистских, методистских и многих других Церквах Европы, США и Канады. Мы можем заключить, что Церковь Англии на заседании Генерального Синода 14 июля сделала окончательный выбор в пользу большей интеграции именно с протестантскими сообществами, а не с православием или католичеством, в пользу единства с которыми работали многие поколения англиканских иерархов и богословов начиная с XIX века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1890
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2463
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2819

Другие новости