0
1637
Газета Реалии Интернет-версия

24.10.2008 00:00:00

Выстраивается ось Москва–Дели

Тэги: семинар, россия, индия, ядерное оружие


семинар, россия, индия, ядерное оружие Участники конференции в Институте США и Канады.
Фото авторов

Мировое сообщество переходит в новую стадию развития. Об этом шла речь на недавнем семинаре «Россия и Индия в многополярном мире». Гостей из далекой страны принимал в Москве Институт США и Канады РАН. Две основные темы пронизывали дискуссию представителей индийского аналитического центра «Обзервер Рисерч Фаундейшин» и российских исследователей – роль ядерного оружия в складывающейся ныне на планете обстановке и ситуация в Центральной Азии и Афганистане.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ

Выступавшие как с индийской, так и российской стороны признавали, что степень международного влияния Дели и Москвы заметно возросла в последнее время. Явление знаковое, поскольку время однополярного мира истекло, возникли новые международные реалии, которые пробуждают к жизни коллективные механизмы мироустройства.

Индия становится мощным глобальным игроком, отметил Вячеслав Трубников, российский посол в Индии. Москва осуществляет стратегическое сотрудничество с ней. А согласованные действия тройки – КНР, Индии и России – могли бы свидетельствовать о политических инициативах уже многополярного мира.

Председатель Консультативного совета по вопросам национальной безопасности и президент Центра международных отношений при «Обзервер Рисерч Фаундейшин» г-н Расготра считает, что для Индии Россия всегда являлась одним из полюсов. Совместными усилиями можно придать новые импульсы в сфере ядерного разоружения. Г-н Расгорта представил для последующего изучения российским ученым свой план 25 шагов по ядерному разоружению.

Директор Института США и Канады Сергей Рогов отметил, что как минимум четыре явления в международной политике, произошедшие в последнее время, меняют расклад сил. Во-первых, Олимпийские игры в Пекине продемонстрировали, что Китай стал мощным игроком и его амбиции растут. Во-вторых, одним из следствий грузино-российского вооруженного конфликта стало возвращение стереотипов холодной войны, что задевает интересы не только России, но и Индии, и Китая. После Вьетнама не было такого мощного удара по проамериканскому режиму. Ответная реакция – холодная война. Но сегодня на Россию не так-то просто оказывать давление. В-третьих, Вашингтон допустил серьезную ошибку, поощрив отставку пакистанского президента Мушараффа. Теперь в Пакистане никто не может ответственно сказать, что происходит вокруг его собственных ядерных средств. Возможно установление контроля над ними со стороны террористов, а это в свою очередь создает серьезную опасность и для России, и для Индии. В-четвертых, вновь разгорающаяся холодная война, хотя и меняется по своему характеру, но остается как таковая. В результате может быть утерян такой стабилизирующий международный фактор, как контроль над вооружениями.

Сергей Рогов также отметил, что у Соединенных Штатов не получается международной политики без элементов силового противостояния. Сегодня она направлена против России, но с легкостью может быть перенацелена и на Индию, и на КНР. Нельзя исключить и американский удар по Ирану в период до 20 января – срока окончания полномочий нынешнего президента США. А это также будет представлять угрозу и России и Индии.

Раджи Мохан, профессор Школы международных отношений Нанъянгсокого технологического университета уверен, что необходимо создавать новые рамочные условия, но не так, как раньше. Поскольку Китай и Индии уже заявили о себе в мире. Возникли новые реалии в распределении силы между державами. При этом ядерное оружие сохраняет вес в международной политике. Невозможно поверить, что США и другие страны – члены ядерного клуба уничтожат свои ядерные арсеналы.

Тем не менее следует работать над тем, чтобы идти по пути ограничения запасов этого вида оружия массового поражения всеми членами ядерного клуба. К этому процессу Индия готова (до 2005 года она не рассматривала такую возможность). В этот процесс следует вовлекать и КНР. С точки зрения ядерного сдерживания остаются проблемными район Корейского полуострова, Пакистан, а также обещания США развернуть над Японией оборонительный зонт.

Некоторые российские озабоченности индийская сторона не разделяет. В частности, НАТО представляется в Дели не более чем «бумажным тигром»: вялотекущие военные операции в Афганистане наилучшее тому подтверждение.

Проблемы ядерного сдерживания не потеряют своей актуальности до середины века, считает Владимир Дворкин, генерал-майор в отставке, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. По его мнению, в частности, КНР не стремится к паритету. На этот уровень Пекин сможет выйти не ранее чем через 15–20 лет. Китайские военные не будут оставлять попыток преодолеть японо-американскую систему противоракетной обороны. Поэтому неминуемое повышение китайского ядерного потенциала скажется и на потенциалах Индии и Пакистана.

Эксперт сделал существенное замечание. Например, Индия произвела до 150 ядерных боеголовок и хранит их в разных местах, наглухо засекречивая касающиеся этого данные. Однако, убежден генерал, ядерное оружие должно быть видимым, иначе теряется смысл сдерживания.

И еще одно важное заключение сделал Владимир Дворкин. По его мнению, ядерное оружие в Иране может быть создано раньше, чем думают политики.

В целом же достижение безъядерного мира возможно не только теоретически. «Дорожная карта на этот счет имеется, движение по ней займет не одно десятилетие. (Подробнее см. статью «Дорожная карта» ядерного сдерживания» «НВО», № 37, 2008.)

С ПОБЕДОЙ В АФГАНИСТАНЕ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ

Как заявил на конференции представитель Института Дальнего Востока Юрий Морозов, Центральная Азия в настоящее время начинает превращаться в один из главных альтернативных источников углеводородов неспокойному Ближнему Востоку и Каспийскому региону. Этот фактор заставляет Соединенные Штаты, ЕС и НАТО обозначать здесь свое стратегическое присутствие и наращивать влияние с целью получения всех тех благ, которые сулит доступ к нефти и газу. Эксперт считает, что, с точки зрения Кремля, разворот государств Центральной Азии в сторону Запада носит негативный характер. Остановить эту тенденцию достаточно сложно. Стратегический партнер Москвы Астана наполняет нефтью альтернативный трубопровод в Европу Баку–Тбилиси–Джейхан. Казахстан также имеет и трубопровод в сторону Китая.

Сегодня ЕС уже разработал энергетическую стратегию на 2007–2013 годы. В рамках этого становится очевидным, что Вашингтон продолжает лоббировать идею Большого Ближнего Востока. Опасность же политики США в этом регионе для национальной безопасности России заключается в том, что они активно стремятся играть все более ведущую роль в Центральной Азии. Американцы хотят получить право главного распределителя ресурсов и оказывать давление на игроков на этом поле.

Закрепление ЕС и НАТО в данном регионе может существенно повлиять на складывающуюся здесь стратегическую ситуацию. Ведущие локомотивы мировой экономики – Индия и Китай – все больше и больше заявляют о своей заинтересованности в расширении влияния в Центральной Азии.

У экспертов существует неблагоприятное мнение по поводу разрешения ситуации в Афганистане. Специалисты уверены, что вывод из этой страны многонациональных сил может привести к повторному захвату власти талибами. И это ставит задачу взаимодействия прилежащих к Афганистану государств, включая Россию. За время пребывания войск западной коалиции в Афганистане объем наркотрафика, который через постсоветское пространство идет в Россию, а оттуда в Западную Европу, возрос в четыре раза. Это позволяет талибам получать все необходимые средства для проведения своих операций.

Бывший индийский посол в РФ Канвал Сибал отметил, что Индия пока играет ограниченную роль в Афганистане. Однако, по мнению дипломата, Москва и Дели имеют хорошие шансы по урегулированию ситуации в неспокойной стране. Он также подчеркнул, что важное влияние на стабилизацию там положения имеет Исламабад, который должен был бы сделать все возможное, чтобы нормализовать обстановку в Афганистане. Но беда в том, что в самом Пакистане нестабильность только растет.

Канвал Сибал отметил и тот факт, что Индия не состоит в политических организациях, регламентирующих ситуацию в Центрально-Азиатском регионе, и не имеет достаточных возможностей участвовать в принятии решений по нормализации положения в Афганистане. Однако она заинтересована в реализации экономических проектов в этой стране и предпринимает определенные усилия в данном направлении. Дипломат подчеркнул, что развитие ситуации в Афганистане и возможность захвата власти в стране талибами очень беспокоит Дели.

Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин обратил внимание на все более возрастающую роль Китая в Центральной Азии. Пекин продолжает наращивать свое экономическое и соответственно политическое влияние этом регионе. Вместе с тем, подчеркнул эксперт, на положение дел в Центральной Азии существенно влияет и Тегеран. Там настаивают на существовании трех персидских государств – Ирана, Афганистана и Таджикистана. Иранские власти, по словам Иосифа Дискина, считают, что распад Афганистана неизбежен, и не скрывают намерения в этом случае прийти на помощь своим соплеменникам в западной части Афганистана, дабы не дать персам оказаться игрушками внешнеполитических обстоятельств. При оценке ситуации в Центральной Азии нельзя не принимать во внимание официальную позицию Тегерана, считает эксперт.

Совет по национальной стратегии уже рассмотрел несколько сценариев развития ситуации в Афганистане. Создание коалиционного правительства, в которое могли бы войти талибы, считается наименее вероятным исходом, хотя их представители при посредничестве Саудовской Аравии уже в течение полугода ведут переговоры с Кабулом. Против подобного решения проблемы категорически выступает Белый дом, поскольку в Вашингтоне считают, что это поставило бы точку на всех попытках проведения демократических преобразований в Афганистане.

Практически все выступавшие на конференции эксперты, включая членов индийской делегации и представителей российских «мозговых трестов», высказывались в том смысле, что победу талибов никак нельзя допустить. Однако каких-то конкретных рецептов урегулирования афганских проблем так и не было высказано. Более того, в отдельных случаях, со ссылкой на историю Афганистана, высказывалось мнение, что победить там моджахедов вообще невозможно и что силам коалиции так и не удастся добиться положительных результатов.

А вот относительно вывода воинских контингентов США с территории Афганистана все специалисты высказывались практически единогласно. Подобный исход событий, по их мнению, будет иметь крайне негативный характер и может привести к возможному захвату власти талибами и даже к расколу страны. При этом вспоминались все ошибки Кремля, вывод советских войск из Афганистана и его последствия. А вот очередной захват власти в Кабуле «Талибаном», установление радикальными исламскими элементами контроля над Пакистаном с получением возможности доступа к ядерному оружию могут привести мир на грань катастрофы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
957
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1607
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1438
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2704

Другие новости