0
4370
Газета Реалии Интернет-версия

14.11.2008 00:00:00

Бойся в море рыбака и военного моряка

Михаил Войтенко

Об авторе: Михаил Дмитриевич Войтенко - начальник информационно-аналитического отдела ОАО "Совфрахт", редактор ИАИ "Морской бюллетень-Совфрахт".

Тэги: вмф, пираты, корабли


вмф, пираты, корабли Сомалийские пираты на одном из захваченных судов.
Фото Reuters

На фоне регулярно появляющихся сообщений о захвате пиратами новых торговых судов с нашими согражданами на борту поневоле вспоминаю залихватские и страдающие мегаломанией мнения господ офицеров и адмиралов ВМФ РФ о судьбе российского Военно-морского флота и путях его развития. При этом недоумеваю.

НАБИЛО ОСКОМИНУ

Я работал и продолжаю работать в общей системе торгового судоходства – теперь не на мостике, а, так сказать, в инфраструктуре. Но тем не менее отечественный торговый флот, его прошлое, настоящее и будущее меня интересовали и интересуют в первую очередь. И, полагая себя частью торгового судоходства, вообще-то считал и считаю, что ВМФ стоит на нашей службе, а не наоборот.

Но когда читаю и слушаю военных, то понимаю, что они-то думают и действуют исходя из своего главенства. Говорят-то они, конечно, про другое: о защите национальных интересов и священных рубежей, о державном величии и прочем, чего не измеришь и не укусишь, а на деле получается – не они ради нас, а мы ради них. Товарищи офицеры и адмиралы! А не пора ли вам спуститься с небес ваших мечтаний и фантазий на грешную землю реальности?

Давайте по порядку. Прежде всего начну с набивших оскомину воспоминаниях о мощном ВМФ советских времен. Военные моряки все как один твердят, что в 1970–1980-х годах он вышел на пик своего могущества. И вот сразу после пика не только ВМФ, но и прочих видов Вооруженных сил, а также нашего ненаглядного ОПК СССР взял да и развалился.

Надеюсь, что статью читают серьезные люди, и потому воплей о ЦРУ, масонах и неумном политбюро не будет. Если система развалилась сама по себе без ракетно-ядерных ударов и захвата столицы вражеским десантом, значит, система была порочной.

Так вот далее – о могучем советском ВМФ. Он стал океанским. Что он делал в океане? Он защищал интересы СССР и дела социализма. Главной задачей флота было способствование победе передового строя во всем мире. Постольку задача действительно была глобальной, флот должен был выйти в Мировой океан, и он туда вышел.

С распадом СССР дело социализма стало для нас неактуальным. И громадный флот советских времен автоматически оказался ненужным. Потому что всеобщих задач, требующих глобального и мощного присутствия в Мировом океане, у нас в настоящее время просто-напросто нет. Но там и сям талдычат про противостояние НАТО, США и какую-то защиту наших интересов в местах, к нашим интересам не имеющих никакого отношения.

Товарищи офицеры и адмиралы! Нет у нас пока транснациональных корпораций, чьи интересы надо где-то на краю земли защищать авианосцами. Ну нет! Но наши адмиралы время от времени говорят о защите отечественного судоходства? Вот тут давайте поподробнее.

КОЕ-ЧТО НАДО ПОЯСНИТЬ

Итак, наше отечественное торговое судоходство – что это и какой защиты оно требует? Говорить про него наши военные говорят, но не то из осторожности, не то просто по незнанию никогда не уточнят, что оно такое и что ему угрожает. Позвольте вам пояснить.

В советские времена ВМФ строился и обретал мощь благодаря амбициям лидеров СССР, руководствовавшихся политической доктриной – либо мы, либо капитализм. Торговый флот развивался, подталкиваемый жесточайшей экономической нуждой и экономической же несостоятельностью Советского государства. Нужны были – любой ценой! – доллары, иены, марки, фунты и прочие твердые валюты. Одним из главных поставщиков валюты СССР являлся торговый флот – это были суда под советским флагом, с советскими экипажами, это были частицы СССР, и их было много, они ходили по всему Мировому океану, подбирая валюту где только можно. Следовательно, можно было и говорить о защите отечественного торгового судоходства – имелся предмет для разговора. Торговое судоходство СССР по праву считалось океанским, международным и стратегически важным для страны постольку, поскольку приносило жизненно важную валюту, на которую покупали как хлеб, так и новые технологии.

С развалом СССР и возвращением в реальный мир советский торговый флот распался, разбежался и в конечном счете возродился заново уже как российское судоходство. Которое потеряло не в объемах и количествах, о чем не устают скорбеть ура-патриоты, оно потеряло в своей стратегической значимости. Стратегически важным оно является только в одном – в обеспечении внутреннего завоза. Это прежде всего Север и Дальний Восток.

Когда нам пытаются выдать за стратегически важные перевозки нашего сырья, то это чистейшей воды (чистейшей нефти) лукавство. Если б мы ввозили нефть и газ, тогда и только тогда эти перевозки имели бы для нас стратегически важное значение. А нас пытаются многие политики и почему-то адмиралы уподобить и сравнить с Японией либо с Китаем.

Стратегически важное – это то, без чего стране грозит гибель. Кому грозит гибелью сокращение экспорта нашей нефти? Олигархам? Ну пусть они и защищают в таком случае. Но не волнуйтесь, вывозу нефти ничто не угрожало и угрожать не будет, ведь наша нефть нужна ее покупателям не для роскоши, а для обеспечения элементарного выживания, потому они у нас нефть заберут и вывезут. И обеспечат безопасность этих перевозок так, как нам и не снилось.

Все прочие виды перевозок, необходимые нам, по большей части идут помимо российского судоходства и даже российских портов, основными мировыми маршрутами грузопотоков. Так что защита российского торгового судоходства на просторах Мирового океана – это немного миф. Слишком оно небольшое, чтобы создавать пять-шесть авианосных соединений для его защиты.

Но должен кое-что пояснить для тех, кому привычнее двигать по картам флоты и эскадры, нежели разбираться в низменных пошлостях мировой экономики и мирового торгового судоходства. В прошлом веке мировая экономика породила такой феномен – удобный флаг. Под удобный флаг разбежался почти весь мировой флот, и только недавно, лет тому 10–20 назад, начался обратный процесс возвращения судов под флаги тех, кому они в реальности принадлежат. Причем этот процесс вызван не чьей-то волей или политическими игрищами депутатов и президентов, а требованиями экономики. Это отдельный разговор, но суть применительно к данной статье в том, что реально торговые флоты стран и их военные флоты с точки зрения защиты отечественного торгового судоходства никак не совпадают – нет ни единого примера соответствия.

Если исходить из того, что между количеством торговых судов под флагом данного государства и размерами его ВМФ существует связь, то такие супердержавы, как Панама, Сан Винсент, Монголия (кто не в курсе – уже несколько лет, как Монголия стала удобным флагом и бойко, посредством офиса в Сингапуре им торгует) или Камбоджа, должны иметь каждая по пять-шесть авианосцев, не говоря про прочую корабельную мелочь. США же хватит десятка-другого эсминцев, Англии – такого же количества тральщиков.

О «МИРОВЫХ ЖАНДАРМАХ», ДУХОВНОСТИ И МОРСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Спрашивается, что именно должны защищать в Мировом океане наши авианосцы? Чьи интересы? Что им там вообще делать? Напрямую или обиняками, но дается понять, что мы должны противостоять угрозе со стороны ВМС НАТО и США. Так, ладно, примем. Попытаемся немного попротивостоять и посмотрим, что получится. Выше своей колокольни, торгового судоходства, я не лезу. Геополитика – это не по моей части.

В общем, все мы знаем такой штамп – «мировой жандарм». ВМС, значит, НАТО и США – это мировой жандарм. Товарищи, вопрос: а что плохого в жандарме? Кто в мире живет без жандармов и полицейских? Покажите? Я могу показать, если сразу не сможете. Сомали. Уже третий десяток лет нет там ни полицейских, ни жандармов. Идите в интернет и читайте, слушайте и смотрите, что такое Сомали и что там творится.

Так вот ВМС НАТО и США худо-бедно, но со своей ролью жандарма справляются, в целом мировое судоходство чувствует себя за исключением отдельных мест в безопасности. Если кто-то думает, что в Мировом океане не надо поддерживать элементарного порядка и следить за безопасностью, то пусть себе думает дальше (думать не вредно). Если главной мечтой и устремлением нашего ВМФ остается противостояние с ВМС Запада, то, собственно, что это значит? Политической доктрины, противостоящей западной, у нас нет.

Просто мы хотим стать круче – и вся вам доктрина? Хорошо, станем. Тогда мы – именно мы – превратимся в жандармов, никуда от этого не деться. К нам будут бежать за помощью, у нас будут просить защиты, нам надо будет лезть в каждую дыру в Мировом океане и тушить каждый назревающий конфликт. Станут ли по отношению к нам более благодарными, чем по отношению к американцам? Сильно сомневаюсь. Сильных боятся, но не любят. Достаточно посмотреть на Соединенные Штаты – что они ни делают, все плохо. Их кусают и в их сторону плюют все без исключения, весь мир. Если кто-то скажет, надувши щеки, что мы совсем другое дело, что мы духовны, а они, ВМС НАТО и США, нет, то, с вашего позволения, я в этом месте ядовито хихикну.

И ведь не юмор это! Читаю в мемуарах одного адмирала: американский авианосец – это тевтонский рыцарь в доспехах, предназначенный для террористических ударов, а российский авианосец – это русский витязь в кольчуге, предназначенный┘ Для чего он там предназначен, адмирал так и не определился, уж больно духовно. Но явно не для того, для чего строятся американские носители мракобесия.

Представляют ли ВМС Запада угрозу мировому судоходству вообще и российскому в частности? Например, осенью прошлого года перед отправкой нашей АУГ в Средиземноморье военно-морским начальством было сказано, что и этот поход, и дальнейшие походы такого рода призваны обеспечить безопасность судоходства в Северной Атлантике. Товарищи, любая льдина там опаснее НАТО. От кого надо защищать судоходство в Северной Атлантике, поясните? U-боты (подводные лодки – «НВО») немецкие поднялись со дна и взялись за старое? В Гренландии и норвежских фьордах зашевелились викинги, снаряжая драккары? Что за бред? Спросите ж вы наконец у нашего отечественного торгового судоходства, нужна ли им защита, а если да, то где и от кого?

Между прочим, этот поход начался, если кто помнит, с некрасивого инцидента – самолеты с «Кузнецова» распугали рейсовые норвежские вертолеты, обслуживающие нефтяные платформы на шельфе. ВМФ РФ моментально заявил, что законов и границ не нарушал. Да, не нарушал. Но морскую культуру – нарушил. И если кто скажет, что это было не то и не так и что наш военный моряк – это образец культуры, то общественность – проглотит, а моряки торгового флота – нет.

Есть у нас такая поговорка – бойся в море рыбака и военного моряка. Помню, на траверсе Петропавловска идем себе мимо, груженные бензином, керосином и каким-то ракетным для вояк топливом. Ночь – глаза выколи. Вдруг болтавшийся справа в дрейфе непонятный объект с ходовыми, но без прочего единого огонька, явно вояка, резко дает ход и проскакивает в метрах у нас по носу. Затем – обратно. Мы изматерились по УКВ, пока наконец что-то хриплое нам не объяснило, что они тут задачу отрабатывают. Никаких учений и никаких квадратов – пират какой-то, мать его. Что это за детсад такой?

Правда, этим грешат не только наши военные моряки, но и прочие тоже. Военные считают себя солью земли (или моря), а нас, всех прочих, вторым сортом. Лично я считаю наоборот. Кто строит и сеет, перевозит и торгует, лечит и кует, тот и соль, а все остальные – в той или иной мере нахлебники. Кто, короче, платит, тот и музыку заказывает, и не военным надо определять стратегические задачи и цели, а тем, кто их содержит. Тактика и техника решения поставленных задач, достижения намеченных целей – да, это их, военных, дело. Но не более.

Кстати, замечу – не надо приплетать к защите торгового судоходства рыболовство. Это совсем другие песни. Рыбные войны идут постоянно, воюют все против всех. Члены НАТО грызутся между собой и с нечленами. Последние тоже не отстают, ибо нет в той борьбе ни идеологий, ни политических группировок или интересов. За рыбу бьются не менее зло и отчаянно, чем за нефть.

ШАПКАМИ НЕ ЗАКИДАЕШЬ

Если говорить о защите нашего отечественного судоходства и нашего отечественного судовладельца, то НАТО и США им не опаснее марсиан или гигантских кальмаров. Если уж защищать наше судоходство и способствовать его развитию, то в принципе пять-шесть авианосцев не помешают. При условии, что их поставят на рейды наших главных портов и на каждую вылазку исконного и главного врага нашего судоходства – различных ведомств, инстанций и проверяющих – ВМФ будет поднимать в воздух самолеты и вертолеты, брать штурмом конторы и учреждения и без суда и следствия нещадно пороть – простым матросским ремнем с бляхой – всех тех, кто душил и душит наше судоходство.

Наш судовладелец, товарищи офицеры и адмиралы, это крыса, брошенная в клетку с фокстерьерами. С приказом выжить. Что он и ухитряется делать. И в этой его главной войне ему никто не помогает. Если поставить его перед выбором – устранение одного российского ведомства-кровососа или всех авианосцев США вместе взятых, будьте уверены в выборе. Авианосцы не пострадают.

А если порассуждать о пиратстве, то и тут от слов наших адмиралов волосы дыбом встают. Да и от слов офицеров тоже. Вот на форуме замечаю пару раз, как господа военные бравой отмашкой руки решают проблему пиратства – с замечательной долей презрения к проблеме вообще и ее решения в частности. Но это форум, чего с него взять. А вот вам другое, повесомее – один из очередных командующих Черноморским флотом несколько лет назад заявил буквально, что если наш ВМФ восстанет из руин и достигнет хотя бы советской мощи, то враз разгонит всех пиратов.

Товарищи, когда говорит командующий флотом, это говорит государственный человек. Ему надо думать или нет, что он произносит и что стоит за его словами? Если не надо, то позвольте мне, штафирке, пояснить, что это значит, справиться с пиратами – ну, например, сомалийскими.

Итак, наш флот стал великим и могучим и отправился наводить порядок в Аденский залив, где столь давно и столь бездарно ковыряются США с НАТО. Пришел. Что делать? Есть два пути. Минимальный – наладить должное патрулирование вдоль сомалийских вод, а это тысячи миль. Максимальный и радикальный – навести порядок в стране. На патрулирование всех вод вдоль всей границы потребуется весь российский флот, а что такое Аденский залив сегодня и почему сил коалиции не хватает даже там (не говоря про сомалийские воды в Индийском океане), любопытствующие могут узнать из небольшой статьи «Черные сутки в Аденском заливе» (http://www.odin.tc/GPublisher/articles/817.asp).

Бить по базам пиратов? Товарищи, это вам не Сан-Диего и не Рота. Пиратская база – это десяток хижин, хуже качеством, чем жилище Робинзона Крузо, и пара десятков шлюпок с моторами. Поменять базу – на лодках перейти в соседнюю бухту, а на верблюдах отправить котлы, рис в мешках и жен с ящиками патронов. Надо или накрыть все побережье серией ракетно-ядерных ударов (как недавно сделало цунами, истребив на несколько месяцев всех индонезийских пиратов), или бить в корень – навести в стране порядок и установить хоть какую, но власть. Это значит – оккупация со всеми вытекающими.

С одной стороны, человечество вздохнет с облегчением. С другой – на страну, которая это сделает, тут же навешают всех собак и обвинят во всех грехах. Журналисты и политики выяснят, что в Сомали есть залежи нефти и золота, урана и алмазов, а также там находятся – в тайниках – Чаша Святого Грааля и Александрийская библиотека, что тем самым Россия (или кто еще, кто Сомали оккупирует) попрала все законы и морали, преследуя сугубо свои корыстные цели. И каждая ошибка, каждая неудача страны-оккупанта будут вызывать радость, аплодисменты и злорадные крики всего прогрессивного человечества.

Вот что такое, товарищи, наведение порядка и борьба с пиратством. Это прежде всего борьба с мировым сообществом за то, чтобы возобладал разум и чтобы мировой порядок был в состоянии обеспечить мир и спокойствие там, где местное население его обеспечить не в состоянии. А если этого нет, то рискнувший влезть в чужую страну получит на свою голову столько, что ядерный взрыв покажется мелкой аварией. Примеры у всех на виду – Вьетнам, Афганистан, теперь вот Ирак. Любое самое мелкое и бездарное, временами преступное государство чувствует себя практически безнаказанным и вправе то поощрять пиратство, то с ним бороться – чтобы хоть как-то на него повлиять, требуются огромные усилия и согласие всего мирового сообщества. Мог бы описать, да уже лень, как боролись и борются с пиратством в Малаккском проливе, каких трудов это стоит и какое дикое сопротивление вызывают любые предложения заинтересованных стран помочь в этой борьбе. А наши адмиралы обещают пиратство шапками закидать!

 
Нашим кораблям найдется дело в Мировом океане.
Фото из книги «Оружие Россиии»

АВИАНОСЦЫ НЕ ТРЕБУЮТСЯ

Товарищи офицеры и адмиралы, а знаете ли вы такие интересные факты? Помимо того, что у всех на слуху – пиратов Сомали и Малаккского пролива, Нигерии и Карибов, – есть и другое пиратство, государственное. Вот, например, Северная Корея. Не буду тут ничего рассказывать, отсылаю любопытствующих к статье «Прямая и непосредственная угроза – региональное судоходство и КНДР» (http://www.odin.tc/disaster/rpd.asp). Или наш новый друг Венесуэла. Да будет известно читателям «НВО», что совсем недавно российский «Новошип» вместе с другими танкерными компаниями судился с венесуэльской компанией. Корни конфликта уходят на самый венесуэльский верх, а суть – простецкое кидалово. Но Венесуэла придумывает и другое, покруче. Кое-что, связанное с наркотиками. Суда арестовывают, судовладельцев штрафуют и тем самым пополняют казну страны для благих социалистических и антиимпериалистических целей. Нефтеденег не хватает. Уж больно активно борются. Вовсю процветает государственное пиратство и в ряде африканских стран.

Так что же, с моей торгово-судоходной колокольни, российский ВМФ в Мировом океане не нужен? Мне кажется, не просто нужен, а очень нужен. Но – разумный и качественный. Минимум две корабельные группы, а лучше три. В Средиземноморье, Аденском заливе и водах Азиатско-Тихоокеанского региона, с базой на Дальнем Востоке. Пусть эти группы состоят из минимума кораблей и транспортов, но пусть они будут, и будут постоянно.

В Средиземноморском регионе есть ряд стран, которые в силу не шибко большого ума уважают наши российские торговые суда только тогда, когда видят маячащие за их надстройками мачты и флаги российских кораблей. Они ко всем так относятся, не только к России. А в Средиземном море судов именно под российским флагом больше, чем, наверное, где-либо еще. В Аденском заливе наша группа могла бы (по мне, так давно должна) влиться в силы, патрулирующие его воды, чтобы не только участвовать в святом деле борьбы с пиратством, но и набираться бесценного опыта совместных действий в составе отборных сил ведущих мировых морских держав. В АТР неплохо бы демонстрировать силу кое-каким местным отморозкам, давно уже пора.

Однако авианосцы тут не требуются. А вот несколько надводных боеспособных кораблей – очень нужны. Но! Подходим к самому большому «но», с моей гражданской точки зрения презренного шпака. Мне кажется, самая главная болезнь нашего Военно-морского флота, идущая из глубин веков и ядовитой опухолью жравшая нутро ВМФ особенно в советское время, это мораль и концепция – сначала корабли, а потом (если вообще) люди. Пока люди у нас, от последнего матросика до командира атомного подводного ракетоносца, являются дешевым расходным материалом, требующим минимума затрат и причем в последнюю очередь, настоящего Военно-морского флота не было, нет и не будет. Пустой номер и бесполезная трата денег. Лучше оставить одних пограничников да и успокоиться.

Человек – прежде всего. Пусть минимум кораблей, но чтобы офицер не бился головой об койку в походе, думая, как там семья. И это не чиновник должен на джипе небрежно обгонять командира АПЛ на облезлой «Волге» или непотребном «жигуленке» где-нибудь по дороге на курорт в отпуске, а совсем наоборот. Рядовой матросик, удостоившись чести попасть на флот, должен вместе с родителями благодарить судьбу и возносить молебны: отслужу – и будет мне высшее образование, где пожелаю. А служба будет в условиях, которым позавидует по материально-бытовым условиям любой врачебный санаторий. Базы кораблей должны отвечать любым требованиям и стандартам НАТО или США, или арабских шейхов. Да неужели же нельзя этого сделать, а? Пусть минимум, но качественный минимум на уровне лучших мировых стандартов. И уже от этого минимума плясать и строить могучие эскадры. На кой черт нужно железо, если люди на нем не служат, а отбывают? Как можно требовать что-то от людей, поставленных управлять сложнейшей и грознейшей техникой, если они не живут, а выживают?

Эти все вопли – мол, служба отечеству, сначала о родине, а потом о семье, а про себя думать вообще преступление – это ведь обман и надувательство. Я, господа, грубый материалист и циник, как и положено – ведь не романтическое вам судоходство, а торговое. И потому если слышу призывы к жертвенности, героизму и терпению не в исключительных условиях, на очень короткое время, а постоянно – годами и поколениями, тут же начинаю вычислять, а кому же это выгодно. И после недолгих расчетов нахожу, невелика задачка. Такую мораль утверждают те, кому плевать, какой флот, лишь бы на параде смотрелось. Кому нужны безответственность и безнаказанность. А подробнее – не буду, вы и сами знаете. Да и не мое это дело в конце концов.

Мое дело – торговое судоходство, и, пока наш ВМФ собирается брать не качеством и людьми, а количеством железа, нашему торговому судоходству, товарищи офицеры, глубоко плевать, сколько в ВМФ будет авианосцев и будут ли они вообще, ибо толку не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

Иван Родин

Корректировка избирательного закона нацелена на решение более значимой задачи

0
825
Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Ольга Соловьева

Власти пытаются закрыть дефицит кресел "мокрым" лизингом

0
1155
Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дарья Гармоненко

КПРФ предлагает властям определить критерии политических репрессий

0
927
В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

Молдавия начинает национализировать российские активы

0
824

Другие новости