0
1311
Газета Реалии Интернет-версия

19.12.2008

У стран СНГ будет общее оружие

Виктор Михайлов

Об авторе: Интервью подготовил Виктор Михайлов.

Тэги: одкб, мквэс, вооружения

Из досье "НВО" Иван Сергеевич Матеров родился 9 марта 1950 года в Москве. Окончил экономический факультет МГУ, работал в различных научных и государственных учреждениях СССР и РФ. С октября 2008 года – заместитель министра промышленности и торговли России. Кандидат экономических наук, профессор кафедры прикладной макроэкономики Государственного университета – Высшей школы экономики.

На вопросы «НВО» отвечает председатель Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ, заместитель министра промышленности и торговли России Иван Матеров.

– Иван Сергеевич, поскольку решение задач по обеспечению коллективной безопасности невозможно без тесного военно-экономического сотрудничества, как вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия в этой области в формате ОДКБ?

– Организация Договора о коллективной безопасности в первую очередь есть, конечно, структура военно-политическая. Однако для эффективной реализации своих уставных задач она, безусловно, должна быть дополнена военно-экономическим взаимодействием, которое предполагает совместную разработку и реализацию общей программы вооружений государств – членов ОДКБ и общего мобилизационного плана для их экономик.

Поэтому военно-экономическое сотрудничество является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития ОДКБ, которое непосредственно связано с развитием национальных оборонно-промышленных комплексов и соответствующих систем материально-технического снабжения входящих в организацию стран.

Здесь важна именно многосторонность. Поскольку двусторонние связи так или иначе налажены, процесс взаимных поставок продукции военного назначения, сырья и материалов достаточно масштабен и продолжает совершенствоваться. Однако ввиду того, что участие в ОДКБ предполагает наличие общих целей, оптимальным направлением становится переход прежде всего к интеграции оборонно-промышленных комплексов, углублению специализации и кооперации. Тем более что нашим странам по известным причинам эта задача знакома и понятна. С другой стороны, проблема оптимизации структуры, например, совокупного оборонно-промышленного комплекса в содержательном, социально-экономическом плане не имеет простого решения. Здесь, я думаю, нам – членам Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству – придется много работать и о многом договариваться.

Сегодня, на этапе выстраивания нормативной правовой базы темп наращивания военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ зависит от скорости разработки и принятия актов межгосударственного уровня. Далее откроется возможность для реализации конкретных коллективных мер по интеграции оборонно-промышленных комплексов и смежных секторов. При этом должны быть выстроены как система обеспечения качества продукции военного и двойного назначения, так и механизм исключения неоправданной конкуренции на внешних рынках.

Крайне актуальными уже сейчас являются вопросы упрощения режима поставок продукции военного назначения на льготной основе внутри ОДКБ и проведения единой военно-технической политики в целях оснащения вооруженных сил государств – членов ОДКБ однотипными и совместимыми образцами вооружения и военной техники.

– Не могли бы вы разъяснить разницу между понятиями «военно-техническое сотрудничество (распространенным и известным) и «военно-экономическое сотрудничество»?

– В различных документах эти определения уже имеются, причем термин «военно-экономическое сотрудничество» иногда понимается в несколько зауженном смысле. Содержательно, если иметь в виду практически решаемые задачи, то разница в терминах та же, что в и случае просто экономического и просто технического сотрудничества.

Военно-техническое сотрудничество предполагает в основном взаимодействие в разработке и поставке вооружения и военной техники. Военно-экономическое же сотрудничество – это к тому же еще и производственная кооперация, и специализация, и многое другое, и не только в военной промышленности.

– Какие задачи стоят перед Межгосударственной комиссией по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ?

– Комиссия была создана в 2005 году с целью объединения и координации усилий в углублении и совершенствовании многостороннего сотрудничества, развитии интеграции в области разработки и производства продукции военного назначения, а также использовании технологий двойного назначения при производстве продукции военного и гражданского назначения. Для практического и оперативного решения наиболее важных проблем при комиссии создан Деловой совет, в состав которого вошли руководители крупнейших оборонных предприятий, участвующих в реализации задач военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ, а также Координационный совет по вопросам рекламно-выставочной деятельности.

– Что сделано МКВЭС за время ее существования?

– Комиссией разработан ряд основополагающих документов, принятие которых позволит создать основу нормативной правовой базы для решения вопросов военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ. Два из них – Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности и Соглашение о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности – подписаны президентами семи государств – членов организации и проходят процедуру ратификации.

На внутригосударственном согласовании с целью внесения на ближайшие заседания уставных органов ОДКБ и сессию Совета коллективной безопасности находится проект Соглашения о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения. Принятие этого документа позволит обеспечить устойчивое и прогнозируемое развитие предприятий и организаций национальных оборонно-промышленных комплексов.

– Как проходит согласование документов? Ведь найти компромиссную формулировку, удобную для всех стран, порой бывает весьма нелегко?

– Согласен с вами. Действительно, подготовка ряда документов идет не так быстро, как хотелось бы. Например, Соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков эксплуатации и утилизации продукции военного назначения до сих пор не подписано, и это связано с некоторыми особенностями российского законодательства. Сейчас российская сторона взяла тайм-аут. Работа продолжается.

– Каковы основные направления военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ?

– Таких направлений семь.

Во-первых, как я уже говорил, ведется интенсивная разработка нормативной правовой базы военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ.

Во-вторых, идет подготовка к системному планированию военно-экономического сотрудничества: вначале – на среднесрочную, а затем – и на долгосрочную перспективу. Для этого собираются и обобщаются предложения всех стран – участниц ОДКБ.

В-третьих, в том же русле проходит создание единой в рамках ОДКБ Программы военно-экономического сотрудничества на период до 2015 года и единой Базовой организации по исследованию проблем и реализации этого сотрудничества.

В-четвертых, необходимо приступить к созданию системы межгосударственной стандартизации и унификации в целях установления единых требований к эксплуатационным показателям вооружений и военной техники, обеспечивающих их совместимость; к их качеству, приемке и испытаниям.

В-пятых, надо провести каталогизацию предметов снабжения вооруженных сил государств – членов ОДКБ для единого информационного обеспечения закупок, эксплуатации, ремонта и утилизации вооружений и военной техники.

В-шестых, должна быть выстроена система совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой и модернизацией продукции военного назначения.

Седьмое направление – согласование единых подходов к осуществлению рекламно-выставочной деятельности в формате ОДКБ.

Понятно, что реализация этих направлений позволит приступить к созданию совместных предприятий по разработке и производству продукции военного назначения; начать формирование сети предприятий по модернизации и ремонту вооружений и военной техники; заняться среднесрочным прогнозированием взаимных поставок; проводить совместные НИРы и ОКРы; оснащать силы и средства системы коллективной безопасности совместимыми образцами вооружений и военной техники; устанавливать единые требования к их основным эксплуатационным параметрам на этапе разработки; формировать единые экспозиции и обеспечивать режим наибольшего благоприятствования организациям и предприятиям государств – членов ОДКБ на соответствующих выставочных мероприятиях.

– Каковые перспективы дальнейшего военно-экономического сотрудничества государств – членов ОДКБ?

– Перспективы хорошие. Нельзя расслабляться. Это понимают все члены МКВЭС. Я имею в виду как конкретных людей, так и государства, которые они представляют.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минск жестко призвал Ереван не забываться

Минск жестко призвал Ереван не забываться

Юрий Рокс

Пашиняна задели заявления союзников – Лукашенко и Назарбаева

0
2729
Боевиков оформят единым списком

Боевиков оформят единым списком

ОДКБ переводит борьбу с террором в юридическую плоскость

0
1586
Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Владимир Мухин

Российская промышленность не способна обеспечить союзников по организации новейшими зенитно-ракетными комплексами

0
2087
Главнокомандующий призвал китайские части готовиться к войне

Главнокомандующий призвал китайские части готовиться к войне

Владимир Скосырев

Вооруженный конфликт между США и КНР может стать ядерным

0
19323

Другие новости

Загрузка...
24smi.org