0
1293
Газета Реалии Интернет-версия

19.12.2008

У стран СНГ будет общее оружие

Виктор Михайлов

Об авторе: Интервью подготовил Виктор Михайлов.

Тэги: одкб, мквэс, вооружения

Из досье "НВО" Иван Сергеевич Матеров родился 9 марта 1950 года в Москве. Окончил экономический факультет МГУ, работал в различных научных и государственных учреждениях СССР и РФ. С октября 2008 года – заместитель министра промышленности и торговли России. Кандидат экономических наук, профессор кафедры прикладной макроэкономики Государственного университета – Высшей школы экономики.

На вопросы «НВО» отвечает председатель Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ, заместитель министра промышленности и торговли России Иван Матеров.

– Иван Сергеевич, поскольку решение задач по обеспечению коллективной безопасности невозможно без тесного военно-экономического сотрудничества, как вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия в этой области в формате ОДКБ?

– Организация Договора о коллективной безопасности в первую очередь есть, конечно, структура военно-политическая. Однако для эффективной реализации своих уставных задач она, безусловно, должна быть дополнена военно-экономическим взаимодействием, которое предполагает совместную разработку и реализацию общей программы вооружений государств – членов ОДКБ и общего мобилизационного плана для их экономик.

Поэтому военно-экономическое сотрудничество является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития ОДКБ, которое непосредственно связано с развитием национальных оборонно-промышленных комплексов и соответствующих систем материально-технического снабжения входящих в организацию стран.

Здесь важна именно многосторонность. Поскольку двусторонние связи так или иначе налажены, процесс взаимных поставок продукции военного назначения, сырья и материалов достаточно масштабен и продолжает совершенствоваться. Однако ввиду того, что участие в ОДКБ предполагает наличие общих целей, оптимальным направлением становится переход прежде всего к интеграции оборонно-промышленных комплексов, углублению специализации и кооперации. Тем более что нашим странам по известным причинам эта задача знакома и понятна. С другой стороны, проблема оптимизации структуры, например, совокупного оборонно-промышленного комплекса в содержательном, социально-экономическом плане не имеет простого решения. Здесь, я думаю, нам – членам Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству – придется много работать и о многом договариваться.

Сегодня, на этапе выстраивания нормативной правовой базы темп наращивания военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ зависит от скорости разработки и принятия актов межгосударственного уровня. Далее откроется возможность для реализации конкретных коллективных мер по интеграции оборонно-промышленных комплексов и смежных секторов. При этом должны быть выстроены как система обеспечения качества продукции военного и двойного назначения, так и механизм исключения неоправданной конкуренции на внешних рынках.

Крайне актуальными уже сейчас являются вопросы упрощения режима поставок продукции военного назначения на льготной основе внутри ОДКБ и проведения единой военно-технической политики в целях оснащения вооруженных сил государств – членов ОДКБ однотипными и совместимыми образцами вооружения и военной техники.

– Не могли бы вы разъяснить разницу между понятиями «военно-техническое сотрудничество (распространенным и известным) и «военно-экономическое сотрудничество»?

– В различных документах эти определения уже имеются, причем термин «военно-экономическое сотрудничество» иногда понимается в несколько зауженном смысле. Содержательно, если иметь в виду практически решаемые задачи, то разница в терминах та же, что в и случае просто экономического и просто технического сотрудничества.

Военно-техническое сотрудничество предполагает в основном взаимодействие в разработке и поставке вооружения и военной техники. Военно-экономическое же сотрудничество – это к тому же еще и производственная кооперация, и специализация, и многое другое, и не только в военной промышленности.

– Какие задачи стоят перед Межгосударственной комиссией по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ?

– Комиссия была создана в 2005 году с целью объединения и координации усилий в углублении и совершенствовании многостороннего сотрудничества, развитии интеграции в области разработки и производства продукции военного назначения, а также использовании технологий двойного назначения при производстве продукции военного и гражданского назначения. Для практического и оперативного решения наиболее важных проблем при комиссии создан Деловой совет, в состав которого вошли руководители крупнейших оборонных предприятий, участвующих в реализации задач военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ, а также Координационный совет по вопросам рекламно-выставочной деятельности.

– Что сделано МКВЭС за время ее существования?

– Комиссией разработан ряд основополагающих документов, принятие которых позволит создать основу нормативной правовой базы для решения вопросов военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ. Два из них – Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности и Соглашение о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности – подписаны президентами семи государств – членов организации и проходят процедуру ратификации.

На внутригосударственном согласовании с целью внесения на ближайшие заседания уставных органов ОДКБ и сессию Совета коллективной безопасности находится проект Соглашения о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения. Принятие этого документа позволит обеспечить устойчивое и прогнозируемое развитие предприятий и организаций национальных оборонно-промышленных комплексов.

– Как проходит согласование документов? Ведь найти компромиссную формулировку, удобную для всех стран, порой бывает весьма нелегко?

– Согласен с вами. Действительно, подготовка ряда документов идет не так быстро, как хотелось бы. Например, Соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков эксплуатации и утилизации продукции военного назначения до сих пор не подписано, и это связано с некоторыми особенностями российского законодательства. Сейчас российская сторона взяла тайм-аут. Работа продолжается.

– Каковы основные направления военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ?

– Таких направлений семь.

Во-первых, как я уже говорил, ведется интенсивная разработка нормативной правовой базы военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ.

Во-вторых, идет подготовка к системному планированию военно-экономического сотрудничества: вначале – на среднесрочную, а затем – и на долгосрочную перспективу. Для этого собираются и обобщаются предложения всех стран – участниц ОДКБ.

В-третьих, в том же русле проходит создание единой в рамках ОДКБ Программы военно-экономического сотрудничества на период до 2015 года и единой Базовой организации по исследованию проблем и реализации этого сотрудничества.

В-четвертых, необходимо приступить к созданию системы межгосударственной стандартизации и унификации в целях установления единых требований к эксплуатационным показателям вооружений и военной техники, обеспечивающих их совместимость; к их качеству, приемке и испытаниям.

В-пятых, надо провести каталогизацию предметов снабжения вооруженных сил государств – членов ОДКБ для единого информационного обеспечения закупок, эксплуатации, ремонта и утилизации вооружений и военной техники.

В-шестых, должна быть выстроена система совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой и модернизацией продукции военного назначения.

Седьмое направление – согласование единых подходов к осуществлению рекламно-выставочной деятельности в формате ОДКБ.

Понятно, что реализация этих направлений позволит приступить к созданию совместных предприятий по разработке и производству продукции военного назначения; начать формирование сети предприятий по модернизации и ремонту вооружений и военной техники; заняться среднесрочным прогнозированием взаимных поставок; проводить совместные НИРы и ОКРы; оснащать силы и средства системы коллективной безопасности совместимыми образцами вооружений и военной техники; устанавливать единые требования к их основным эксплуатационным параметрам на этапе разработки; формировать единые экспозиции и обеспечивать режим наибольшего благоприятствования организациям и предприятиям государств – членов ОДКБ на соответствующих выставочных мероприятиях.

– Каковые перспективы дальнейшего военно-экономического сотрудничества государств – членов ОДКБ?

– Перспективы хорошие. Нельзя расслабляться. Это понимают все члены МКВЭС. Я имею в виду как конкретных людей, так и государства, которые они представляют.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пашиняну придется доказывать лояльность России

Пашиняну придется доказывать лояльность России

Юрий Рокс

Москва рассчитывает на откровенность Еревана

0
1767
Эрдоган: Анкара не будет просить разрешения у кого-либо на покупку систем С-400

Эрдоган: Анкара не будет просить разрешения у кого-либо на покупку систем С-400

0
675
Апелляционный суд Армении отклонил жалобу адвоката генсека ОДКБ Юрия Хачатурова на решение суда первой инстанции

Апелляционный суд Армении отклонил жалобу адвоката генсека ОДКБ Юрия Хачатурова на решение суда первой инстанции

0
700
Кто нанес воздушный удар на севере Афганистана

Кто нанес воздушный удар на севере Афганистана

Александр Шарковский

Бой таджикских пограничников с "контрабандистами" может спровоцировать мировой скандал

0
4272

Другие новости

Загрузка...
24smi.org