0
1216
Газета Реалии Интернет-версия

13.02.2009

От союзников по ОДКБ требуется помощь

Укрепится вся силовая составляющая ОДКБ

Тэги: одкб, ксор, угрозы


одкб, ксор, угрозы Лидеры ОДКБ движутся в одном направлении.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На состоявшемся на прошлой неделе в Москве саммите глав государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности был принят ряд важных решений, достигнуты соглашения, привлекшие к себе внимание и политиков многих стран, и ведущих мировых СМИ. Итогам саммита посвящено интервью, которое дал «НВО» генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

– Николай Николаевич, прежде всего разрешите вас поздравить с назначением генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности на очередной трехлетний период. По оценкам не только политологов и экспертов, но и глав государств – членов Организации, за те шесть лет, что вы исполняете обязанность генерального секретаря, ОДКБ превратилась в действенную структуру на большей части постсоветского пространства.

Насколько усилит военную составляющую Организации решение президентов о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ?

– Спасибо за поздравление. С точки зрения развития ОДКБ, создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) – это не один, а как минимум два шага вперед. Это фактически создание очень сильного по оснащенности, многофункционального потенциала, способного реагировать на любые вызовы и угрозы. Если раньше мы говорили о Коллективных силах быстрого развертывания как о силах, которые могли бы противостоять прежде всего вторжению, военным или пограничным конфликтам, то КСОР должны быть готовы противодействовать не только названным военным и пограничным конфликтам, но и пресекать деятельность террористических и экстремистских группировок, наркотрафика и других видов организованной преступности. Это будут другие силы – и по качеству, и по мощи.

В соответствии с решением глав государств – членов ОДКБ в состав КСОР должны входить только высокомобильные части и соединения вооруженных сил, оснащенные, что называется, по последнему слову военной техники. Плюс к этому Коллективные силы оперативного реагирования будут включать и подразделения специального назначения из органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Поэтому можно смело говорить, что укрепится не только военная, но и вся силовая составляющая Организации Договора о коллективной безопасности. Создание КСОР позволит нам более эффективно, более жестко реагировать на весь спектр угроз и вызовов. Речь идет прежде всего о защите суверенитета и территориальной целостности государств, о противодействии терроризму, экстремизму, наркотрафику, о проведении специальных операций против организованных преступных групп и, наконец, о предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

– Чем вызвана необходимость создания КСОР? Ведь в составе ОДКБ уже более пяти лет имеются формирования с почти аналогичным названием Коллективные силы быстрого развертывания, есть объединенные группировки войск в Закавказье, в Восточно-Европейском регионе┘

– Кавказская (российско-армянская) и Восточно-европейская (российско-белорусская) объединенные группировки войск – это силы на случай, как говорится, большой войны. В их состав входят общевойсковые, артиллерийские, бронетанковые, авиационные и другие части и соединения, предназначенные прежде всего для отражения внешней агрессии. КСОР станут новой компонентой этих группировок, предназначенной для противодействия не только военным угрозам и вызовам. Это тот потенциал, который может быть приведен в действие оперативно – отсюда и наименование сил – по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ.

– Какой временной промежуток вы вкладываете в понятие «оперативно»┘ Часы, дни?

– Мы сегодня находимся на этапе принятого главами государств политического решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Следующий этап – подготовка всей необходимой нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность КСОР. Это конкретные вопросы создания этой структуры, ее боевого и численного состава, порядка применения, управления, обеспечения, подготовки и многие-многие другие.

Как оперативно может быть принято решение Советом коллективной безопасности? Оно может стать результатом и экстренной встречи глав государств, и телефонных переговоров, и других шагов. То есть в случае необходимости решение удастся принять очень быстро, немедленно. И для того чтобы также оперативно Коллективные силы начали действовать, мы должны создать прочную законодательную базу их использования. На это президенты дали нам три месяца.

– Какие события могут стать причиной приведения в действие КСОР?

– Любая кризисная ситуация в зоне ответственности ОДКБ, требующая применения силового потенциала, способна стать предметом рассмотрения Советом коллективной безопасности. Это может быть и пограничный конфликт, и террористическая атака, и чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, и захват заложников┘ Главы государств будут определять характер конкретных кризисных ситуаций и принимать решение о задействовании или не задействовании КСОР.

Когда отрабатывались концептуальные подходы к созданию КСОР и готовились предложения главам государств, мы в первую очередь анализировали уже имевшие место на постсоветском пространстве такие конфликты, как, например, события 1990-х годов в Таджикистане. Напомню, что в тот период для урегулирования ситуации, прекращения гражданской войны в этой стране привлекались подразделения Воздушно-десантных войск Российской Федерации, 201-й мотострелковой дивизии, использовались подразделения погранвойск России, были задействованы воинские формирования Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана┘

Вспомним и Баткенские события в Киргизии в 1999–2000 годах. Тогда для уничтожения бандформирований привлекались пограничные и внутренние войска, подразделения спецназа и части вооруженных сил нескольких государств. Мы учитывали опыт и других кризисных ситуаций, происходивших на постсоветском пространстве. И не только вооруженных и пограничных конфликтов, как в августе прошлого года в Южной Осетии и перечисленные выше, но и террористические акты – Беслан, «Норд-Ост»┘ Везде, повторюсь, применялись не только подразделения вооруженных сил, но и других, как принято говорить, силовых и специальных ведомств, в том числе МЧС.

Исходя из вышесказанного, при отработке концептуальных подходов было предложено, что в состав КСОР кроме общевойсковых частей включить и силы специального назначения.

– У КСОР будет единое командование?

– Принято решение сформировать орган управления КСОР на базе Объединенного штаба ОДКБ. Предусматривается создать, как говорится, ядро системы управления КСОР, которое и будет заниматься отработкой документов по применению Коллективных сил, организацией их совместной боевой и специальной подготовки и т.д. А в случае кризисных ситуаций на базе этого подразделения должно разворачиваться полноценное командование, со всеми необходимыми для этого элементами.

– Определена ли уже численность КСОР?

– Нет. Пока есть предварительная договоренность о примерном уровне национальных формирований, выделяемых в состав КСОР: это дивизия, бригада, отдельный полк или отдельный батальон. Подчеркну, речь идет о войсковой компоненте. Все зависит от возможностей государства. Понятно, что Киргизия, например, не может выделить дивизию или бригаду, так как у нее просто нет подобных соединений. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил о готовности России выделить в состав КСОР воздушно-десантную дивизию и отдельную десантно-штурмовую бригаду. Руководство Казахстана говорит о бригаде специального назначения┘

– Не секрет, что некоторые государства подписали документ о Коллективных силах оперативного реагирования с оговорками┘

– С оговоркой решение на сей счет подписано только делегацией Узбекистана.

– Это серьезное препятствие в реализации задуманного?

– В принципе поддержав предложение о создании КСОР, Республика Узбекистан высказала сомнение в целесообразности включения в их состав сил специального назначения, заявив о готовности выделения в распоряжение КСОР войскового компонента.

– Уже появились сообщения со ссылкой на МИД Республики Беларусь, что Минск не намерен направлять своих военнослужащих, даже из состава КСОР, для участия в военных конфликтах за пределами Белоруссии┘

– Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал документ о создании КСОР без каких-либо оговорок. Мы исходим из этого факта?

Да, сегодня законодательство Республики Беларусь запрещает направление военнослужащих в горячие точки за пределы национальной территории страны. Но в одном из пунктов принятого президентами решения говорится о необходимости внесения в национальные законодательства соответствующих изменений, обеспечивающих оперативность применения сил и средств, выделяемых в состав КСОР.

– И еще один вопрос, связанный с Белоруссией. Точнее, с Белоруссией и Россией. Как вы оцениваете подписанное между ними Соглашение об Объединенной системе ПВО?

– Создаваемая система противовоздушной обороны России и Белоруссии станет частью Объединенной системы ПВО ОДКБ. В формате Организации планируется иметь в наличии три региональные системы ПВО: российско-белорусскую, российско-армянскую в Закавказье и Объединенную систему ПВО Центрально-Азиатского региона. На необходимость создания региональных систем ПВО на пространстве ОДКБ еще раз обратили внимание главы государств – членов Организации в ходе прошедшего 4 февраля в Москве саммита Совета коллективной безопасности. Система ПВО России–Белоруссии, соглашение о создании которой было подписано накануне, 3 февраля, – это первый шаг в цепи предусмотренных мероприятий по формированию интеграционных систем связи, управления, разведки и, конечно же, противовоздушной обороны в формате ОДКБ.

– Не могу не спросить вас об оценке решения руководства Киргизии о прекращении деятельности американской авиабазы. Обсуждался ли этот вопрос главами государств и намерена ли ОДКБ использовать инфраструктуру базы, после того как ее покинут американские военнослужащие, в своих целях?

– Вопрос о закрытии американской базы не обсуждался. Это решение руководства Киргизской Республики. О причинах его президент Киргизии Курманбек Бакиев проинформировал, и я не буду повторяться.

Что касается возможности использовать инфраструктуру базы после того, как ее покинут военнослужащие вооруженных сил США, то в этом сегодня я не вижу необходимости. Буквально в нескольких километрах от американской базы располагается российская военно-воздушная база «Кант», созданная, подчеркну, именно как воздушная компонента ОДКБ. В Канте имеется хорошая инфраструктура, восстановлен военный городок, построена школа┘

– Как будут финансироваться КСОР?

– В документе, подписанном президентами, зафиксировано, что финансирование частей КСОР, их оснащение и снабжение, будет осуществляться государствами, выделившими их в состав Коллективных сил. Кроме того, напомню, президент Российской Федерации заявил о готовности России оказать своим союзникам всю возможную помощь в оснащении частей КСОР самыми современными образцами вооружения и военной техники. А в ходе обсуждения этой темы Дмитрий Медведев подчеркнул, что КСОР должны стать «визитной карточкой» ОДКБ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Боевиков оформят единым списком

Боевиков оформят единым списком

ОДКБ переводит борьбу с террором в юридическую плоскость

0
1267
Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Владимир Мухин

Российская промышленность не способна обеспечить союзников по организации новейшими зенитно-ракетными комплексами

0
2036
Войска ОДКБ нацелились на Кавказ и Донбасс

Войска ОДКБ нацелились на Кавказ и Донбасс

Владимир Мухин

Замысел маневров "Нерушимое братство – 2018" предполагает отработку задач на территории государства, не являющегося членом коллективной обороны

0
3699
Нужен ли России форпост  в Центральной Азии

Нужен ли России форпост в Центральной Азии

Александр Храмчихин

В чем стратегическое значение военных баз в Киргизии и Таджикистане

0
3593

Другие новости

Загрузка...
24smi.org