0
1962
Газета Реалии Интернет-версия

05.06.2009 00:00:00

Негласный космический оброк

Тэги: глонасс, навигатор


глонасс, навигатор Космический аппарат "ГЛОНАСС-М"
Фото ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнёва

В прошлом номере «НВО» (см. стр. 2) сообщалось, что Роскосмос предложил правительству РФ ввести таможенные пошлины на ввоз в страну GPS-приемников и автомобилей, не оборудованных навигатором ГЛОНАСС/GPS. А 23 мая на ленте Интерфакса появилась информация об обязательной комплектации АвтоВАЗом автомобилей Lada Priora аппаратурой космической навигации ГЛОНАСС/GPS. Соответствующая документация проходит последний этап согласования. Ожидается, что с осени 2009 года все «Приоры» будут оборудоваться комплексной мультимедийной платформой, включающей аудиосистему, и в дополнение к ней – автонавигатором. В 2010 году навигатором начнут оборудовать и «Калину» в отдельных комплектациях.

Утверждается, что это незначительно удорожает автомобиль. Навигатор оценивается примерно в 200 долл. При этом отмечается, что общая стоимость установленных приборов за 2009–2010 годы достигнет нескольких десятков миллионов долларов. Однако, если раскинуть эту расплывчатую сумму на несколько десятков тысяч автомобилей, то стоимость одного навигатора окажется на уровне 500–1000 долл. Сейчас российский автонавигатор Glospace продается по цене от 16–17 тыс. руб. Поскольку основные его компоненты импортные, особо снизить стоимость даже при массовом производстве не удастся. Так что подорожание «Приоры» на 500 долл. можно считать гарантированным.

При этом большинству покупателей навигатор не нужен, дорогу от дома до дачи они и так знают отлично. Остальным – бесполезен. И не только потому, что сама космическая система ГЛОНАСС уже полтора десятилетия остается в недоразвитом состоянии. В России элементарно отсутствуют достоверные цифровые карты. Недавно корреспондент «НВО» лично в этом убедился, путешествуя на машине с GPS-навигатором. На основных магистралях Москвы и федеральной трассе проблем не возникало. Но стоило свернуть на улочки одного из городов области, как аппарат приятным женским голосом принялся убеждать повернуть обратно. Судя по картинке на экране прибора, автомобиль двигался чистым полем, а не асфальтированной дорогой.

В городе и на трассах есть указатели, там не заблудишься. Навигатор нужен как раз для периферии, но на нее нет цифровых карт. Или они безнадежно устарели. Речь идет о целых регионах, о Дальнем Востоке например. Там такой навигатор – деньги на ветер.

К развитию самой космической системы ГЛОНАСС этот проект отношения не имеет. Деньги, отнятые у автомобилистов, пойдут не Роскосмосу, не Минобороны РФ, отвечающему за программу, а достанутся монополисту-производителю, который таким способом образцово задушит возможных конкурентов. Уже есть идея включить в автонавигатор модуль скоростного интернета и дать одному из мобильных операторов монополию на дополнительные услуги – отображение данных о пробках, канал охранной сигнализации и прочее. Утверждается, что таким способом будет создан «полноценный коммерческий рынок навигационных услуг и сервисов», поскольку появится, пусть и принудительно, достаточное число «конечных потребителей».

Насчет полноценности такого рынка можно поспорить. Монополисту нет необходимости снижать цену, повышать качество и эффективность. За пределы России такой товар не выйдет. Это значит, что все претензии на глобальное значение ГЛОНАСС закончились. Тем временем в правительство уже подан документ «О безопасности колесных транспортных средств», в котором перечислены новые технические требования к автомобилю. Среди прочих – предложение Минпромторга об обязательной установке спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Фактически еще один вид налога.

Власти на местах тоже включились в борьбу за коммерческий рынок услуг ГЛОНАСС. Администрация Якутска отчиталась об оснащении общественного транспорта города системой навигационного контроля ГЛОНАСС/GPS. Одно предприятие НПП «Транснавигация» установило на 670 частных автобусах разных предпринимателей GPS-навигаторы по 7 тыс. руб. за комплект. Судя по цене, китайские. Они же будут использоваться для связи с диспетчерами, поскольку водительские рации власти предусмотрительно запретили.

Сейчас на орбите 17 спутников системы ГЛОНАСС, которые не могут обеспечить покрытие всей территории России и обеспечить круглосуточный сигнал где бы то ни было. Было 18, но один вывели из состава группировки 27 мая (работал с 22.12.05). Два из оставшихся введены в действие в 2004 и 2006 годах и долго не протянут. В нынешнем году планируется запустить шесть спутников ГЛОНАСС-М. Если в 2010 году удастся собрать на орбите 24 работающих спутника, то территорию страны они худо-бедно обеспечат более-менее устойчивым сигналом позиционирования точностью 6–10 м. На это сомнительно – старые спутники со сроком жизни 3–4 года не позволят. В 2010–2011 годах должны запустить пять спутников. Фактически они заменят выбывающие, так что система глобальной так и не станет.

Тем временем представители Роскосмоса и Росрыболовства обсудили использование системы ГЛОНАСС и российских систем спутниковой связи для мониторинга рыбопромысловых судов. Сейчас государство ежегодно тратит на эти цели около 47 млн. руб. В основном деньги уходят на оплату услуг связи иностранных компаний. Генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин заявил, что речь идет о добровольно-принудительной замене используемых зарубежных систем мониторинга рыболовства «Аргос» и «Инмарсат», а также их датчиков. «Эти системы связи работают отлично, нареканий от рыбопромышленников и Мурманского регионального центра мониторинга рыболовства и связи нет, ≈ сказал Василий Никитин. – ...Для рыбаков это чревато дополнительными затратами, и немалыми. Что же касается перспективы использования российской системы спутниковой связи, то, по нашему мнению, она нуждается в доработке. Вспомните сами – то у разработчиков спутник «полетел», то еще какие-то неувязки. Одно дело повесить датчик ГЛОНАСС на собачку нашего премьера и совсем другое – распространить систему на весь российский рыбопромысловый флот. Пусть на военных свою технику проверяют, а не на гражданском флоте. Нам работать надо. Да и не в самое удачное время все это затеяно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
772
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
812
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1064
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
771

Другие новости