0
12758
Газета Реалии Интернет-версия

19.06.2009 00:00:00

Стратегия безопасности по-американски

Тэги: сша, стратегия, безопасность


сша, стратегия, безопасность Под нынешней «Стратегией национальной безопасности» США стоит подпись Джорджа Буша-младшего.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Стратегия национальной безопасности» США, как и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», была подписана президентом страны. Произошло это в 2006 году, когда хозяином Белого дома являлся Джордж Буш-младший. По сути дела, американский документ – это стратегия борьбы с терроризмом как на территории самих Соединенных Штатов, так и за их пределами. Впрочем, рассматриваются и многие другие аспекты защиты американцев от различных современных вызовов и угроз. Значительное место отводится и развитию демократии в мире, глобализации экономики, а также ядерному сдерживанию и недопущению распространения оружия массового уничтожения.

ОТ НИКСОНА ДО БУША-МЛАДШЕГО

Процесс формирования современной антитеррористической направленности «Стратегии национальной безопасности» США начался в 1972 году. Тогда на Олимпийских играх в Мюнхене члены палестинской группы «Черный сентябрь» захватили в заложники и убили группу израильских спортсменов. Через 20 дней американский президент Ричард Никсон распорядился создать правительственный комитет по борьбе с терроризмом, который возглавил государственный секретарь. В рамках комитета была образована специальная рабочая группа, занимавшаяся такими вопросами, как безопасность на борту воздушных судов и реформа визового режима.

В 1973 году был похищен и убит посол Соединенных Штатов в Судане. После чего Вашингтон усилил сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом на международном уровне. Кроме того, руководство США решило отныне не вести никаких переговоров с боевиками, идя им на уступки и выполняя их требования.

Существенные изменения в стратегию борьбы с экстремистскими группировками внесла администрация президента США Джимми Картера. При нем комитет, учрежденный Никсоном, был распущен. Ответственность за координацию антитеррористической деятельности Белый дом возложил на Совет национальной безопасности (СНБ), Госдепартамент и ЦРУ.

В период президентства Рональда Рейгана антитеррористическая деятельность впервые стала приоритетным направлением политики США. Считалось, что для того, чтобы побороть угрозу терроризма, Америка должна использовать всю свою дипломатическую, экономическую, правовую, военную и информационную мощь. Для достижения эффективности в данной области Белый дом создал различные организационные структуры, включая межведомственный комитет, члены которого обменивались информацией и развивали новые подходы к решению проблемы противодействия экстремистам. Эти структуры продолжали функционировать и при президенте Джордже Буше-старшем.

Однако в 1995 году президент Билл Клинтон снова возложил ответственность за координацию антитеррористических действий на СНБ. При нем была сформирована специальная группа обеспечения безопасности от угрозы террористических актов.

Президент Джордж Буш-младший возвел борьбу с терроризмом на новый уровень. Он реорганизовал группу обеспечения безопасности от террористических угроз в комитет по антитеррористической деятельности в рамках СНБ. Эти органы до сих пор обеспечивают решение задач борьбы с радикальными группировками.

ЗАЯВКА О НАМЕРЕНИЯХ

Новые варианты «Стратегии национальной безопасности» появились в Белом доме в 2002 и 2006 годах. Последний документ напечатан на 49 страницах и включает 10 разделов:

– общий обзор стратегии;

– обеспечение защиты человеческого достоинства населения всех стран мира;

– укрепление союзов с целью поражения мирового терроризма и предотвращения угрозы США и их сторонникам со стороны других государств;

– совместное разрешение международных конфликтов;

– обеспечение ядерного сдерживания;

– создание условий для создания глобальной экономики за счет свободных рынков и свободной торговли;

– содействие появлению открытых обществ и развитие демократий;

– развитие сотрудничества с мировыми центрами глобальной силы;

– реорганизация структур, обеспечивающих национальную безопасность, в соответствии с требованиями защиты от вызовов и угроз XXI века;

– использование всех возможностей для противодействия противникам глобализации.

В «Стратегии национальной безопасности», последний вариант которой в 2006 году подписал бывший тогда президентом США Джордж Буш-младший, не указываются сроки ее действия. Этот документ разрабатывает Совет по национальной безопасности при непосредственном участии главы американского государства. Стратегия по сути представляет собой только перечень мероприятий, которые намерен проводить официальный Вашингтон в сфере обеспечения национальной безопасности. В документе формулируются дальнейшие направления деятельности правительства в этой области. Белый дом обязан открыто публиковать «Стратегию национальной безопасности» США и делать ее достоянием гласности в соответствии с законом Голдуотера-Николса о реорганизации Министерства обороны от 1986 года.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Как утверждается в вариантах «Стратегии национальной безопасности» США, главной целью правительства Соединенных Штатов является защита американского народа, борьба с терроризмом и продвижение демократии во всем мире. В основу документа Белый дом заложил принцип превентивного подхода. Этот принцип гласит, что, обеспечивая самооборону, США готовы наносить удары по противнику даже в том случае, если время и место его атак на Америку доподлинно неизвестны.

Первоочередной задачей военно-политического руководства США провозглашается защита населения Америки от внешних и внутренних врагов. Противники Соединенных Штатов не обязательно будут иметь большие армии и обладать экономической мощью. Серьезную угрозу для безопасности страны могут представлять и относительно немногочисленные группы боевиков. Для эффективной борьбы с угрозой терроризма, по мнению экспертов СНБ, необходимо объединение общих усилий всего международного сообщества. США должны использовать всю свою мощь, чтобы возглавить эту борьбу и помочь тем, кто не имеет собственных сил для противостояния экстремистам. Потенциальными противниками Америки являются не только террористические группировки, но и государства, которые поддерживают их, предоставляют им возможность проживать на своих территориях, оказывают экстремистам финансовую помощь или какими-то другими способами содействуют созданию террористических сетей.

Аналитики Вашингтона полагают, что активные действия террористов для получения доступа к оружию массового уничтожения являются весьма серьезной опасностью для США. Утверждается, что получение такой возможности боевиками может значительно обострить ситуацию в мире и даже стать причиной глобальной катастрофы.

Важнейшим направлением политики обеспечения национальной безопасности Белый дом считает следование принципу неведения переговоров с боевиками, невыполнения их требований. Кроме того, в один лагерь с террористами должны включаться и те, кто их поддерживает. США должны всячески противодействовать деятельности террористических сетей, ликвидировать их лидеров, пункты управления, центры связи, а также вскрывать и уничтожать каналы материального и финансового снабжения террористов и применять самые жесткие санкции к лицам и государствам, оказывающим им финансовую помощь.

Особые усилия необходимо направить на ликвидацию тех группировок террористов, которые имеют международный характер и стремятся получить в свое распоряжение ОМУ. Эта угроза должна быть предотвращена заранее. В обеих стратегиях говорится, что Соединенные Штаты будут продвигать идею о незаконности терроризма и предотвращать его распространение дипломатическими средствами.

Государства даже со слабой властью, такие, например, как Афганистан, тоже являются серьезной угрозой национальной безопасности США. Это обусловлено тем, что на их территориях создаются благоприятные условия для базирования экстремистов. Получая такую возможность, они развертывают лагеря для подготовки новых боевиков. При этом качество обучения существенно возрастает. На примере Афганистана можно оценить результаты того, как США борются с режимами, поддерживающими терроризм. Однако Афганистан является далеко не единственным прибежищем террористов. Они проживают и готовятся к атакам на цивилизованный мир в Северной и Южной Америке, в Европе, в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии.

Уничтожить терроризм и обеспечить безопасность мира невозможно только усилиями одного государства. Эта цель может быть достигнута только усилиями всего мирового сообщества. При этом главную роль должны играть Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Организация американских государств, Североатлантический альянс и другие межнациональные структуры.

США намерены реформировать систему внутренней безопасности так, чтобы она охватывала правительственные структуры всех уровней и способствовала взаимодействию государственного и частного секторов.

Новый вариант «Стратегии национальной безопасности», который был принят в 2006 году, во многом повторяет «Стратегию» 2002 года. Она базируется на необходимости защиты свободы, правосудия и человеческого достоинства при обеспечении главенствующей роли США в противодействии глобальным угрозам. Вашингтон считает, что приоритетным является активный путь борьбы с данными угрозами. Главным врагом США объявлен Иран. Америка обвиняет Тегеран в распространении ядерного оружия и предоставлении убежища террористам. Северная Корея также считается страной, представляющей угрозу с точки зрения распространения ядерного оружия. Вот почему Белый дом предлагает ввести всеобщий контроль над производством составляющих для ОМУ.

В «Стратегии» 2006 года была радикально изменена позиция США в отношении Российской Федерации. В 2002 году Вашингтон отмечал некоторые положительные изменения, происходящие в России, и именовал ее как союзника в борьбе с терроризмом. В «Стратегии»-2002 подчеркивалось, что Соединенные Штаты не смогут добиться значимых позитивных изменений без поддержки международных союзников и партнеров. Но в документе 2006 года Вашингтон выразил весьма скептическое отношение к развитию демократии в РФ. В «Стратегии»-2006 записано, что США «должны быть готовы к тому, чтобы действовать самостоятельно в случае необходимости». В связи с чем, кстати, департамент информации и печати МИД России заявил, что, по мнению Белого дома, «главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона».

Российское внешнеполитическое ведомство также отметило, что в обновленной «Стратегии» «ни одного слова о партнерском взаимодействии между нашими странами, выстраиванию которого обе стороны посвятили много времени и усилий в соответствии с решениями президентов России и США, о взаимном уважении и учете в практической политике законных интересов друг друга, о равноправии, взаимном доверии, предсказуемости поведения, транспарентности действий. Это, с нашей точки зрения, касается и политики на постсоветском пространстве. Нельзя не понимать, что без применения этих принципов российско-американские отношения могут стать заложником субъективных суждений» – было сказано в заявлении МИД РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1071
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
981
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1955
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2355

Другие новости