Впереди – боевики!
Фото из книги "Чечня. Солдатская правда"
Отмену режима контртеррористической операции в Чечне многие восприняли как окончание войны с бандподпольем Северного Кавказа. Поторопились с выводами. В середине мая боевики перешли в наступление, совершив несколько громких резонансных терактов и убийств.
15 мая смертник подорвал заминированный автомобиль возле здания МВД в Грозном. В результате погибли два милиционера и трое ранены. Пострадали также несколько мирных жителей.
РЕЗОНАНСНЫЕ ТЕРАКТЫ
Серия громких покушений на высокопоставленных силовиков, чиновников и религиозных деятелей прокатилась по Дагестану. Был убит один из главных идеологов противостояния исламскому экстремизму – заместитель муфтия Духовного управления мусульман Дагестана Ахмед Тагаев. Вскоре после этого получил тяжелое ранение и впоследствии скончался в госпитале заместитель начальника штаба Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск МВД РФ генерал-майор Валерий Липинский. 5 июня погиб министр внутренних дел Дагестана генерал-лейтенант Адильгерей Магомедтагиров: он был расстрелян из автоматического оружия, когда приехал на свадьбу дочери своего подчиненного. Судя по всему, теракт тщательно спланировали. Есть серьезные подозрения, что Магомедтагирова специально заманили на празднование бракосочетания.
В Ингушетии в течение июня от рук экстремистов пали зампредседателя Верховного суда республики Аза Газгиреева и бывший глава местного МВД, сотрудник ингушского правительства Башир Аушев. Апофеозом террористических действий стало покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова 22 июня.
Тогда взрыв автомобиля с 70 кг взрывчатки и смертником за рулем буквально смял президентский «Мерседес». Уцелел Евкуров чудом, получил тяжелые ранения, но сейчас уже пошел на поправку.
Для расследования этих и других громких террористических преступлений на Северный Кавказ направлены лучшие следователи Москвы и Петербурга. Об этом заявил глава Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин. Он считает, что в правоохранительных органах Ингушетии, Дагестана и Чечни могут быть предатели, которые снабжают боевиков информацией. Поэтому сотрудники местных силовых ведомств пройдут доскональную проверку.
По словам Александра Бастрыкина, финансирование бандформирований из-за рубежа увеличилось в разы. Оперативники на теле одного из убитых боевиков обнаружили дневник из блокнота, в котором расписаны цены на различные виды преступлений. «Боевики сейчас активно привлекают безработную молодежь. Деньги, которые они платят за убийство одного человека, дают возможность безбедно существовать какое-то время. Преступники сейчас очень динамично передвигаются по Северному Кавказу. Они не ограничиваются одной республикой, как было прежде, а могут из Дагестана перейти в Ингушетию, из Ингушетии – в Кабардино-Балкарию», – сообщил Александр Бастрыкин российским СМИ. Он отметил, что расценки указаны в долларах и варьируются в зависимости от объекта покушения – военнослужащий, милиционер, прокурор. Поэтому многие громкие преступления в регионе зачастую носят заказной характер, совершаются наемниками.
ОХОТА НА «ШАЙТАНОВ»
В конце мая началась совместная специальная операция силовиков Чечни и Ингушетии в лесных массивах в районе совместной административной границы. За месяц ее проведения было убито около 30 боевиков, обнаружено большое количество схронов, ликвидированы лесные базы. Сами силовики потеряли 19 человек убитыми и 26 ранеными.
После покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что возглавил борьбу с бандподпольем и в соседней республике тоже. «Президент поручил мне довести эти мероприятия до конца и усилить их... включая Ингушетию», – сказал Кадыров 24 июня. По его мнению, спецоперация на территории двух республик проходила успешно, а теперь он намерен руководить ею единолично и надеется на «хорошие результаты».
Боевики тут же предприняли ответные действия. Утром 4 июля автоколонна Ачхой-Мартановского РОВД из трех микроавтобусов «УАЗ» и одного автомобиля ВАЗ-2110 попала в хорошо организованную засаду на автодороге возле селения Аршты Сунженского района. Все «УАЗы» были подбиты и сожжены, погибли 9 чеченских милиционеров, а 10 – получили ранения. Число нападавших, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами, оценивается в 20 человек. Огонь велся с трех направлений.
Реакция Рамзана Кадырова была быстрой и предсказуемой. Он немедленно примчался на место боя и заявил: «Месть будет жестокой». Борьба с бандитами продолжится, несмотря ни на какие потери.
Район, где скрывается банда, совершившая нападение на милиционеров, блокирован. С 6 июля лес, где находятся боевики, обстреливается из минометов. Можно не сомневаться, что чеченские милиционеры будут мстить по законам гор, не считаясь с законами государственными.
Не стоит думать, что милиция только несет потери. Боевики их тоже несут, причем в большем количестве. Среди уничтоженных в последнее время – «эмир» бандподполья города Шали Абубакар Муслиев, находившийся в федеральном розыске. Активизация незаконных вооруженных формирований вызывает ответную реакцию. При этом возможности силовиков в любом случае выше, чем у тех, кто им противостоит.
Вспышка боевых действий на Северном Кавказе напомнила о худшем периоде противостояния федеральной власти и здешних сепаратистов. Сейчас боестолкновения, обстрелы, теракты происходят ежедневно и не по разу. Объясняется это не только притоком денег экстремистам, но и действиями силовых структур, в первую очередь – милиции Кадырова. Атакующий стиль борьбы буквально принуждает бандитов покидать схроны и вступать в бой. После этого на них начинается настоящая охота. Но для победы недостаточно перебить как можно больше «шайтанов», надо перехватить денежные потоки из-за рубежа, выловить эмиссаров международного терроризма и местных главарей банд. Вот с этим пока сложно. А простых боевиков эмиссары и главари могут навербовать еще сотни и воевать не один год.