0
2194
Газета Реалии Интернет-версия

21.08.2009 00:00:00

Паника на капитанском мостике

Тэги: журналисты, сми, армия


журналисты, сми, армия Военнослужащим рекомендуется читать "правильные" ведомственные издания.
Фото из книги "Вооруженные силы РФ"

Центральный орган Министерства обороны газета «Красная звезда» опубликовала полемическую статью некого полковника Владимира Соловьева под крайне оригинальным названием «Всякий мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Весь публицистический пафос этого материала, подготовленного, кстати, в лучших традициях кондового советского агитпропа, боровшегося в приснопамятные времена с инакомыслящими, направлен против военных журналистов, работающих в независимых изданиях.

ЮПИТЕР, ТЫ СЕРДИШЬСЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ НЕ ПРАВ

Почти все они скопом зачислены фактически в дилетанты, им отказано в возможности высказываться по тем или иным проблемам военной реформы, а если быть до конца откровенным, то и в праве на профессию. Автор подвергает сомнению как компетентность, так и объективность коллег. В том числе и информированность. Причины он называет разные. Некоторые из неназванных «военных экспертов» (кавычки полковника Соловьева. – В.Л.) не служили в армии или на флоте, не имеют военного образования. Другие же, хотя и вышли из армейской среды, но «с личной обидой на руководство Вооруженных сил», а потому являются «амбициозными шарлатанами по принципу «вот если бы я был министром обороны┘», претендующими на звание «властителей дум» и аналитиков. Они пытаются «манипулировать не только сознанием российских военнослужащих и членов их семей, но и чувствами сотен тысяч призывников и солдатских матерей». Вот так – ни больше ни меньше. Перечислять дальше цветастые и злобные эпитеты, с которыми автор главного рупора Минобороны обрушивается на военных журналистов из негосударственных СМИ, право, не хочется. Как и делать ему дополнительную рекламу. Но приходится.

Потому что есть вещи, которые нельзя пускать на самотек. Если мы не хотим, чтобы, как до августа 1991 года, у нас опять властвовала цензура. Более того, людей держали за недоумков, торжествовала только одна истина, навязанная нам пропагандистами со Старой площади и улицы Маршала Шапошникова (ныне Колымажного переулка). А за нечаянно высказанные мысли, которые не совпадают с «генеральной линией партии» (или если кто-то вдруг их посчитает за таковые), тебя бы упекли в «кутузку» или куда подальше, обвинив чуть ли не в измене родине. Кстати, намек на подобное содержится в упомянутой статье. Все это мы уже проходили, и возвращаться в советское прошлое я, например, при всем уважении к его светлым сторонам никак не желаю.

Но есть, как ни странно, в этом материале и один довольно смешной момент. Владимир Соловьев, наверняка сам того не желая, угодил в логическую ловушку, которую сам себе невольно подстроил. Отказывая журналистам, не обладающим дипломами военных вузов, в праве на анализ реформы Вооруженных сил, он ни слова не говорит о руководителях Минобороны, тоже не имеющих за плечами системного военного образования (не считать же за него индивидуальный ускоренный, рассчитанный на несколько недель, курс Академии Генштаба. – В.Л.). Однако с усердием, достойным лучшего применения, активно и настойчиво проводящими эту реформу в жизнь. Ломая и перекраивая судьбы тысяч людей.

Получается странная штука – одним дилетантам можно, что называется, ставить Вооруженные силы и их кадровый состав на дыбы, а другим – обсуждать это вздыбленное состояние ну никак нельзя. Видимо, неуверенность в правильности и продуманности этих коренных преобразований, шквал уровня критики со стороны не только журналистов, но и серьезных военных специалистов поднялись до такой высоты, что в некоторых высоких кабинетах Минобороны началась небольшая паника.

БЕЙ ПИСАК!

Этим-то обстоятельством, видимо, и вызвана упомянутая публикация. Желанием перевести стрелки. Мол, во всем виноваты не реформаторы, а журналисты. «Бей писак, спасай Россию! (то есть армию!)» Не будем спорить с такими лозунгами, – нам не привыкать к подобным облыжным обвинениям, с перекладыванием ответственности с одних голов на другие. Хотя иногда возникает наивный вопрос: а изучали ли подобные незваные прокуроры диамат, основывающийся на постулате, что «бытие определяет сознание», а не наоборот? Или сегодня среди некоторых полковников завелись приверженцы идеалистических воззрений? Не будем исключать такую возможность.

Вот только один пример. Автор публикации в «КЗ» упрекает коллег, что они (то есть мы. – В.Л.) «забалтывают» наиболее серьезные решения руководства Вооруженных сил по преобразованию армейского бытия, которое позволит навсегда изжить заодно с другими и наследие пресловутых неуставных отношений в казарме. Одно из таких решений – создание корпуса кадровых младших командиров». Оставим в стороне аргумент, что неуставные отношения в казарме зависят отнюдь не только от сержантов. Но и от решения других принципиальных вопросов. В том числе и от отношения офицеров к выполнению своих обязанностей, от многих других вещей. Как утверждает заместитель министра обороны Николай Панков, многие из молодых командиров с лейтенантскими погонами просто сторонятся работы с людьми. Но вернемся к сержантам.

Вряд ли столь информированный автор, как полковник Владимир Соловьев, не знает, что решение главы военного ведомства о создании корпуса кадровых младших командиров было принято ровно накануне Нового, 2009 года. И по его приказу, к 1 февраля этого года требовалось набрать 600 кандидатов на обучение в шести военных вузах по программе среднего специального образования – 2 года и 10 месяцев. Что получилось в итоге? Занятия так и не начались. Не была готова материальная база для будущих курсантов, не оказалось программы и методик их обучения. А главное – у кандидатов на учебу не имелось даже минимально достаточных знаний, чтобы начать обучение в вузе. Пришлось откладывать набор на август–сентябрь. Что происходит с этим набором сегодня, пока не известно. Не исключено, опять проявились все старые зимние проблемы.

И спрашивается в задаче: при чем тут военные журналисты с их «забалтыванием наиболее серьезных решений руководства Вооруженных сил»? Вопрос, как говорится, риторический.

НЕ ЗАСТАВИТЕ, ЕСЛИ НЕ ХОТЯТ

СМИ, хочется это кому-то признавать или нет, как и журналисты, – только зеркало, отражающее жизнь. Иногда кривое зеркало, иногда плохо вытертое от пыли и грязи, иногда желтое, но оно никогда не показывает того, чего нет в реальности. Всякие НЛО и привидения с гороскопами тут не в счет. Впрочем, если и такие материалы пользуются огромной популярностью, значит, людям это надо. И печать удовлетворяет такую потребность.

Однако не стоит приписывать газетам и журналистам по старой совковой привычке то, на что они не способны. При столь мизерных тиражах, как сегодня, навязать стране и армии, как ни старайся, свое мнение, представление о том, что хорошо или плохо, невозможно. И, по-моему, не надо. Да и разное оно, это мнение. В одних изданиях – одно, в других – другое, в третьих – третье┘ Кроме того, есть интернет с океаном самых разных мнений. Читай, что хочешь, не читай, что не хочешь, что кажется тебе предвзятым и некомпетентным. Выбор огромный. Можешь соглашаться, можешь не соглашаться. Никто никому ничего не навязывает. Да и навязать не в состоянии. Почти 70 лет советская власть вкупе с КПСС прививала, как вакцину от кори, населению страны одну, но монопольную идеологию. И чем это кончилось?

Никто сегодня не в состоянии заставить человека, офицера тем более, читать то, что он не хочет. Невозможно требовать от него «анализировать все самостоятельно, критически оценивая мыслительные потуги разного рода самозванцев, паразитирующих на военной теме» (какой шикарный слог у автора! – В.Л.). Любой нормальный читатель делает это даже без понуканий и назиданий. Если для кого-то свет в окошке «Красная звезда», то какие проблемы?! Если кто-то не стремится ее даже в руки брать, то тут независимые военные журналисты тоже не виноваты. Вопросы к тем, кто выпускает эту газету. Кто ее спонсирует. Кто ею руководит. И если некие начальники из Минобороны перекидывают «Центральный орган Министерства обороны» на финансовое обеспечение в Московский военный округ, то при чем тут коллеги, пишущие на армейские темы?! Значит, такой авторитет у газеты в Арбатском округе. Значит, так нужна она министру и его окружению. И тут ничего не попишешь.

Знаю точно: в «Красной звезде» много талантливых и знающих, профессионально подготовленных журналистов. Не буду называть имена, они военному читателю хорошо известны. Правда, некоторые из них сейчас работают в других московских газетах. Почему ушли, надо спрашивать у них. Но если военную печать реформируют так, что в ней скоро некому будет писать глубокие и интересные материалы, если Минобороны прекращает готовить офицеров-журналистов в Военном университете, то это вопрос к реформаторам. К тем, кто хочет видеть в СМИ «объективные и компетентные аналитические материалы» (читай: верноподданнические, а еще точнее – угоднические перед нынешним военным начальством. – В.Л.), но делает все так, чтобы ничего этого не было и в помине.

У журналистов, в том числе и военных, есть одно право и одна обязанность – информировать читателя, зрителя, слушателя о том, что происходит в стране, в армии, в других сферах общественной жизни, в том числе и за рубежом. Делать это максимально объективно, профессионально и достоверно. Почему пишу «максимально объективно»? Потому что один человек, даже семи пядей во лбу, объективным быть не может по определению. Всегда на его сообщение, мнение, обзор накладывается его личность, его субъективизм. Собственные представления о том, что, где и как произошло и почему. Личностная эмоционально-психологическая оценка, которая часто зависит не только от его образования, но и от возраста, жизненного опыта и издания, в котором он трудится. Журналисты, как и газеты, находятся в открытой рыночной и конкурентной среде. Каждый день надо доказывать, что ты профессионал в своем деле. И не воплями, а конкретным материалом, способным стать «гвоздем» номера, привлечь читателя, вытолкать на авансцену именно твое издание.

ДОВЕРИЕ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ

Существует такой показатель, как рейтинг. От этого никуда не денешься. Загляните в интернет, посмотрите, где по степени интереса читателей находятся те или иные военные издания, ведомственные и независимые. Часто между ними пропасть в сотни пунктов. И не в пользу СМИ, воспевающих деяния чиновников Минобороны. Дело тут, конечно, не только в «денежных мешках», которые спонсируют отдельные газеты, а в доверии к ним читающей публики. Ее ведь не обманешь обличениями того или иного издания в ангажированности. Читают тебя, твою газету, журнал, значит, доверяют. Даже если в чем-то или совсем с тобой не согласны.

Кстати, все военные профессионалы, кому не нравится, как преподносят ту или иную тему в «НВО» наши эксперты и журналисты, могут представить нам свой взгляд – мы обязательно его напечатаем, если он будет аргументирован, убедителен и доступен для понимания самых разных людей. Об этой редакционной позиции хорошо известно в Минобороны. Но почему-то мало кто из ведущих руководителей Вооруженных сил горит желанием высказывать свои взгляды в независимой печати. Глядишь, кому-то из начальства это не понравится – хлопот потом не оберешься. Хотя автор «КЗ» полковник Соловьев утверждает, что военное ведомство открыто для объективного разговора на темы военной реформы.

Открыто, да не совсем. До сих пор не только мы, но и другие издания никак не могут получить ответ на самые простые вопросы. Например, в чем стратегический смысл перевода Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург и сколько это будет стоить для страны вместе с жильем для переезжающих? Сколько квартир и где куплено за два земельных участка в Крылатском и на Левобережной, проданных на аукционе в прошлом году? Почему нет репортажей в гражданских газетах о том, как на месте, в конкретных гарнизонах проходит военная реформа и как она отражается на судьбах реальных офицеров и членов их семей?..

Всем защитникам эксклюзивного права Минобороны быть защищенным от взыскательного и критического анализа его деятельности в независимых средствах массовой информации хочется напомнить очевидные факты. Вооруженные силы существуют на деньги рядовых и не очень налогоплательщиков – трудоспособного населения страны. Левых, правых, центристов по убеждениям или абсолютно аполитичных людей. Представителями которых в СМИ как раз и являются журналисты. В том числе и военные. Вне зависимости от их образования и жизненного опыта. Пытаться отгородиться от разговора с обществом по вопросам, которые его волнуют, которые затрагивают практически каждую российскую семью, это как минимум стремление уйти от ответственности за расходование народных средств, за то высокое доверие, которое общество оказало офицеру, поручив ему воспитание и обучение своих сыновей и еще безопасность страны.

Перекладывать эту ответственность на газетчиков, бросаться в панику от того, что с военной реформой что-то не получается, а если и получается, то традиционно безнадежно плохо – как минимум неприлично. Если не сказать большего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
497
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
486
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
790
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
413

Другие новости