Не добровольцы-контрактники, конечно, но для армии тоже сгодятся...
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Объявленные Генштабом количественно-качественные параметры начавшейся осенней призывной кампании приводят к неутешительным выводам. К 1 декабря с.г., когда будут подведены основные итоги перевода армии и флота на новый облик, в войсках обнаружится серьезный некомплект солдатских и сержантских должностей.
По данным министра обороны Анатолия Сердюкова, которые он озвучил еще весной, сейчас штатная численность Вооруженных сил составляет 1,13 млн. человек (только к 2012 году армия сократится до миллиона штыков). По планам Минобороны к 1 декабря с.г. число офицеров в армии сократится с 355 тысяч до 150 тыс. человек, прапорщиков – со 120 тысяч до 20,2 тыс. человек. При этом должности прапорщиков станут сержантскими. Если учесть, что, по информации начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковника запаса Василия Смирнова, в настоящий момент в армии и на флоте служат по контракту 180 тыс. солдат и сержантов, то количество солдат-призывников в войсках должно быть не менее 780 тыс. человек.
Между тем после окончания осенней призывной кампании во всех силовых структурах страны будут служить чуть более 576 тыс. срочников. То есть 305,56 тыс. молодых людей, призванных на военную службу весной, и 271 тыс. человек – осенью.
Как известно, только около 80% призывников направляются в Вооруженные силы. Таким образом, к концу года общая численность солдат и сержантов, проходящих военную службы по призыву в армии и на флоте, составит около 500 тыс. человек, то есть налицо – некомплект примерно в 20%. В результате каждая пятая солдатская должность будет вакантная. Что это значит для боеспособности Вооруженных сил, говорить не приходится.
Военачальники об этой проблеме предпочитают не говорить. Видимо, ее хотят решить за счет контрактников. Правда, если учесть, что в военные профессионалы россияне идут крайне неохотно, а набрать необходимо свыше 250 тысяч желающих хотя бы несколько лет добровольно посвятить защите Родины, эта идея представляется утопической. Тем более трудно разрешима проблема в рамках урезанного оборонного бюджета. По признанию Василия Смирнова, в настоящее время повторный контракт заключают только 20–25% военнослужащих-профи. Главная причина – маленький размер денежного довольствия. В среднем по стране он составляет от 11 до 13 тыс. руб., больше получают только в Чечне и на флоте. Но и там свои трудности – к примеру, плохое обеспечение служебным жильем.
Заметим, что Генштаб уже урезал военкоматам план набора контрактников. И в основном, к примеру, Центральная Россия и регионы Северного Кавказа сейчас пытаются укомплектовать только профессионалами лишь несколько частей в Московском военном округе (четыре бригады), Приднестровье (два батальона), а также три отдельные мотострелковые бригады, которые образованы на основе 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной на постоянной основе в Чечне.
Еще в 2005 году тогдашний министр обороны Сергей Иванов утверждал, что 42-я дивизия полностью укомплектована профессионалами, а к 2009 году 70% военнослужащих армии и флота, в том числе весь личный состав Северо-Кавказского военного округа (СКВО), будут проходить службу по контракту. Но времена и обстоятельства, похоже, изменились. К итоговой дате – 1 декабря с.г. – доля добровольцев достигнет лишь 30% личного состава армии (при этом более 200 тыс. офицеров и прапорщиков будут находиться за штатом). В СКВО полностью укомплектовать контрактниками удастся всего три бригады, дислоцируемые в Чечне.
Военные видят в данных условиях только один выход – увеличить план призыва. Это Генштаб, готовя проекты указов президента, и пытается сделать. В 2009 году количество призывников, направляемых на военную службу, увеличилось почти в два раза. Но призывного контингента все равно явно не хватает. Не случайно пошли разговоры об отправке в войска людей с уголовным прошлым. Что будут делать генералы, когда страна упадет в демографическую яму, обещанную экспертами в 2010–2012 годах, совершенно не ясно.
Начальник ГОМУ Василий Смирнов на днях обмолвился, что во время призывных кампаний «порядка 100 тысяч призывников исчезают из домов», а «более 10 тысяч российских граждан призывного возраста находятся сейчас за рубежом». Возможно, это тоже потенциальный резерв для призыва. Теоретически могли бы пополнить солдатские ряды призывники из Чечни, но пока их направлять в войска опасаются.
В итоге получается, что новый облик армии может оказаться более чем странным. Офицеров и прапорщиков увольняют, чтобы их места заняли контрактники. А контрактников как не хватало, так и не хватает.