0
3369
Газета Реалии Интернет-версия

04.12.2009

Рельсовый джихад

Тэги: терракт, поезд, невский экспресс

  • "У нас все же очень хорошие люди…"Катастрофа "Невского экспресса" выявила героизм и самоотверженность народа (НГ 04.12.2009)
  • "Невский Экспресс": Споры вокруг причин трагедии не утихают (НГ-Интернет 01.12.2009)
  • Убийственный экспресс. Явные нестыковки и странности в деле о катастрофе поезда 166 (НГ 30.11.2009)
  • И снова "Невский Экспресс"… Катастрофа поезда на линии Москва – Санкт-Петербург унесла десятки жизней (НГ-Интернет 28.11.2009)
  • "Невский Экспресс": Печальные итоги трагедии. По официальным заявлениям поезд подорвался на бомбе (НГ-Интернет 29.11.2009).
  • Локомотив "Невского экспресса" пролетел 700 метров. Данные о первой крупнойаварии. (НГ-Интернет 15.08.2007)

  • терракт, поезд, невский экспресс Из десятка подрывов 2009 года этот оказался самым тяжелым.
    Фото Reuters

    Террористический подрыв поезда «Невский экспресс» стал продолжением серии подобных терактов на железных дорогах. Затяжка с их расследованием привела к появлению отряда опытных подрывников и к резонансному удару прямо в центре России.

    Диверсанты подорвали тот же самый рейс 166, что и 13 августа 2007 года, только сделали более эффективно. Взрыв приурочили к празднику Курбан-байрам и началу суда над участниками подрыва двухлетней давности.

    ЭКСПРЕСС В АД

    Взрыв произошел 27 ноября в 21.34 на перегоне Алёшинка–Угловка (285-й км). «Невский экспресс» из 14 вагонов, заполненных пассажирами на 98%, в это время двигался на скорости 197 км/час (зафиксирована электронной системой «Клуб»). Бомба мощностью 5,5–7 кг в тротиловом эквиваленте взорвалась под локомотивом, выбив из первой колесной тележки вторую пару колес. Однако из-за высокой скорости и массы состав продолжил движение, буквально пролетев над воронкой – метр на полтора размером, глубина 0,7 метра. Машинист, видимо, следуя инструкции, применил экстренное торможение. В результате резкого снижения скорости четыре последних вагона сошли с рельсов, один из них опрокинулся набок. Погибли 26 человек, около 100 оказались ранены. Разрушены 400 метров пути и три опоры контактной сети.

    Главной причиной гибели и травм пассажиров стали конструктивные слабости вагонов – силой инерции оказались сорваны сидения и внутренние перегородки сошедших с пути вагонов. Рваные края металла, торчащие болты, багаж, кресла – все это наносило тяжелые увечья и порезы.

    Место теракта оказалось недоступно для техники. Только через полтора часа смогли пробиться спасатели на «УАЗах». Они вывозили раненых по лесным просекам к машинам скорой помощи. В поездной аптечке оказалась масса марлевых повязок, но мало бинтов и болеутоляющих средств. Руководство РЖД решило, что железнодорожники не должны подменять врачей и лечить людей. Следовательно, лекарства им не нужны. В том числе на случай аварии.

    Некоторые пассажиры слышали хлопок, затем последовала тряска и сход последних вагонов. Поэтому версия теракта сразу стала одной из главных, хотя верить в это многие не хотят до сих пор. Возможно, люди таким способом подсознательно пытаются защитить себя от мыслей о собственной беззащитности перед угрозой террористического взрыва, который может прогреметь где угодно и когда угодно. Имеются и просто неверящие любой официальной версии. Есть и противники скоростных поездов, уверенные, что этот вид транспорта потенциально опасен. Кроме того, авторы различных теорий о причинах железнодорожных аварий продвигают свои идеи. Например, что возникла электрическая дуга от сети до земли и пережгла рельс. Или под весом поезда произошло геологическое разрушение насыпи. Пресса широко тиражирует подобные версии. Это объективно работает против террористов, поскольку им надо, чтобы люди боялись именно их, а не техногенных катастроф.

    Кавказские исламисты на своем сайте утверждают, что «специальной диверсионной группой был подорван поезд «Невский экспресс» «во исполнение приказа амира Имарата Кавказ Доки Умарова».

    СЛЕДЫ И УЛИКИ

    Расследование преступления началось немедленно. Поблизости от места крушения были найдены отпечатки протекторов автомобиля «Нива». Позднее аналогичные отпечатки обнаружили в деревне Хмелёвка. Был установлен заброшенный дом, где несколько дней предположительно скрывались трое мужчин и женщина. Оперативники обнаружили лежку на чердаке и следы их пребывания. С места изъяты «образцы ДНК». Этим термином могут обозначаться и окурки, и использованные носовые платки, и иные «физиологические носители уникальных особенностей организма». Найдены также отпечатки шин автомобилей «Нива» и «ВАЗ-2109».

    По данным СМИ, свидетели из Новгорода, ездившие накануне теракта на рынок в Окуловку, встретили двух мужчин на автомобиле с подмосковными номерами (150-й регион), которые спрашивали дорогу. Один из них был в рыжем парике и тщательно скрывал лицо. По словам свидетелей, они спрашивали про мост на железной дороге, упоминали поезд «Сапсан», который еще не пущен в эксплуатацию.

    Северо-Западное УВД на транспорте распространило приметы двух предполагаемых преступников. На одного из них составлен фоторобот. Объявлены в розыск и четыре кавказца, снимавшие несколько дней комнаты на станции Лыкошино. Местным жителям сказали, что приезжали на свидание к родственнику, отбывающему срок в колонии для туберкулезных заключенных в соседнем поселке Михайловское. Но, как выяснило следствие, в эти дни никто из них в колонию не обращался. Зато в 100 метрах от места крушения была обнаружена куртка, в карманах которой найдены письма, идентифицированные как письма заключенного.

    Возможно, у террористов имеется осведомитель на Октябрьской железной дороге, хорошо знающий специфику магистрали и служебные графики движения. «Невский экспресс» шел на полторы минуты позже графика – это допускается. Если бы он шел точно по расписанию, в момент взрыва на соседнем пути мог оказаться встречный поезд № 339, шедший из Петербурга в Самару, тоже слегка запоздавший. Скорее всего в расчеты террористов входило устроить крушение сразу двух поездов.

    Перед «Невским экспрессом» по этому же отрезку пути в тестовом режиме прошел скоростной поезд «Сапсан». Об этом рейсе и его графике знали только сотрудники железной дороги. После прохода «Сапсана» в течение 35–40 минут движение на данном участке не предусматривалось вплоть до подхода «Невского экспресса». За это время преступники заложили заряд.

    Примечательно, что в 2007 году, когда подорвали «Невский экспресс», с получасовой разницей тоже шли два скоростных поезда – «Экспресс» и ЭР-200. По такому расписанию они ходили только в понедельник и пятницу. Тогда выбрали понедельник, в этот раз – пятницу. Рейсом 166 по пятницам в Петербург из Москвы обычно отправляются на выходные домой чиновники из так называемых питерских, работающие в столичных структурах. Прибавьте к ним ехавших на матч футбольных фанатов – и свободных мест в вагонах почти не останется. Террористы это прекрасно знали, стараясь убить как можно больше людей.

    Принцип действия бомбы в обоих случаях идентичен. Использовался комбинированный заряд из пластида и тротила. По мнению некоторых экспертов, была еще аммиачная селитра. В 2007 году масса заряда оценивалась в 1,5–2,5 кг, в качестве спускового устройства использовалась вертикальная палка. Когда электровоз ее сбил, раздался взрыв. Вследствие некоторого замедления срабатывания детонатора и высокой скорости состава взрыв произошел под второй секцией локомотива, оторвав одну колесную пару. Однако «Невский экспресс» остался в колее и продолжил движение. Тогда погибших не было, хотя около 60 человек получили травмы разной степени тяжести.

    Следствием были задержаны два 41-летних жителя Ингушетии Макшарип Хидриев и Саламбек Дзахкиев. Установлено, что они приобрели и перевезли в Маловишерский район взрывчатое вещество для изготовления взрывного устройства. Организатором теракта признали и объявили в розыск русского Павла Косолапова, принявшего ваххабизм, а заказчиком – Доку Умарова. После нынешнего теракта снова были допрошены обвиняемые и брат Хидриева – Амиран, которого в прошлый раз отпустили, не найдя доказательств.

    27 ноября 2009 года использовалась растяжка из тросика. Некоторые источники утверждают, что заряд был оснащен механическим замедлителем – взрывателем ручной гранаты УЗРГМ. Время срабатывания такого взрывателя – 3,2–4,2 секунды. За это время успела бы проехать половина состава, двигавшегося на скорости свыше 50 м/сек. Однако у электровоза оказалась выбита из колеи колесная пара из первой тележки. Это не стыкуется с замедлением взрыва, хотя, возможно, бомба имела два взрывателя – основной и страховочный.

    28 ноября, когда на месте теракта работали специалисты СКП РФ в присутствии своего руководителя Александра Бастрыкина, произошел еще один взрыв. Как сообщили официальные представители СКП РФ, никто из начальства не пострадала. Хотя позже появилось сообщение, что Александр Бастрыкин обратился в больницу № 40 Петербурга с сотрясением мозга. Ни подтверждения, ни опровержения не поступало.

    Второй взрыв произошел по сигналу с мобильного телефона, хотя эфир в районе крушения, вроде бы, глушился, поскольку все крупные подрывы, совершаемые северокавказскими боевиками, обычно сопровождаются закладкой второй бомбы, направленной уже против следователей, осматривающих местность.


    Глава СКП РФ Александр Бастрыкин едва не пополнил список жертв теракта 27 ноября.
    Фото РИА Новости

    ДАГЕСТАНСКИЙ ПОЛИГОН

    Утром 30 ноября недалеко от станции Инчхи в Дагестане на 2354-м километре железной дороги Москва–Баку перед локомотивом поезда № 374 «Тюмень–Баку» взорвалась самодельная бомба мощностью 1,5 кг тротила. Электровоз получил незначительные повреждения и продолжил путь. Ни шпалы, ни рельсы от взрыва серьезно не пострадали, частично оказалась разрушена насыпь. Изъяты детали взрывного устройства – провода, фрагменты батареек.

    Премьер-министр Владимир Путин заявил, что взрыв в Дагестане аналогичен подрыву «Невского экспресса». «Что касается обеспечения безопасности инфраструктуры в целом, здесь может быть только один способ – работа на упреждение», – сказал он.

    Двумя неделями раньше, 13 ноября, на путях в Дагестане был обнаружен подозрительный предмет. Во время обследования местности саперами сработала мина-ловушка. Никто не пострадал, а чуть позже была обнаружена основная бомба под полотном на 2375-м километре дороги Москва–Баку.

    25 октября ночью на железнодорожных путях между станциями Махачкала-1 и Махачкала-2 раздался взрыв. В это время по соседней колее двигался электровоз без состава. Никто не пострадал, но путь получил повреждения, что привело к перебоям в движении.

    18 сентября в Ингушетии возле станции Карабулак взрыв произошел на полотне рядом с грузовым составом. Ущерба не причинено, пострадавших нет.

    Еще раньше, 27 августа, в 23.00 на 63 км перегона Сулак–Куруш был подорван пассажирский поезд «Махачкала–Астрахань». Локомотив и два вагона сошли с рельсов, но никто не пострадал. По словам заместителя начальника Махачкалинской транспортной милиции Ахмеда Магомаева, бомба была заложена у небольшого моста через оросительный канал. Электрическую цепь замкнуло колесо локомотива, взрыв произошел между ним и первым вагоном. Мощность бомбы составила около 5 кг в тротиловом эквиваленте. На месте образовалась воронка диаметром 1,5 метра и глубиной 50 сантиметров. Сошедшие вагоны повредили 10 метров полотна. Очевидно, поезд двигался довольно медленно.

    Примечательно, что буквально в нескольких метрах от этого места 25 июня этого года был подорван технический поезд со станции Гудермес. А всего за лето в Дагестане было четыре подрыва на железной дороге. 7 июля подорван товарный поезд в Ленинском районе столицы Дагестана Махачкалы, недалеко от станции Тарки. Никто не пострадал. А 24 июля в нескольких километрах от Хасавюрта взорвана электричка Хасавюрт–Махачкала, погибла 42-летняя женщина, пять человек получили ранения.

    Вот когда еще надо было спецслужбам начинать работать на опережение. Полгода террористы отрабатывали диверсии на железной дороге – приемы закладки, инициации взрывателя и тому подобное. Можно не сомневаться, что у них сейчас имеется целая группа подготовленных подрывников.

    В 2001–2005 годах прошла целая серия взрывов в вагонах пассажирских поездов и под вагонами при прохождении составов. Это привело к гибели нескольких человек, но в целом оказалось не слишком эффективно. Вагоны сходили с рельсов, но пострадавших почти не было.

    Террористы сменили тактику и в 2007 году взорвали скоростной «Невский экспресс». Но последствия не впечатлили – госпитализировано 30 человек, убитых ни одного, с моста поезд не упал. В 2009 году заложили гораздо более мощную бомбу в расчете на столкновение со встречным составом с последующим падением с моста. В случае выполнения этого плана жертвы исчислялись бы сотнями, но кровавый результат снова оказался далек от расчетов.

    Действия террористов основаны на опыте Великой Отечественной войны. Но с тех пор изменились скорости, конструкция локомотивов и вагонов, устройство железнодорожного полотна. Если вес паровоза без тендера был около 50 тонн, то нынешние электровозы тянут под 200 тонн. Бетонные шпалы труднее разрушить, взрыв уже не срывает рельс целиком на всю длину. Да и стыки сварные. Увеличилась ширина насыпи, она стала прочнее. При низкой скорости состав сходит с рельсов и останавливается. При высокой – проскакивает дальше. Только увеличение бомбы до 7 кг и экстренное торможение позволили оторваться хвостовым вагонам «Невского экспресса» 27 ноября.

    Какие выводы сделают террористы из результатов взрыва? Долго ли будут отрабатывать новые приемы подрыва? И главный вопрос: выследят ли их спецслужбы до следующего взрыва на скоростной магистрали или их больше устраивает роль смотрящих при бизнесе?


    Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

    Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

    комментарии(0)


    Вы можете оставить комментарии.


    Комментарии отключены - материал старше 3 дней

    Читайте также


    Легкая небритость

    Легкая небритость

    Вячеслав Харченко

    Рассказы о школьном хулигане, томике Левитанского и уверенной походке

    0
    232
    Новые варианты рельсового транспорта

    Новые варианты рельсового транспорта

    Олег Никифоров

    Эффективность перевозок грузов и пассажиров во многом связана с использованием альтернативных источников энергии

    0
    11455
    Бронепоезд

    Бронепоезд

    0
    7303
    Бронепоезда в боях под Кущёвской

    Бронепоезда в боях под Кущёвской

    Александр Дрига

    Малоизвестные факты борьбы на советско-германском фронте в июле-августе 1942 года

    0
    1341

    Другие новости

    Загрузка...
    24smi.org