Рис. 1. Перспективная сеть высших учебных заведений Министерства обороны РФ
Недавно в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) в течение двух дней проходили заседания круглого стола, на котором обсуждался вопрос «Общественно-значимые задачи формирования нового облика Вооруженных сил РФ». Этот форум был организован Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ и Министерством обороны.
Самое активное участие в его организации приняли ГУ-ВШЭ, Союз комитетов солдатских матерей России и Общественная инициатива «Гражданин и Армия».
ВСЕ ИДЕТ КАК НАДО!
Высокопоставленные представители военного ведомства и Главной военной прокуратуры в один голос отметили положительные перемены, которые сегодня происходят в Вооруженных силах благодаря проводимой реформе. Их мнение с наибольшей полнотой отразилось в выступлении статс-секретаря – заместителя министра обороны Николая Панкова (всего несколько месяцев назад он снял мундир генерала армии).
Он рассказал, что на состоявшемся в середине ноября расширенном заседании коллегии Минобороны был проведен всесторонний анализ работы по приданию Вооруженным силам нового перспективного облика. Коллегия под председательством главы военного ведомства Анатолия Сердюкова пришла к заключению, что основная часть спланированных на 2009 год мероприятий выполнена.
По словам статс-секретаря, эти мероприятия были направлены на совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования войск, повышение эффективности системы управления ВС, совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки, оснащение ВС современным вооружением и техникой и на обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищенности.
Как сообщил собравшимся Панков, в повышении мобильности и боеготовности войск в этом году были достигнуты определенные положительные результаты. Главным подтверждением этого стали итоги маневров «Осень-2009», которые получили положительную оценку президента. По утверждению статс-секретаря, впервые за последние годы все мероприятия в рамках этих учений удалось провести на самом высоком уровне. Панков также считает, что опыт и результаты, полученные в ходе маневров, стали важной вехой в процессе формирования нового облика ВС.
Подобные учения, по мнению замминистра, являются эффективным средством контроля при решении такой сложной задачи, как создание современной, компактной и эффективной армии, способной в кратчайшие сроки обеспечить выполнение всех поставленных задач.
Объявил Николай Панков и о том, что сейчас завершается запланированный перевод на новое штатное расписание органов военного управления, соединений и частей видов и родов войск ВС. Созданы оперативно-стратегические и оперативные командования. В тактическом звене сформированы все бригады, которые укомплектованы почти на 100% и переведены в категорию частей постоянной готовности.
Первый помощник военного министра подчеркнул, что создана новая система боевой готовности ВС, основанная на сокращении времени, в течение которого соединения и части постоянной готовности должны приступить к выполнению задач по предназначению. Теперь на это отпущен всего 1 час. Ранее на всё про всё отводились сутки.
Коснулся статс-секретарь и вопроса переоснащения ВС современными образцами вооружения и военной техники. Он вновь назвал уже известные цифры: в следующем году в войска поступят 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, 3 атомные подводные лодки, 1 боевой корабль класса «корвет» и 11 космических аппаратов. До 2012 года будет произведена замена аналоговых средств связи на цифровые, причем в первую очередь такую технику получит Северо-Кавказский военный округ.
По словам Панкова, большое внимание уделяется вопросам подготовки командных кадров ВС, в том числе планомерному повышению у офицеров всех уровней профессиональных навыков в обучении и воспитании подчиненных. Создается современная сеть военно-учебных заведений. До конца этого года в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге появятся военно-образовательные учреждения нового типа – три крупных военно-учебных центра (см. рис. 1). В начале декабря на базе училища ВДВ в г. Рязани открывается Центр подготовки сержантов.
Для обучения в последнем отбираются военнослужащие в возрасте от 19 до 35 лет, прослужившие в армии не менее 1 года и отвечающие целому ряду требований. Они должны сознательно выбрать профессию младшего командира и подписать обязательство после завершения курса обучения добросовестно служить в ВС России. По мнению руководства Минобороны, через некоторое время выпускники центра «не на словах, а на деле станут помощниками офицеров в обучении и воспитании солдат, в совершенствовании их боевой выучки».
Остановился статс-секретарь и на квартирном вопросе. Он отметил, что предпринимаются необходимые меры по решению жилищной проблемы военнослужащих. Несмотря на объективные трудности, поставленная президентом РФ задача – обеспечить всех людей в погонах постоянным жильем в 2010 году, а служебным – в 2012 году – будет выполнена. В рамках реализации поручений Дмитрия Медведева Минобороны приняло ряд мер и по состоянию на сегодняшний день, как объяснил статс-секретарь, картина выглядит следующим образом (см. рис. 2.).
Из 70 субъектов РФ, где ранее существовала потребность в обеспечении жильем военнослужащих и членов их семей, проблема решена в 21 регионе (Татарстан и Башкортостан, Пермский и Камчатский края, 17 областей). До конца 2009 года с ней должны справиться еще в 9 субъектах РФ. По-прежнему она сохранит свою остроту в Московской, Самарской, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях.
Созданию качественно нового облика Российской армии в значительной мере будет способствовать и развитие системы материального поощрения офицерского состава подразделений и воинских частей, добившихся лучших результатов в боевой учебе по итогам года.
Рис. 3. Динамика изменения численности военнослужащих рядового и младшего командного состава ВС РФ |
В 2009 году дополнительные выплаты за достигнутые успехи в служебной деятельности получают 34 064 офицера войскового звена (14% от численности офицерского состава). В настоящее время разработан принципиально новый подход к денежному стимулированию офицеров ВС. К дополнительным выплатам представляются лучшие офицеры – от подразделений до управления объединения включительно (ранее – только до соединения). Установлены два способа зачисления офицеров в списки для выплаты надбавки: конкурсный и обязательный. Офицерам, признанным лучшими по итогам года (категории от командира взвода до командующего объединением включительно), устанавливаются надбавки до 100% их денежного содержания. Однако, как подчеркнул Панков, для назначения дополнительных выплат не рассматриваются кандидатуры офицеров, получивших неудовлетворительные оценки по уровню профессиональной подготовки, имеющих неснятое взыскание за совершение грубого дисциплинарного проступка, в отношении которых возбуждены уголовные дела и т.д. Кроме того, предусматривается возможность прекращения установленных выплат.
Для решения вопросов о назначении дополнительных финансовых добавок офицерам в органах военного управления и воинских частях создаются специальные комиссии. На основании проведенных оперативных расчетов в 2010 году надбавки планируется выплатить 45 764 офицерам (36% от общей численности командного состава ВС).
«Руководство Министерства обороны хорошо понимает, что реформирование Вооруженных сил должно сопровождаться эффективными мерами по обеспечению прав военнослужащих, членов их семей, а также гражданского персонала. Нами сделаны определенные шаги в этом направлении. 11 ноября 2009 года подписан меморандум уполномоченного по правам человека в РФ и министром обороны о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала ВС.
Меморандум предусматривает тесное сотрудничество и активные формы взаимодействия в области обмена информацией, совершенствования законодательства, правового просвещения, совместного решения других проблем», – объявил статс-секретарь.
Вместе с тем Панков, несмотря на то что «за прошедший период создана организационная основа будущих Вооруженных сил», счел должным подчеркнуть: «Это вовсе не значит, что Министерство обороны удовлетворено результатами проделанной работы. Мы говорим лишь о том, что процесс преобразований в армии и на флоте идет в нужном направлении». Причем министром обороны поставлена задача в 2010 году закрепить и развить достигнутые результаты.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Однако далеко не все участники круглого стола разделяли оптимизм генералов. Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, предостерег руководство Минобороны от того, чтобы «радикальная реформа наших Вооруженных сил шла бы по традиционному для России принципу: лес рубят ≈ щепки летят». Он упомянул о необходимости строгого соблюдении прав и действующих военнослужащих, и военнослужащих, увольняемых в запас.
Кузьминов также заметил, в частности, что военная служба по контракту рядовых и сержантов недостаточно обеспечена материально. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, их денежное содержание должно хотя бы на 25% превышать размер средней заработной платы по стране, старшин и сержантов-контрактников надо обеспечивать жильем.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института экономики переходного периода Виталий Цымбал вспомнил заявление Минобороны о том, что Россия должна войти в первую пятерку стран мира, имеющих наиболее боеготовые армии. Но почему-то, отметил эксперт, военное ведомство не упоминает о Северной Корее, армия которой по боеготовности занимает первое место. Поэтому надо более четко сформулировать перечень этих пяти армий.
Сейчас, подчеркнул Цымбал, говорят о придании нашей армии нового облика. Но основные его черты были определены еще в 1992 году. Так, на конференции, которая прошла тогда в Генеральном штабе, прозвучали предложения создать десантно-штурмовые бригады быстрого реагирования, передав им вертолетные полки. Постановление правительства о переходе на контрактный способ комплектования войск тоже вышло в 1992 году. Затем была разработана соответствующая федеральная целевая программа, которая оказалась сорвана, а теперь говорится о том, что сейчас этот переход в полном масштабе просто невозможен.
Первая задача, о которой говорил Панков, боеготовность. Но ее надо рассматривать вместе с боеспособностью.
«Я не знаю насколько достоверны опубликованные в СМИ итоги нынешнего учебного года. Но хотел бы обратить внимание только на то, что отличные оценки получили только четыре корабля ВМФ. Правда, они практически укомплектованы на 100%. Хорошие оценки получили 26 дивизий видов и родов войск и только 33% бригад нового облика в Сухопутных войсках. Удовлетворительные оценки получили больше половины соединений, и есть те, которые получили плохие оценки. А что произойдет ближайшее время? Сейчас военнослужащие, которые на учениях подтвердили свою боеготовность и получили высокие оценки, демобилизуются и в воинские части поступят молодые солдаты, в результате чего оценки на последующих учениях скорее всего снизятся на один балл.
В свое время Главное управление боевой подготовки проводило экспертный анализ боеспособности военнослужащих. В качестве эталона брался боец, который прослужил пять лет (два года – по призыву и три – по контракту). И вот результаты сопоставления с ним солдат-срочников: после шести месяцев службы всего 10% боеготовности, после 12-ти – 30%. Это очень низкие показатели.
Тогда же специалисты ГУБП заявили, что в 6 месяцев подготовки достаточно для последующей службы в частях постоянной готовности, но для направления таких солдат в районы вооруженных конфликтов требуется еще дополнительная подготовка. В связи с эти мне кажутся несколько авантюристичными высказывания о том, что мы перешли на постоянную готовность. Будет ли эта постоянная готовность соответствовать современным требованиям по боеготовности и боеспособности – это большой вопрос», – сказал Виталий Цымбал.
Создание научно-образовательных центров для профессиональной подготовки военнослужащих для видов ВС и родов войск, в которых будут проводиться и научные исследования, эксперт оценил как положительный факт. «Использование современных средств и методов получения необходимых военных знаний и обучения военнослужащих всех категорий – это очень хорошо. Но средневековый принцип разделения военнослужащих на «кадры», то есть офицеров, которых надо «готовить», и остальных, которыми надо комплектовать штатные должности, должен быть коренным образом пересмотрен», – заявил Цымбал.
По его словам, при обсуждении вопросов совершенствования военно-технической политики, обеспечения войск современными средствами вооруженной борьбы и сдерживания агрессии наличествует «дымовая завеса лжи, которая дошла уже до самых высоких государственных уст». Как отметил Виталий Цымбал, четыре года назад тогдашний начальник Генштаба генерал Балуевский утверждал, что в армиях мира 60% ассигнований идет на приобретение вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и где-то процентов 30–40 – на денежное довольствие и боевую подготовку войск. Однако, заявил оппонент МО, в армиях развитых стран все происходит совершенно наоборот.
«Почему эта ложь тиражируется? Я думаю, что ее лоббирует ОПК. В годы моей службы откаты составляли 10–20%, сейчас на это, по существу, на воровство, если верить прокуратуре, уходит 20–40%. И это очень печальный факт», – подчеркнул Цимбал.
Рис. 4. Динамика роста денежного довольствия военнослужащих ВС РФ. |
Он также обратил внимание на то, что сержанты-контрактники в необходимом количестве появятся только к 2014 году, а офицеров сокращают уже сейчас. Кто до этого времени будет заниматься солдатами, остается под вопросом.
«Сегодня вступление юношей в возраст 18 лет и количество солдат, необходимых армии, совпало. Но сейчас Минобороны выручает накопленный резерв призывного контингента. Однако он иссякает и через пару лет его не будет. Количество юношей, вступающих в 18 лет, сравнялось с количеством мест в вузах. При такой политике мы идем к тому, что придется призывать практически всех выпускников вузов, кроме тех, которые имеют специальные льготы», – сказал эксперт (см. рис. 3).
Ложным Виталий Цымбал назвал и утверждение Главного оргмобуправления Генштаба о том, что США на создание контрактной армии потратили 13 лет. Он привел документальные данные, что у Пентагона на это ушло только два года.
Как совершенную неправду охарактеризовал эксперт и утверждения о том, что воинская повинность сохраняется в большинстве государств мира. На самом деле более 50% стран отказались от такой практики. Даже в Германии, которая традиционно придерживалась принципа комплектования армии призывниками, сегодня происходят радикальные изменения. Теперь бундесвер будет призывать солдат только для того, чтобы подготовить их к службе по контракту. Соответствующий указ канцлер ФРГ Ангела Меркель подписала в конце октября этого года.
Затронул Виталий Цимбал и вопрос об отсутствии необходимых средств для перехода Вооруженных сил РФ на комплектование контрактниками. Но если раньше динамика роста зарплат имела линейный характер, то потом, особенно для центрального аппарата, произошла «фантастическая картина искривления и возвышения». «Ссылаться на то, что не было денег, особенно в период, когда наполнялся резервный фонд, а надбавки к зарплате контрактников, чтобы привлечь их к службе, не увеличили ни на копейку, просто несерьезно», – заметил специалист (см. рис. 4).
РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По результатам работы круглого стола его участники – правозащитники и эксперты – рекомендовали президенту РФ рассмотреть целесообразность и внести предложения об объявлении амнистии осужденным военнослужащим, самовольно оставившим место службы и не совершившим других уголовно наказуемых преступлений и правонарушений. Предложили они запретить направление срочников для участия в боевых действиях как на территории РФ, так и за ее пределами.
Они также предложили восстановить Комиссию при президенте по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести для продолжения розыска военнослужащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Для проведения комплексной оценки готовящихся законопроектов «О воинской обязанности» и «О военной службе», как считают правозащитники и эксперты, президенту необходимо создать специальную рабочую группу.
Правительство РФ, по их мнению, должно обеспечить гарантированное соблюдение прав военнослужащих, а также соответствующий уровень материального обеспечения и социальной защиты. Кроме того, при решении вопроса о сохранении военной службы по призыву руководствоваться тем, что она мало эффективна.
Самовольное оставление части, дезертирство, иные способы уклонения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии с УПК, должны наказываться более мягко, поскольку эти правонарушения в значительной части случаев являются вынужденными вследствие оскорблений, издевательств, физического насилия, угрозы здоровью и самой жизни.
Специалисты предложили правительству поручить Министерству социального развития и здравоохранения разработать и направить рекомендации по реализации поручения президента о создании Молодежных медицинских центров (ММЦ) с существенным расширением их компетенции, начиная с освидетельствования граждан при их направлении на военную службу по призыву и при поступлении на военную службу по контракту и кончая документальным оформлением сведений о полученных ранениях, контузиях, травмах и перенесенных болезнях. Эти документы должны направляться в ММЦ по месту жительства или призыва военнослужащих.
По заключению специалистов, Минобороны должно уточнить порядок пользования мобильными телефонами военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту, исключив необоснованные условиями военной службы и исполнением служебных обязанностей ограничения в пользовании этим видом связи.
МО предлагается обеспечить завершение проведения всех мероприятий по комплектованию войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, включая совершенствование системы военно-служебных отношений, повышение качества отбора кандидатов на заключение контрактов о прохождении военной службы, а также эффективности предупредительно-профилактической и воспитательной работы. Соответствующими службами МО и других федеральных ведомств, имеющих воинские формирования, должны быть предприняты все необходимые меры по предоставлению военнослужащим реального правового статуса «граждан РФ в военной форме».
Необходимо также, считают эксперты, рассмотреть возможность установления размеров денежного довольствия рядовых военнослужащих-контрактников не менее чем на 25% выше средней заработной платы в стране с учетом районных коэффициентов ранее 2020 года. Одновременно с этим должны совершенствоваться существующие и формироваться новые социальные и другие стимулы, обеспечивающие повышение привлекательности военной службы по контракту.
Типовая форма контракта о прохождении военной службы в соответствие с Федеральным законом № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации с учетом особенностей прохождения военной службы» должна быть усовершенствована. Из нее необходимо исключить неоднозначные толкования и предусмотреть обязательное указание даты окончания службы и конкретных обязательств МО и других федеральных органов исполнительной власти.
Эксперты считают, что в рамках проведения мероприятий по формированию нового облика ВС необходимо провести комплексный анализ состояния законодательства о воинской обязанности и военной службе и разработать концепцию и план его совершенствования в целом ряде направлений, включая опережающее развитие законодательства относительно сроков проведения соответствующих мероприятий по формированию нового облика ВС.
В завершающей части своих рекомендаций эксперты настаивают на том, что в целях исключения незаконного использования труда военнослужащих нормативно-правовую базу, регулирующую применение труда военнослужащих, в том числе в Спецстрое и Железнодорожных войсках, необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ и международно-правовыми обязательствами России, установив использование труда военнослужащих на гражданских объектах исключительно в связи с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Они также заявили о необходимости разработки закона «О гражданском, общественном и парламентском контроле военной организации РФ».
Рис. 2. Обеспечение военнослужащих Вооруженных сил РФ жильем | |
2006–2007 годы | получено 82 854 квартиры (в т.ч. 51 865 – постоянных 30 989 – служебных) |
2008 год | получено из всех источников 32 300 квартир в т.ч. 22 200 постоянных |
2009 год | предусмотрено получение – 45 400 квартир получено – 27 596 квартир |