0
2761
Газета Реалии Интернет-версия

12.03.2010 00:00:00

Армейская реформа на "троечку"

Тэги: вс, реформа, итоги


вс, реформа, итоги Верховный главнокомандующий поставил новые задачи перед генералитетом и оборонно-промышленным комплексом.
Фото РИА Новости

В минувшую пятницу, 5 марта, под руководством Верховного главнокомандующего президента России Дмитрия Медведева прошло расширенное заседание коллегии Министерства обороны. На нем были подведены итоги деятельности военного ведомства в минувшем году и уточнены задачи на 2010 год.

В своем выступлении на коллегии, как сообщают информагентства, президент отметил, что задача по выходу на перспективный облик Вооруженных сил выполнена. Штатная численность военнослужащих доведена до одного миллиона человек. Поставленные перед Министерством обороны задачи по переходу на перспективный боевой состав Вооруженных сил в целом решены. В течение прошлого года создана их организационная основа – в сжатые, как и планировалось, сроки и без дополнительного выделения средств. Это подтвердили и результаты маневров войск «Осень-2009».

«Я, как вы знаете, – сказал президент, – находился в районах активной фазы этих учений и смог убедиться в том, что в целом подготовленность, слаженность действий, выучка соединений, частей и подразделений, переведенных на новую организационно-штатную основу, достаточно высокие. Это не значит, что нет проблем, но тем не менее впечатление в целом благоприятное, особенно с учетом того, что мы очень долгое время вообще не проводили маневров такого уровня. Такие учения и дальше должны проходить и иметь системный характер. Без этого просто нет Вооруженных сил».

ГЛАВКОВЕРХ СТАВИТ ЗАДАЧИ

И теперь главная цель – создание современных, оснащенных новейшими вооружениями армии и флота, подчеркнул Верховный главнокомандующий. На что направлена и разработка новой госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы, которая должна быть завершена в нынешнем году. Правительству поставлена задача довести ежегодное обновление вооружения и военной техники в среднем до 9–11%. Это позволит к 2020 году поднять долю современных образцов вооружения до 70%. И реализация этой задачи должна быть обеспечена полноценным и своевременным финансированием.

Здесь мы, как и договаривались, действуем поэтапно, сказал президент. В прошлом году удалось стабилизировать состояние вооружения и военной техники, даже в условиях финансового кризиса обеспечить выполнение оборонного заказа, хотя и не без проблем. Идут перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, те работы, которые необходимы для переоснащения Вооруженных сил. Вместе с тем механизмы реализации договоров по закупкам вооружений действуют пока недостаточно эффективно. Здесь есть над чем трудиться. Действуем пока очень медленно.

«Что касается текущего года,– сказал Главковерх, – то задачи в этой области мною уже названы в Послании. Там названы конкретные системы и образцы вооружений, которые должны в приоритетном порядке быть поставлены в Вооруженные силы. Эта задача корректировке не подлежит. Устаревшее оружие должно утилизироваться, этот процесс сейчас готовится в соответствии с федеральной целевой программой на 2011–2015 годы и на период до 2020 года.

При этом, как я уже неоднократно говорил, должны быть приняты меры по наведению должного порядка в эксплуатации, хранении и сбережении техники, ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ, всего военного имущества. События прошлого года показали, какие здесь есть проблемы».

Еще один вопрос – обеспечение Вооруженных сил автоматизированными пунктами управления и информационными комплексами, включая задачу перехода до 2012 года на цифровые средства связи. На учении «Запад-2009» была апробирована система автоматизированных подвижных пунктов управления. Это только начало работы, ее нужно активизировать, со связью ситуация неблагополучная.

В 2010 году на передний план выходит задача повышения боеготовности сил общего назначения в их новой организационно-штатной структуре. Главные усилия должны быть сосредоточены на формировании и подготовке межвидовых группировок войск и сил и, конечно, на поддержании и развитии сил и средств ядерного сдерживания с учетом пороговых уровней сокращения стратегических наступательных вооружений. Основным мероприятием подготовки войск в этом году должно стать оперативно-стратегическое учение «Восток-2010». «Спланирую свой график таким образом, – сказал Дмитрий Медведев, – чтобы посетить основные, ключевые эпизоды этого учения».

В числе приоритетных задач, по его мнению, – повышение престижа военной службы, улучшение социальной защиты ветеранов, военнослужащих и членов их семей. «Хотел бы подчеркнуть, – сказал президент, – что все обязательства государства перед действующими и увольняемыми военнослужащими будут выполняться безоговорочно, никаких поправок на изменение бюджета, еще на какие-то факторы я принимать не буду». Правительству поставлена четкая задача – обеспечить к концу этого года всех нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, а к 2012 году – служебным жильем. «Реализация этой задачи идет неплохо, – сказал президент, – я также буду держать это на своем контроле».

Необходимо выдержать в полном объеме те цели, которые были заявлены по повышению денежного содержания военнослужащих, в том числе по переходу на абсолютно новую систему с 2012 года, обеспечить выполнение принятых Советом безопасности решений по повышению пенсий военным пенсионерам. О тех, кто уволен с военной службы, забывать нельзя.

Важнейшей задачей, сказал президент, остается подготовка офицерского корпуса. Армии и флоту нужны высококлассные специалисты, владеющие современной техникой и глубоко мотивированные к избранной ими военной профессии. Дмитрий Медведев считает необходимым совершенствование системы военного образования, развитие его материальной базы, поддержание опытных и преданных своему делу педагогов. Помимо этого Главковерх поручил уделить особое внимание подготовке сержантского состава. Сержанты должны быть способны в том случае, если это потребуется, заменить офицеров первичного звена. Надо повысить ответственность должностных лиц всех уровней за работу с кадровым резервом и включать в него перспективных и подготовленных офицеров, организовать для них дополнительную подготовку по должностному предназначению. В целом положительным фактором является и то, что на основные руководящие должности назначения сейчас идут преимущественно из кадрового резерва, такая политика должна быть продолжена.

ЗАЧЕМ НУЖНА ДОКТРИНА

Президент напомнил присутствовавшем в зале командующим видов и родов войск, военных округов и флотов, начальникам центральных и главных управлений Минобороны, женщинам – военослужащим, что месяц назад он утвердил новую Военную доктрину. А также «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года». Из этих документов вытекают несколько достаточно важных выводов. Главный – сегодня у нас нет потребности в дальнейшем увеличении самого потенциала стратегического сдерживания. Однако обладание ядерным оружием – это определяющее условие для проведения Россией своей независимой политики для сохранения ее суверенитета, политики, направленной на поддержание мира и предотвращение любого военного конфликта, а также для содействия урегулированию постконфликтных ситуаций.

В прошлом году, сказал Дмитрий Медведев, были приняты поправки к Федеральному закону «Об обороне». Они дали правовое обоснование применению Вооруженных сил для защиты своих граждан, которые находятся за пределами России. Важно также иметь в виду, что вблизи наших границ еще существует конфликтный потенциал и неурегулированные проблемы. И это, безусловно, создает потенциальную угрозу национальной безопасности нашей страны. «Договор о европейской безопасности – это как раз тот формат, в рамках которого можно предотвратить различные региональные конфликты, прежде всего на Европейском континенте, в том числе конфликты, подобные грузино-осетинскому», – сказал он.

При этом ведется настойчивая работа по закреплению позитивных тенденций в современной международной политике. В сравнительно короткие сроки путем интенсивных переговоров с Соединенными Штатами Америки удалось вплотную подойти к выработке нового договора о стратегических наступательных вооружениях, предусматривающего дальнейшее сокращение соответствующих вооружений. Возобновились после определенной заминки и полномасштабные контакты между Россией и НАТО. Определяющим фактором здесь будет степень готовности наших партнеров закрепить в юридически обязывающей форме приверженность принципу неделимости безопасности в Европе.

К сожалению, далеко не все страны и политики извлекли из событий августа 2008 года соответствующие уроки, сказал президент. Продолжается восстановление военного потенциала Грузии, причем за счет военной поддержки извне. Учитывая этот фактор, а также сложную социально-экономическую ситуацию на Кавказе, было принято решение о создании Северо-Кавказского федерального округа. Это позволит в том числе повысить эффективность взаимодействия находящихся там силовых структур.


Не судите об армии по парадам.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

ЗАКРЫТЫЙ ДОКЛАД

В перерыве заседания Дмитрий Медведев провел встречу с командующими округами и флотами. Во встрече также приняли участие министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генштаба Вооруженных сил генерал армии Николай Макаров. Доклад, который сделал на расширенной коллегии военного ведомства его глава, был закрытым. Содержание его не публиковалось. Ни в сообщениях информагентств, ни на сайте Минобороны. Тем не менее, как заметили в разговоре с «НВО» некоторые участники совещания, он в отличие от оценок, которые давали отдельные генералы в своих интервью, был достаточно далек от благодушных оценок.

Об этом, кстати, говорил и сам Анатолий Сердюков. После завершения коллегии он встретился с журналистами, где сказал, что «мы отчитались по всем направлениям своей деятельности за 2009 год. Это была достаточно серьезная работа, и, как мне кажется, результатов мы достигли положительных. Президент дал оценку удовлетворительную». А «удовлетворительно» – это не столько положительная оценка, сколько снисходительная – по школьной шкале только «троечка».

В ходе придания нового перспективного облика Вооруженным силам не получилось очень многое. Да, сократили 200 тыс. офицеров из 365 тыс. По словам Анатолия Сердюкова, в 2009 году уволили 65 тыс. Тех, кто выслужил свои сроки предельного нахождения на воинской службе, больных и тех, кто по своим морально-нравственным и профессиональным качествам не мог служить дальше. Как говорил на встрече с военными атташе зарубежных стран в Академии Генерального штаба начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, 37 тыс. офицеров выведено за штат. В основном тех, кого не могут пока обеспечить постоянным жильем.

Правда, по словам наших информаторов, жилье для многих из них есть. В минувшем году из всех источников, включая ГЖС, было получено 45 644 квартиры. Но распределить их не могут. Многие люди, а их несколько десятков тысяч, не хотят получать жилье вдали от места службы, в том числе и в других городах. Уезжать, к примеру, из Москвы, где не покупают квартир, так как это непомерно дорого, в Серпухов или в Чехов. Они не подписывают документы о получении ордеров. Под различными предлогами, в том числе и с помощью «больничных листов», постоянно продлевают для себя время нахождения за штатом. Продолжают получить деньги по своей уже несуществующей должности и воинскому званию. А в случае навязывания им тех или иных «командирских решений», как это происходило в Приволжско-Уральском военном округе, обращаются в суды, которые не всегда выносят вердикты в пользу армейского ведомства. И обещание, которое дали руководству страны министр и его замы – закрыть квартирный вопрос с постоянным жильем для увольняемых в запас до конца 2010 года, – выглядит трудно осуществимым. Если не сказать жестче.

КАДРЫ РЕШАЮТ НЕ ВСЕ

Не все благополучно и с созданными на базе дивизий тяжелыми, средними и легкими бригадами. По сведениям из источников, близких к коллегии, до 60% их признано небоеготовыми. Причин достаточно много. Здесь и отсутствие необходимого количества современной техники и систем обеспечения боя, отвечающих уровню XXI века. И неумение командиров этих бригад руководить своими подчиненными с помощью таких систем, в том числе и АСУ. Хотя в первые месяцы нынешнего года как раз и были проведены сборы, где новых командиров посвящали в способы и методы такого управления. Начальник Генерального штаба называет его «сетецентрическим», но самой системы сетецентрического управления и ее элементов как не было в войсках, так до сих пор и нет. А теория без практики, знаем мы из высказываний классиков, мертва.

Провалом закончился и перевод большинства соединений на контрактный принцип комплектования. И министр обороны, и начальник Генерального штаба, и новый главнокомандующий Сухопутными войсками дружно признали то, о чем не только «НВО», но и все более или менее объективные СМИ писали уже не один год. Федеральная целевая программа по укомплектованию Вооруженных сил сержантами и рядовыми-контрактниками фактически сорвана. Теперь об этом заявляют и в комитете Совета Федерации по обороне и безопасности. «Объем средств на реализацию этой ФЦП, рассчитанной на период с 2009 по 2015 год, сокращен на 86%, сообщается в материалах Счетной палаты», – говорит представитель комитета. Таким образом, из запланированных 26 млрд. руб. сокращено 22,4 млрд. руб.

Многие наши читатели помнят, как в августе 2008 года, после войны в Южной Осетии, глава российского правительства Владимир Путин называл федеральную целевую программу по переводу на контрактный способ комплектования сержантского состава Вооруженных сил «логичным развитием планов по строительству современной и высокопрофессиональной российской армии». По словам премьера, решение о сокращении службы по призыву до 12 месяцев готовилось шесть лет. К нему правительство шло последовательно, формируя систему привлечения граждан на военную службу в добровольном порядке, по контракту. Для начала – в части постоянной готовности, пограничные органы. А потом и на должности сержантского состава.

Владимир Путин говорил, что «на сержантов-контрактников в ближайшие годы ляжет основная нагрузка по обслуживанию новых систем вооружения», а «формирование профессионального сержантского корпуса – важный шаг к более современной организации боевой учебы». При этом до 2015 года в рамках программы планировалось перевести на контракт 64 тыс. сержантских и матросских должностей. Но оказалось, что деньги есть на обучение в Рязанском высшем десантном училище по программе среднего специального образования только 250 будущих сержантов-профессионалов.

В конце февраля этого года начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров признал, что российская армия уже не переходит на контрактную основу, при этом в ближайшем будущем части будут в основном формироваться из призывников. «Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась, – построение профессиональной армии – решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна в армии остаться. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем», – заявлял Макаров в интервью каналу Russia Today.

Ранее о системе комплектования частей на контрактной основе высказывался главнокомандующий Сухопутными войсками Александр Постников. По словам генерал-полковника, контрактные части не должны существовать только ради самих контрактников. «Нам нужны прежде всего профессионалы, – пояснил главком. – Сейчас в войсках есть части, в которых служат контрактники, но они, скажем так, не такие, как нам хотелось бы».

Удивительно, что к такому «открытию» генералы пришли только сейчас, хотя давно очевидно, что на 7–8 тыс. руб. в месяц, что меньше средней заработной платы даже в депрессивных регионах, приличный человек, то есть профессионально подготовленный, ответственный, физически крепкий и, как пишут в служебных характеристиках, морально выдержанный, согласиться не сможет. И это при том, что контрактник в погранвойсках ФСБ получает от 25–30 тыс. руб. в месяц.

Как утверждают в руководстве Минобороны, контрактник тогда придет в войска, когда он будет получать как минимум 80% от получки лейтенанта. А лейтенант при этом должен получать 35–40 тыс., да и то если он получит благоустроенное общежитие для своей семьи. Это может случиться только после 2012 года. Не раньше. Может, тогда военная реформа или придание нового, перспективного облика Вооруженным силам выйдет из зачаточного облика. И появится возможность говорить о каких-то качественных изменениях в армии и на флоте. А не о бравурных рапортах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1051
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1214
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1485
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1068

Другие новости