Число и самих военных, и мест их дислокации будет стремительно уменьшаться.
Фото Сергея Шарамова
Министр обороны Анатолий Сердюков опять подарил общественности новость, которую еще долго будут обсуждать в отечественных СМИ различные военные специалисты. И не только они. На прошлой неделе, 9 июня, на правительственном часе в Совете Федерации он заявил (об этом сообщил журналистам председатель комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров), что «сегодня военное ведомство имеет более 8 тысяч военных городков, а останется всего 184».
ОЧЕРЕДНАЯ НОВОСТЬ ОТ СЕРДЮКОВА
Собственно, никакой особой сенсации в этом сообщении нет. «НВО» уже неоднократно писало о том, что в армии и на флоте сокращается количество воинских частей – в начале 2007 года их было 26 тысяч, сейчас 6 тысяч, а в ближайшей перспективе должно остаться 2,5 тысячи. Это связано как с реорганизацией вооруженных сил в ходе придания им нового перспективного облика (сокращается число кадрированных дивизий и полков, дивизии превращены в тяжелые, средние и легкие бригады, переформированы штабы армий и корпусов, они теперь стали оперативными командованиями и тоже резко ополовинены), а из шести военных округов делают четыре оперативно-стратегических направления, хотя не исключено, за ними оставят традиционное наименование «военный округ» – «Запад», «Север» (или «Центр»), «Юг» и «Восток».
В рамках оперативно-стратегических командований Генштаб намерен создать еще три общевойсковые армии, которые, по задумке генералов, должны называться оперативными командованиями. «Мы провели тщательный анализ современных вызовов и угроз и пришли к выводу, что необходимо создать дополнительные общевойсковые армии на некоторых стратегических направлениях. Их будет всего три», – заявил днем раньше, чем на слушаниях в Совете Федерации выступал министр обороны, начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. Дополнительно будут сформированы шесть мотострелковых бригад, которые войдут в состав созданных объединений, сказал он. Правда, не уточнил, на каком именно направлении. Не исключено, что на Дальневосточном. На недостаточное количество войск там не раз указывали руководству армии и флота многие военные эксперты, в том числе и авторы «НВО».
Кстати, командующим новых округов (оперативно-стратегических направлений) будут подчинены все силы и средства, дислоцирующиеся на подведомственной территории. В том числе ВМФ, ВВС и ПВО. Причем подчинены не оперативно, а непосредственно. Правда, кроме Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск. Морские и авиационные СЯС, как РВСН, также останутся в компетенции Генштаба. Штабы новых округов будут располагаться в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и в Хабаровске. К примеру, будет создан объединенный штаб Ленинградского и Московского военного округа с местом дислокации на Дворцовой площади в Северной столице. Там же Главный штаб ВМФ, его отдельные подразделения в Кронштадте, куда, кстати, переводят и основные фонды «Адмиралтейских верфей». В связи со всеми этими пертурбациями пройдут и соответствующее сокращение и интеграция окружных управленческих структур (подробнее – в «НВО» № 17 от 14–20 мая с.г. «Парад реформ не остановил»).
В ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ
То же самое происходит и в центральном аппарате. К примеру, ликвидируется Главное управление боевой подготовки и службы войск, подчинявшееся ранее начальнику Генерального штаба. Теперь проблемами боевой учебы будут заниматься только структурные подразделения главных штабов Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и ПВО. Сами эти главные штабы станут структурными подразделениями Генштаба. И опять пройдет сокращение военного административно-бюрократического аппарата.
Командующие новыми округами наряду с Главным управлением воспитательной работы и командирами бригад станут отвечать за состояние воинской дисциплины. Еще одной их функцией будет подготовка и проведение миротворческих операций. А на главкомов, что вообще новинка, будут возложены функции обоснования заказа вооружения и военной техники. Как сказал Макаров, «лучше главкома никто не знает, какая техника и какие вооружения ему нужны».
Кроме того, как заявил начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, планируется создать десять авиационных и авиационно-морских баз вместо ныне действующих авиационных гарнизонов ВВС и ВМФ. Из них восемь авиационных и две военно-морские базы. На всю Россию. Это приведен к сокращению аэродромов, которые эксплуатируются в интересах Вооруженных сил. Только в Подмосковье, если кто не знает, таких аэродромов как минимум шесть. В Барыбино свой у РВСН, в Клину – у ПВО, в Остафьево – у ВМФ, в Чкаловском – общий (Минобороны, Сухопутные войска и Внутренние войска), а еще есть взлетно-посадочные полосы у ФСБ и пограничников, у МЧС, у других военизированных структур. А обслуживание и поддержание в работоспособном состоянии только одного аэродрома обходится бюджету страны в 1 млрд. рублей в год. При этом не все они, как выяснилось в связи с трагедией польского Ту-154 под Смоленском, имеют современные средства навигации и авиационного обеспечения.
Теперь, после объединения аэродромов, в распоряжении военных останется только 27 основных из 245, что были раньше. Где будет базироваться не только истребительная, штурмовая и бомбардировочная авиация, но и транспортная, пассажирская, а также специальная. Тесно им вряд ли будет, так как авиационный парк ВВС тоже постоянно скукоживается.
Начальник Генерального штаба сказал, что объединенные авиационные базы будут пропорционально размещены по всей территории России. «В частности, объединенные авиабазы будут дислоцироваться в Воронеже, Челябинске, в населенном пункте Домна (под Читой), вблизи Комсомольска-на-Амуре и в других городах страны». По его словам, характерной особенностью этих баз будут отличные условия не только для выполнения летных заданий экипажами самолетов и вертолетов, но и для быта военнослужащих и членов их семей. «Мы сделаем все, чтобы наши летчики и их семьи жили в человеческих условиях», – заверил сенаторов генерал армии.
Сколько будет стоить такая «утруска и усушка», переезд офицерских семей и строительство для них нового жилья, передислокация боевой техники и создание для нее приемлемых условий хранения, обслуживания и эксплуатации, Николай Макаров не сказал. Но вряд ли все это уже заложено в бюджет ближайших лет.
А сокращение гарнизонов, как и создание объединенных авиабаз, вызвано тем, что дорого и неэффективно содержать небольшие военные городки, где в разных местах, на таком расстоянии, чтобы вместе не попасть под одну-единственную ракету «супостата», расположена одна-две воинские части. За сотню километров от них – еще одна-две. И так целый «куст». В каждой части своя котельная, свой водопровод и канализация, своя, на всякий случай, запасная электростанция, несколько своих столовых и домов офицеров, свои склады оружия, боевой техники и горюче-смазочных материалов. Все это охранять, обслуживать, ремонтировать и поддерживать в исправном состоянии требуется неимоверное количество денег и солдат. Вместо того чтобы изучать военное дело и свою боевую специальность, они через день на ремень ходят в наряды на кухню и в караул. Год прослужил, а ничего не умеет. Только кричать: «Стой! Кто идет!»
Вот для того чтобы освободить срочников от лишней обузы, и собирают гарнизоны в «кучку». Что из этого получится, покажет время. Хорошие идеи в нашей армии, к сожалению, редко приводят к хорошим результатам.
Оставшиеся без «армейской крыши» гарнизоны, как обещал Анатолий Сердюков, военные передадут местным властям. «Министерство обороны в каждом конкретном случае готово рассматривать предложения субъектов РФ и органов местного самоуправления по передаче им на возмездной или безвозмездной основе жилья, объектов соцкультбыта и других объектов инфраструктуры», – сказал глава военного ведомства.
Правда, сделать это будет непросто. Местные власти не очень охотно, если не сказать очень неохотно, принимают от армии такие «подарки». Как правило, гарнизоны, которые оставляют военные, особенно, если они не в Подмосковье или возле крупных городов, в крайне запущенном состоянии. Там надо менять водопроводы, канализационные системы, теплотрассы, строить новые или ремонтировать старые котельные – такую работу потянет не каждый бюджет. Да и кроме военных городков у местных властей своих запущенных зданий столько, что хоть криком кричи.
Получить на свой баланс еще их несколько десятков – желающих мало.