0
3144
Газета Реалии Интернет-версия

02.07.2010 00:00:00

В новых мундирах в никуда

Андрей Кисляков

Об авторе: Андрей Львович Кисляков - главный редактор журнала "Международная жизнь".

Тэги: армия, форма, вс


армия, форма, вс "Новый облик" армии немыслим без формы от Юдашкина.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Сегодня пространными интервью, которые весьма активно дают руководители всех рангов и принадлежностей, никого не удивишь. Гласность, однако. Армейские и космические начальники – отнюдь не исключение.

Например, не так давно «Российская газета» поместила обстоятельную беседу генерала армии Николая Макарова, посвященную отечественным Вооруженным силам. Прямо скажу, читается крайне интересно, информации много. Или выступление на круглом столе нынешнего первого заместителя министра обороны генерала армии Владимира Поповкина – в апреле. Вот и сам президент Дмитрий Медведев, согласно СМИ, совсем недавно – 24 мая – поставил задачу к 2015 году оснастить Российскую армию современным вооружением не менее чем на 30%. Глава государства подчеркнул, что деньги необходимо вкладывать в модернизацию Вооруженных сил: активно поставлять в войска новое вооружение, менять парк устаревшей техники, до 2012 года перейти на цифровые средства связи и коммуникаций.

Складывается впечатление, что, с одной стороны, проблем в войсках – хоть отбавляй. Но с другой – осталась действительно самая малость: определить цели, разобраться со средствами и осознать настоящее положение вещей во всем том, что называется процессом создания современных российских Вооруженных сил. Однако чем больше кумекаешь над этой триединой задачей, тем быстрее, прямо по Булгакову, наступают «пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит и угнетенное состояние духа». К сожалению, есть от чего.

КУДА ИДЕМ МЫ... БОЛЬШОЙ, БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ┘

Итак, о положении дел в отечественных Вооруженных силах высказались практически все основные фигуранты: от главного вооруженца Генштаба до президента. Однако чего-то, точнее – кого-то, явно не хватает. И я знаю, кого. Знаменитого модельера Валентина Юдашкина, разработавшего новую военную форму, уже утвержденную президентом специальным указом от 12 марта сего года.

Причем здесь кутюрье? Очень даже при «делах», если на его манто из мягкой гидрофобной кожи, каракулевые шапки, многочисленные жакеты, кашне, перчатки, золотое шитье и прочие цацки в ближайшие три года из бюджета вытряхнут без малого миллиард долларов. На создание только подиумных образцов раскошелились уже на пять с половиной миллионов полновесных американских денег.

Вот и объяснил бы мне г-н Юдашкин всю ценность такого приобретения с учетом нашего военного настоящего и недалекого будущего. Правда, в прошлом году на презентации образцов в Минобороны Юдашкин пояснил, что «новая форма смоделирована так, чтобы она была элегантной и в ней хотелось служить┘» Вот так, приоделся, элегантно крутанулся перед зеркалом – и сразу захотелось┘ Сомневаюсь. Для начала – кого одевать собираемся?

Ответ на этот вопрос без всяких оговорок дает тот же Генштаб: контрактное комплектование практически провалилось, и отныне возвращаемся к милой сердцу призывной схеме, только в усиленном варианте. А как же: сокращение сроков службы всякие «солдатские матери» и прочие «враги» армии все-таки продавили. А только по призыву текущего года требуется 700 тыс. новых защитников. Вот только где их взять? Однако все решаемо.

Надо элементарно внести поправки в Закон «О воинской обязанности граждан РФ» и увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, «забрить» всех студентов после второго курса, да еще так, чтобы под страхом нар ребята-призывнята сами залезали на лопату военкомовской печки.

Это и поведал в конце марта Совету Федераций замначальника Генштаба Василий Смирнов. Он предупредил, что уже этой осенью стране грозит серьезный недобор призывников, а в дальнейшем их дефицит будет только возрастать. В этом, по его мнению, повинны демографический кризис и слишком большое количество отсрочек. Сам начальник ГШ – генерал армии Николай Макаров полностью солидарен с подчиненным. Причем не забыл подчеркнуть, что Минобороны при формировании института армейского контракта допустило «очень много» ошибок, и поэтому было принято решение отказаться от расширения контрактной составляющей в войсках.

Все до боли знакомо. Виноваты кругом все – от Чубайса до кризиса. Кроме тех, кто по долгу службы просто обязан претворять в жизнь, например, новую военную доктрину России, которую Верховный главнокомандующий утвердил за месяц до парламентских сетований генерал-полковника Смирнова.

Да, чуть не забыли про министра обороны. Анатолий Сердюков, между прочим, на «правительственном часе» в Совете Федерации заявил в начале июня, что никакого «отката» к советской призывной системе в Вооруженных силах не будет. Напротив, число контрактников предполагается существенно увеличить, практически вдвое.

Поворот, признайтесь, странный. С одной стороны, президент – он же главковерх при поддержке военного министра ратует, причем вовсе не на словах, а с наивысшими государственными документами, за новую армию. С другой – многозвездные исполнители, призванные брать под козырек при виде этих самых документов, но отнюдь не горящие желанием это делать. Что в результате такого «командования» станется с нашими Вооруженными силами, открыто не берусь обсуждать┘

«┘ТО, ЧТО БЫЛО┘ ТО ДАВНЫМ-ДАВНО УПЛЫЛО┘»

Ну хорошо. Парней отмобилизовали и приодели, но в руки им что дадим? В апреле Владимир Поповкин, можно сказать, вынес приговор отечественной военной промышленности. В присутствии многочисленных журналистов генерал сделал ряд заявлений, которые можно назвать сенсационными. Он покритиковал качество боевой техники, выпускаемой отечественной оборонкой, сказал, что российский военно-промышленный комплекс в отличие от советского уже давно не является самодостаточным и закупки вооружений для собственной армии за пределами страны практически неизбежны. Исключение составляют только те виды вооружений, которые составляют основу обороноспособности России: стратегические вооружения и военные спутники.

Оставим в покое наш ядерный щит. Поговорим лучше о космических аппаратах, которые сегодня являются основой успешного ведения боевых действий. Как у нас дела, спросите? Отвечу: хуже некуда.

Условимся, что мы говорим не о космических вооружениях, которых, слава богу, пока в космосе ни у кого нет, а системах обеспечения боевых действий – спутниках связи, дистанционного зондирования земной поверхности (ДЗЗ) и аппаратах разведки.

Так вот, спутниковая группировка США насчитывает сегодня около 500 аппаратов, а у России – чуть более 100. При этом многие спутники или уже выработали свой ресурс, или подошли к этому рубежу. «Россия катастрофически отстает от мировых держав в ряде сегментов космической деятельности, – вынужден был признать руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов в эфире телеканала «Россия» летом прошлого года. – В частности, речь идет о системах дистанционного зондирования Земли и космической навигации».

В мире эти области развиваются стремительно. На орбитах сейчас более 40 действующих зондирующих зарубежных спутников – оптико-электронных и радиолокационных. Последние имеют большое преимущество: могут изучать поверхность планеты даже сквозь облачный покров. Они отслеживают, например, ледовую обстановку в арктических морях, проводят съемки геологических структур, разведку запасов грунтовых вод, гляциологические и многие другие исследования.

«Нашей стране нужно иметь как минимум четыре аппарата Д-33, а лучше бы пять-шесть, чтобы удовлетворять запросы отечественной экономики», – говорит руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Лев Десинов. – В действительности же у России пока единственный спутник – «Ресурс-ДК». А радиолокационных аппаратов в составе нашей орбитальной группировки гражданского назначения нет совсем. Для космической державы такая ситуация просто немыслима».

Но почему так? Почему у нас нет достаточного числа спутников, а те, что есть, – это на львиную долю недолговечный «прошлый век»?

Ответ прост. У нас нет высокотехнологичной промышленности, способной выпускать современное радиоэлектронное оборудование. Мы на задворках по микроэлектронике, и выбраться оттуда самим уже невозможно.

Три года назад Сергей Иванов объявил на выездном заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ в Самаре о том, что Россия исчерпала научно-технический задел, созданный в советское время в космической сфере, и «утратила способность к разработке и изготовлению большей части приборов и узлов».

Из этого следует, что до сих пор мы этим заделом успешно пользовались, пока не «проели». Конечно, СССР не блистал уж слишком высокими радиоэлектронными достижениями. Но все изменения в этом плане были лишь к худшему. Сегодня основной показатель наших космических успехов опять-таки сводится к лидерству в количестве ракетных стартов. По стартам этим мы действительно лидируем, при этом до 80% полезного электронного груза для самых последних спутников связи серии «Экспресс АМ» закупаем в Европе. Все разговоры об истребителе пятого поколения без зарубежной авионики не стоят и керосина для испытательных полетов. А французский «Мистраль», будь продан без их системы управления, – пустой ковчег имени МО России за ее же (наши) миллиарды.

Если связные аппараты еще можно оснащать западной электроникой, то чисто разведывательные спутники могут уповать лишь на собственные силы. А положение в этой области просто аховое.

В данном случае мы говорим о видовой разведке, то есть о сборе информации на основе формирования изображений, полученных фото-, оптико-электронной или радиолокационной аппаратурой. Видовую разведку следует отличать от радиоэлектронной, которая также использует оптико-электронную и радиолокационную аппаратуру, не формирующую изображение.

Основу наших «достижений» в видовой разведке составляли спутники серии «Дон» с пленочными камерами и «Кобальт», которые разработали в конце 70-х – начале 80-х годов. Срок активного существования этих аппаратов не превышал четырех месяцев. Причем достаточно высокое разрешение съемочной аппаратуры сводилось «на нет» процедурой обработки информации. Ведь сначала надо было обнаружить контейнер с пленкой, сброшенный со спутника в районе Оренбурга. Затем транспортировка, проявка, печать и обработка. Получалось, что заказчик – ГРУ может приступить к формированию данных на основе такой спутниковой информации где-то через месяц.

Были, правда, и цифровые спутники серии «Неман», но опять-таки на уровне советской электронной промышленности начала 80-х. Последний спутник этой серии свели с орбиты в 2001 году, и на семь лет наступило полное «затишье».

┘Тем временем наш «непримиримый партнер» вовсю использует спутники детальной видовой разведки серии КН («Key Hole» – «Замочная скважина») с РЛС бокового обзора, позволяющей получать изображения с разрешением в несколько сантиметров┘

И вот, наконец-то, 26 июля 2008 года на орбиту выводится российский спутник видовой разведки «Персона» («Космос 2441»), отвечающий самым современным требованиям при соответствующей далеко нескромной стоимости разработки. Но аппарат, как в старом анекдоте, «приступил к работе, не приходя в сознание┘». Короче, на спутнике, предназначенном работать на орбите как минимум семь лет, «накрылась» элементная база, и мечты ГРУ о достойных «фотках» супостата канули в вечность.

Понятно, что в современных рыночных условиях деньги для предприятий, в том числе и оборонных, – понятие из основных. Вот и приходится выкручиваться, скажем, самарскому ракетно-космическому центру «Прогресс», который и разработал эту далеко не VIP-«Персону», как хочет. И технику создавать надо, и деньги считать┘ Да еще электроники должной взять негде. Как быть? Просто использовать посреднические схемы и «длинные цепочки» в процессе приобретения комплектующих.

По данным «Российской газеты», посреднические коммерсантские схемы – «двойные поставщики» являются основной причиной закупок поддельной продукции. Причем сегодня доля контрафактной электронной компонентной базы на мировом рынке, согласно информации журнала Business Week, достигает 7%. Ясно, что цена на подделки существенно ниже оригинальной продукции и греет сердце любого коммерсанта. Дальше, как говорится, «дело техники», которая в итоге не ездит, не плавает и не летает.

НЕДОЛГО ОСТАЛОСЬ...

...Пока мы сокрушались по поводу потери надежды на скорое развертывание разведывательной орбитальной группировки, американцы начали осваивать уже вторую космическую транспортную систему, запустив на орбиту в конце апреля испытательный автоматический многоразовый аппарат, получивший обозначение X-37B. При всем многообразии догадок о предназначении данной разработки ясно, что в скором времени Пентагон получит эксклюзивное средство, в частности, для наращивания своей орбитальной разведывательной составляющей, которая может использоваться практически над любым участком земной поверхности┘

А мы? Мы все громче и громче продолжаем рассуждать по поводу нехватки средств. Вот генерал Макаров хотел бы иметь полностью контрактную армию, «но такое финансовое бремя государство пока не потянет».

Не потянет, если на разноцветные колготки от Юдашкина для наших дам при погонах и все прочее мы с легкостью швыряем 25 млрд. руб. На эти деньги при элементарных вычислениях можно три года по зарплате содержать две полнокровные профессиональные бригады. Или произвести целых пять спутников типа «Персона».

Не потянет, если ради сохранения Уралвагонозавода заказывать все новые и новые танки вместо боевых самолетов.

Не потянет, если вместо коренной модернизации оборонных заводов производить на истрепанном донельзя и бесповоротно устаревшем оборудовании ядерные «Тополя» и гнать их в войска, да еще десятками в год.

Не потянет, если поддерживать «теневую» военную экономику в лице откровенных жуликов.

Не потянет, если покупать «пустые «Мистрали», вместо того чтобы поднапрячься и все-таки развернуть производство так необходимых современному ВМФ эсминцев УРО.

Может, следующие речи наших руководителей окажутся действительно конструктивными? Хоть пообедаем с аппетитом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
813
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
764
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1366
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
647

Другие новости