0
2814
Газета Реалии Интернет-версия

16.07.2010 00:00:00

Инициатива в онлайне и офлайне

Сергей Мельков

Об авторе: Мельков Сергей Анатольевич - эксперт Ассоциации военных политологов. Забузов Олег Николаевич - кандидат политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов.

Тэги: вс, армия, сеть


вс, армия, сеть Компьютеры незаменимы в современной войне.
Фото Reuters

Современное российское военно-политическое руководство ведет поиски перспективного облика Вооруженных сил. В частности, президентом России поставлена задача по цифровизации систем связи Вооруженных сил. Год назад на сайте «Осетия: Владикавказ и Цхинвал» (www.1-o.ru) появилась информация о появлении в Вооруженных силах России информационных войск, которых пока нет ни в одной стране мира. Их создание аргументировалось насущной необходимостью не повторить августовские события 2008 года, которые показали цену «правильно» поданной информации.

АРМИЯ И СЕТИ «НЕ ВЯЖУТСЯ»?

Интересно услышать мнение руководства государства и Минобороны о том, какие задачи информационные войска должны выполнять. Ключевой вопрос: должны ли они: 1) заниматься информатизацией военной деятельности; 2) борьбой в киберпространстве; 3) влиять на общественное мнение?

В первом случае речь идет о насыщении войск новейшими системами связи и управления, автоматизации и компьютеризации внутриармейских отношений. Для этого специальные войска создавать не нужно.

Во втором случае, по-видимому, речь идет об информационной войне, к которой эти войска должны готовиться и которую должны постоянно вести. В этом случае специализированные военные структуры нужны.

В третьем случае речь идет о системе подразделений, институтов и каналов влияния на информационное пространство для формирования позитивного общественного мнения о России и ее Вооруженных силах. Но для влияния на массовое сознание не обязательно создавать «войска». Существуют более гибкие структуры и механизмы, позволяющие успешно решать задачи в информационном пространстве. Имеются в виду глобальные и локальные сети, СМИ и связи с общественностью. Применима ли эта мысль к армии?

Многие в России полагают, что одна из самых иерархичных структур любого общества – это его армия. Построенная на принципах единоначалия, она представляет собой достаточно жесткую систему вертикального управления с такими элементами иерархичного управления, как строгое подчинение непосредственному начальнику, приказ и др. То есть система управления Вооруженными силами и внутри них изначально далека от сетевого, распределенного принципа. Однако многое меняется┘

ПО ТОФФЛЕРУ СВЕРЯЯ ШАГ?

В современных системах управления армий многих стран активно используются сетевые принципы и механизмы. И дело здесь не столько в количестве компьютеров и иных автоматизированных устройств. Главное, что при сетевом управлении любой военнослужащий и командир рассматриваются как субъекты воинской деятельности, имеющие немалую степень свободы в выполнении возложенных на них задач.

Примеры сетевизации в войсках известны. Пентагон в течение последних десяти лет планирует и реализует изменения в стратегии войн на сетевых принципах. На длительный срок (до 2030 года) вся армия США должна реорганизоваться в «Целевые силы» (Objektive Force). Ключевыми понятиями для реформирования являются стратегическая мобильность, информационное превосходство, сниженная тыловая зависимость, выносливость и возможность боевого использования в «системе систем» (System of Systems).

Не отстает и ФРГ: имея одну из самых боеспособных армий Европы, Германия принимает активное участие в процессах CD&E (Concept Development and Experimentation). Революционные развития в области информационной техники дают возможность быстро и надежно собирать информацию в большом количестве, передавать ее и обрабатывать. По мнению немецких военных, это и означает овладение информационным пространством. Информационный фактор учитывается в целевом планировании по сетевому управлению операциями, дающем возможность вооруженным силам на основе широкой и актуальной информации успешно, быстро, точно осуществлять боевые действия с наименьшим использованием сил.

Как видим, на доктринальном уровне в современных армиях мира идет активная проработка и внедрение сетей и сетевых принципов.

ЧТО СЕТЕВИЗАЦИЯ ОЗНАЧАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ?

В первую очередь это означает использование возможностей сети Интернет. Именно Интернет позволяет современным армиям мирного времени выступить сетевой информационной основой при организации и ведении боевых действий. Так, известно, что Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) начало работы по созданию межпланетного Интернета и в скором времени информационным интернетовским полем будет перекрыта не только вся поверхность планеты, но и ближайшее межпланетное пространство. Испытания возможности нахождения в замкнутом пространстве, по времени соизмеримом со временем полета к Марсу, началось и в России (программа «Марс-500»). Заинтересованность передовых стран в освоении ближайших планет есть, и отнюдь не теоретическая.

Безусловно, привнесение Интернета на поле силового противостояния позволяет по-новому посмотреть на принципы и способы ведения боевых действий. Так, в период проведения операции «Буря в пустыне» (1990–1991 годы) быстрая реакция армии США на внезапно возникающие кризисы была возможна посредством совершенствования информационно-коммуникационных систем и комплексной сетевой интеграции. Напомним, как только любой командир армии США встречал незапланированное сопротивление, он имел возможность через личный ноутбук получить со спутника информацию, практически онлайн, о противнике перед собой. Для этого в района Залива было развернуто 118 мобильных наземных станций спутниковой связи, дополненных 12 коммерческими спутниковыми терминалами.

По взглядам ученых ряда стран, традиционное иерархическое командование и управление сохраняют свою актуальность лишь в армиях традиционного типа, отличающихся консерватизмом в применении предшествующего боевого опыта. Проблема не только в технико-технологическом развитии сетей, а и в закостенелости мышления и нежелании военных приспосабливаться к реалиям информационного общества.

Наверное, открытую сеть не всегда удобно использовать в Минобороны и вооруженных силах, но вот обособленная сеть, построенная на таких же принципах, как Интернет (когда каждый обладатель выхода в эту сеть рассматривается не как управляемый, а как ее узел), сегодня любым вооруженным силам нужна. Развитие беспроводных сетей стандарта 802.11 и технологии VoiceOverIP в ближайшие 10–20 лет приведет к окончательной интеграции традиционных коммуникативных каналов и Интернета, создав глобальную информационную среду, удовлетворяющую критерию «любая информация в любом месте в любое время». Выбор есть, но использовать готовые сети дешевле, чем создавать корпоративные.

КАК СВЯЗАТЬ АРМИЮ И ОБЩЕСТВО?

Может быть, сети не нужны армии в мирное время? Очевидно, что все как раз наоборот. В мирное время сети (Интернет особенно) являются самым дешевым средством передачи информации. Не пользуясь сетями, армейские коллективы теряют время, инициативу и даже деньги. Как справедливо отметил президент России на встрече с активом партии «Единая Россия»: «┘потеря инициативы в онлайне влечет потерю инициативы в офлайне».

Но есть еще одно политическое измерение Интернета и современных технологий. Президент Медведев полагает, что «грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи Интернета». Как эта мысль президента совмещается с армейскими реалиями?

Конечно, армия – это институт государства, призванный обеспечить стабильность политического строя и одновременно гарантирующий военную безопасность страны. Иными словами, армию не стоит рассматривать как некую особость общества. Она должна быть подчинена интересам общества и государства, а ее деятельность – находиться под политическим и гражданским контролем, быть понятной рядовому гражданину.

Отметим потенциальные направления информационной деятельности Минобороны, способствующие общественной поддержке.

Во-первых, сетевую инфраструктуру Интернета целесообразно использовать для преодоления обособленности между Минобороны и обществом. Более доступного и открытого средства, чем Интернет, просто нет. То, что российское общество сегодня нуждается в альтернативных и одновременно компетентных источниках информации о состоянии вооруженных сих, – это аксиома. Известно, что в Минобороны образован Общественный совет. Но заинтересовано ли Минобороны в создании, открытии и поддержании еще одного информационного канала через Общественный совет? По всей видимости, нет, так как сайт Общественного совета при Минобороны расположен в доменной зоне mil.ru, а это, как известно, сайт военного ведомства. Собственного печатного органа Общественный совет на сегодняшний момент не имеет. Самые «свежие» события на сайте Общественного совета датированы ноябрем 2008 года – комментарии излишни.

Во-вторых, Интернет выступает единственной интерактивной площадкой взаимодействия Минобороны с общественностью и гражданами. Причина очевидна: Минобороны обладает востребованной ими информацией. По нашим наблюдениям, самой востребованной для граждан является проблема личной безопасности военнослужащих, а для общественности – соблюдения прав военнослужащих.

В-третьих, такое средство сетевой коммуникации, как Интернет, предоставляет обширные возможности для организации функции обратной связи. У Минобороны есть сайт, но порядок приема и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, направленных министру через официальный сайт военного ведомства, представляет из себя малоэффективную веб-форму.

Излишняя бюрократизация даже в обращении через сайт Минобороны выглядит анахроничной и неповоротливой (непонятно, чем в данном случае электронные обращения граждан отличаются от письменных). При такой организации теряются все преимущества Интернета в оперативном предоставлении интересующей информации гражданам или другим заинтересованным общественным группам и организациям.

Что можно предложить российскому военному ведомству?

1. На сайте Минобороны целесообразно повысить роль оперативной, новостной информации.

2. Одним из факторов повышения доверия в обществе к Минобороны является усиление доступности к информации о расходовании статей военного бюджета. Сколько человек смогут прочитать такого рода информацию в печатном издании? Где, кроме Интернета, эта информация может считаться действительно доступной?

(Для справки: на сайте Минобороны США информация о статьях военного бюджета выведена в отдельный сайт. В нем присутствуют данные о военном бюджете не только за последние 3 года, но и по видам и родам войск. Отдельными данными представлены статьи бюджета на иные расходы Минобороны: миротворческие операции, научные исследования, НИОКР и др. См., например, www.defense.gov.)

3. Целесообразно отдельные части сайта Минобороны упростить, перейдя к проблемно-ориентированным ресурсам, не требующим от пользователя специальных знаний.

4. Сайт Минобороны должен превратиться в информационный портал. Целесообразно разрешить видам и родам войск, военно-учебным заведениям иметь свои собственные сайты. Проведение такого рода децентрализации в дальнейшем позволит создать сайт в объединении (соединении). В этом вопросе можно пойти дальше: разработать централизованно унифицированные шаблоны интернет-сайтов, что снимет проблему технического характера для соединений, объединений и учебных заведений Минобороны. Такое интернет-распределение позволит гражданам более адресно обращаться по интересующим их (а не органы военного управления) вопросам.

5. Интернет позволяет проводить на сайте Минобороны дискуссионные форумы и конференции. При полном отсутствии такой работы на mil.ru, заметим, что в Бундесвере еще в 1996 году была предусмотрена возможность проведения таких дискуссий. Одна из таких – www.bundeswehr.de, на страничке присутствуют ссылки на популярные социальные сети. Почему бы не сделать аналогичную страничку, к примеру, на «Одноклассниках» или «В контакте»?

В заключение отметим, что военная реформа в России продолжается, хотя и не без проблем. Однако без внесения сетевых базисов в военное управление и во взаимоотношения армии с обществом успех вряд ли будет гарантирован. Нужно не создавать новые информационные войска, а использовать новые сетевые принципы и информационные технологии.

Старые принципы управления и подачи информации и строгая иерархичность исчерпали себя как в современных обществах, так и в вооруженных силах. Но осмыслена ли проблема именно в таком ключе в нашей стране?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1080
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
904
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
818
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1092

Другие новости