0
2294
Газета Реалии Интернет-версия

23.07.2010 00:00:00

Двадцать триллионов на десять лет

Тэги: оборона, авиация, выставка


оборона, авиация, выставка Такие беспилотники нам никто не продаст.
Фото Виктора Литовкина

Зарубежные выставки вооружений всегда становятся самым удобным местом, где руководители отечественного военного ведомства откровенно делятся с журналистами той обширной информацией, которую в родной стране у них приходится выуживать по крупице. Да и то не всегда. Видимо, на наших генералов действует магия тех массовых новинок боевой техники и оружия, которые выставляют в своих экспозициях западные фирмы. Хочется доказать им всем, что и мы – не лыком шиты. И если сегодня кое в чем отстаем, то это лишь по недоразумению и временно.

Вот и на 47-й авиакосмической биеннале в английском Фарнборо первый заместитель министра обороны России, отвечающий за обеспечение войск современной боевой техникой и связь с оборонно-промышленным комплексом, Владимир Поповкин поведал журналистам столько интересного, что его рассказ еще долго будет обсуждаться не только в печати, но и в различных эшелонах законодательной и исполнительной власти.

Первое и главное, о чем сообщил генерал армии, это то, что правительство России приняло решение об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы в полтора раза по сравнению с ранее запланированной суммой. Этот объем составит 20 трлн. руб. против изначально выделявшихся 13 трлн. То есть по 2 трлн. на каждый год. Сейчас выделяется примерно 1,3 трлн.

Вспомним, в начале июня на слушаниях в Государственной Думе, посвященных обсуждению военного бюджета на ближайшие годы, врио начальника вооружений Вооруженных сил России генерал-лейтенант Олег Фролов заявлял, что на 13 трлн. руб. госпрограмма сможет обеспечить только развитие стратегических ядерных сил, противовоздушной обороны и авиации, а силы общего назначения вообще останутся без обновления, и требовал увеличить финансирование закупок боевой техники до 36 трлн. руб. Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Владислав Путилин тогда резко возразил ему и сказал, что у военных пока нет даже плана, на что потратить и 13 трлн. Покажите нам эти «страшилки», – говорил Путилин, – тогда мы поймем, о чем идет речь. Теперь, судя по высказыванию Владимира Поповкина, компромисс удалось достичь. И по финансам, и по номенклатуре вооружений.

Первый заместитель министра обороны не скрывал, на что будут потрачены эти деньги. Первый приоритет – это стратегические силы сдерживания, которые имеют как минимум две составляющие: стратегические ядерные силы (наземные, морские и воздушные), а также систему предупреждения о ракетном нападении, ПРО и Воздушно-космическую оборону. Что именно собираются заказывать оборонке военные по этой тематике, Поповкин не говорил. Но об этом можно догадаться и без него. Известно, что каждый четвертый рубль из военного бюджета точно идет на укрепление ракетно-ядерного щита. В открытых источниках приводятся такие данные. На июль 2010 года в составе стратегических ядерных сил России 610 носителей и 2782 боезаряда. Если учесть, что по Пражскому договору к 2020 году мы должны будем иметь 700 носителей (еще 100 в резерве) и 1550 боезарядов, то становится понятно, что на достижение заложенных в договор параметров потребуется потратить достаточно много средств. Это при том, что до 2020 года должны быть исчерпаны сроки нахождения на боевом дежурстве тяжелых ракетных комплексов «Воевода» Р-36МУТТХ и Р-36М2 (SS-18 «Сатана»), которых у нас сегодня только 58 штук, а также ракетных комплексов УР-100НУТТХ (SS-19 «Стилет), которых сейчас 70. Им на смену, проскользнуло сообщение, хотят создать тяжелую жидкостную ракету с РГЧ ИН на 6–10 боеголовок. Получится или нет – вопрос. Но то, что это тоже потребует приличных финансовых вливаний, можно не сомневаться. А есть еще 171 «старый» грунтовой подвижный комплекс «Тополь» (SS-25), который тоже требует замены. И придется увеличивать выпуск «Тополей-М» как шахтного, так и подвижного способа базирования, которых сегодня 67, а также многоголовых «Ярсов» (РС-24), которых пока три, чтобы соответствовать требованиям обеспечения стратегической стабильности.

Про морскую составляющую СЯС с проектом 955\955А класса «Борей» и «Булаву» говорить сейчас не будем. Это отдельная тема, но нельзя забывать, что не менее затратная, а может, и более затратная, чем комплексы РВСН.

Второй приоритет, который обозначил Владимир Поповкин, это большой перечень высокоточного оружия, чье применение основывается на использовании информационного обеспечения из космоса (добавим от себя – и от самолетов дальней радиолокационной разведки, обнаружения и наведения, беспилотных летательных аппаратов, другой разведывательно-информационной техники). И третий – автоматизированные системы управления войсками. В ближайшие два-три года, говорил первый заместитель министра, предстоит увязать все видовые АСУ в единую систему управления. Модернизировать ее так, чтобы она была с открытой архитектурой и позволяла наращивать возможности в любом направлении.

Еще один приоритет, по его словам, связан с численностью вооруженных сил. При миллионной армии мы не можем держать равнопрочные (выражение генерала) группировки на всех стратегических направлениях. И поэтому важно иметь средства переброски личного состава и техники. В первую очередь – современную военно-транспортную авиацию. Это Ан-124 «Руслан», производство которого должно возобновиться в Ульяновске. Это работы по российско-украинском транспортнику Ан-70, по самолетам Ил-112, Ил-476 и модернизированному Ил-76МД. Это и целая серия боевых и транспортных вертолетов. Числом до тысячи. В такую закупку попадает и Ми-26, который Минобороны начинает приобретать с будущего года (подробнее об этой винтокрылой машине на стр. 8–9). Кроме того, с 2013 по 2015 год военные собираются купить 10 перспективных истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). А с 2016 года еще 60 таких машин. Вместе со всей номенклатурой вооружения для этих самолетов. Заключены долгосрочные контракты на многофункциональные истребители Су-35С и штурмовики Су-34. Их собираются приобрести 80 единиц. Есть планы и по учебно-боевому Як-130, который уже начинает поступать в войска.

Правда, пока не совсем ясно, как удержать цену 2011 года на всю номенклатуру боевой техники, которую собираются закупать военные у промышленности, до 2020 года. Заложенные в бюджет дефляторы всегда почему-то оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции. Эту проблему ни Минфин, ни Минэкономразвития, ни Минобороны не решили до сих пор. В итоге все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объем недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30–50%. Не помогают и долгосрочные контракты, которые военное ведомство заключает с производителями боевой техники, а те со своими контрагентами. Рынок диктует свои законы, и они далеко не в пользу армии и флота.

В Минобороны ищут пути решения этой проблемы, но без государственного регулирования, которое иногда рынку не помеха, решить эту проблему и выполнить гособоронзаказ будет невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1312
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1179
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1323
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1201

Другие новости