0
2715
Газета Реалии Интернет-версия

24.09.2010 00:00:00

Заокеанский вояж

Тэги: сердюков, сша, визит


сердюков, сша, визит Анатолия Сердюкова встретили в Пентагоне с воинскими почестями.
Фото Reuters

Закончился первый за последние шесть лет официальный визит министра обороны России Анатолия Сердюкова в США. Он встретился и провел переговоры со своим коллегой Робертом Гейтсом, принял участие в торжественном обеде от лица министра обороны США на борту военного корабля ВМС США, подписал Меморандум о взаимопонимании между двумя ведомствами и договор о рабочей группе, которая станет определять и планировать отношения в области обороны. Эксперты назвали этот визит подчеркнуто теплым и продуктивным. Они обращают внимание на то, как сердечно встречали нашего министра в Вашингтоне, как министр обороны США регулярно подчеркивал, что проблемы, которые стоят перед двумя армиями, по большому счету общие.

По официальным сообщениям, главной темой переговоров министров стала военная реформа, а также пути расширения военного сотрудничества двух стран. Безусловно, говорили Сердюков и Гейтс о Пражском договоре и о перспективах его ратификации в Сенате и Государственной Думе, о ПРО, обсудили планы на будущее и договорились почаще встречаться. «Преобразования в армиях, которые происходят в России и США, очень масштабные и очень болезненные, – признался в Вашингтоне на брифинге для международной журналистской братии Анатолий Сердюков. – Но они абсолютно необходимы, чтобы создать современную армию, армию XXI века». Его поддержал и Роберт Гейтс. Он заявил, что военные ведомства двух стран в ходе реформы вооруженных сил сталкиваются с похожими проблемами. И предложил решать их одинаковыми методами. В частности, сообщил, что предоставил возможность коллеге ознакомиться с опытом США по сокращению расходов на оборону аж на 100 млрд. долл. Будем надеяться, что наш министр не принял это замечание за насмешку, – для нашей страны это почти весь военный бюджет.

Но самое интересное в визите Анатолия Сердюкова в США даже не то, что говорили два министра на брифинге для иностранных журналистов, а что потом сказал глава российского военного ведомства на пресс-конференции для представителей отечественных СМИ, которые сопровождали его в поездке в Вашингтон. А там были весьма примечательные внешнеполитические заявления. Например, в адрес Грузии.

УГРОЗЫ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

«Мы постоянно проводим анализ возможного развития ситуации в этом регионе, – заявил Сердюков. – Те силы и подразделения, которые находятся на двух военных базах, достаточны для того, чтобы отреагировать на любое развитие обстановки». «Я вас уверяю, – подчеркнул военный министр, – что для отражения возможной грузинской агрессии, подобной той, которая была против Южной Осетии в 2008 году, нам потребуется не пять дней, а гораздо меньше».

В то же время министр обороны заметил, что усиливать группировки российских войск в Абхазии и Южной Осетии не планируется. «В этом нет необходимости, – отметил он. – При любом развитии событий мы понимаем, как себя вести». Продолжая грузинскую тему, глава военного ведомства сказал, что на встречах с западными партнерами российская сторона регулярно затрагивает тему поставок ими вооружения для Тбилиси. «Мы говорим, что нас это беспокоит и мешает нашему сотрудничеству с теми же израильтянами, американцами и всеми остальными, кто так или иначе вооружает нынешний грузинский режим», – напомнил Анатолий Сердюков. Тем более что президент Грузии Михаил Саакашвили не отрицает, что питает надежды на реванш. «Каждый из нас обязан вести эту борьбу (за возвращение абхазских и югоосетинских земель в лоно грузинского государства. – В.Л.) ежедневно, вести эту борьбу внутри страны, для усиления Грузии и во всем мире. Мы должны повсюду защищать свои позиции. Пока в Грузии стоит враг, пока грузинские земли оккупированы и Грузия не свободна, – говорит глава закавказского государства, – нам нельзя терять ни одного дня».

О том, что в Тбилиси готовятся к реваншу за поражение в августе 2008 года, говорит и то обстоятельство, что там отказываются подписать с Сухумом и Цхинвалом договор о ненападении и неприменении силы и вообще не считают правительства Абхазии и Южной Осетии равноправными партнерами по переговорам о таких соглашениях. Но, видимо, для того чтобы у горячих голов в Грузии не было никаких сомнений в бесполезности агрессивных намерений, как раз в те дни, когда министр обороны Анатолий Сердюков находился в США, на 4-й российской военной базе прошли тактические батальонные учения с боевой стрельбой. И если добавить к сказанному, что подразделения российской базы потом приняли участие в военном параде в день празднования 20-летия независимости Южной Осетии, то можно догадаться, слова Анатолия Сердюкова в Вашингтоне в адрес реваншистских настроений в Тбилиси были сказаны не зря.

ДРУЖБА – ДРУЖБОЙ, А «ЯХОНТЫ» – ВРОЗЬ

Не упустил Анатолий Сердюков возможности и высказаться по поводу просьбы Израиля не продавать Сирии российские сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Яхонт». Он пообещал, что контракт на поставку Дамаску этих комплексов, против чего так настойчиво возражает Иерусалим, Москва обязательно выполнит. «Мы не видим оснований для высказанных ими (США и Израилем. – В.Л.) опасений, что это оружие попадет в руки террористов», – заверил министр.

Наблюдатели отметили, что на столь категорические заявления Сердюкова и по поводу Грузии, и по вопросу поставок Сирии «Яхонтов» первоначально никто из официальных лиц Пентагона никак не отреагировал. Что позволило некоторым экспертам предположить, что все эти тезисы российский министр обговорил со своим американским коллегой и тот ничего по этому поводу не возразил. Правда, новость о готовности Москвы поставить в Дамаск противокорабельные ракетные комплексы вызвала скандал в Тель-Авиве, на который потом откликнулись и в Вашингтоне. Глава правящей парламентской коалиции Израиля Зеев Элькин даже пригрозил Москве возобновлением военного сотрудничества с Грузией.

Но в столице России считают, что это скорее эмоциональная реакция, чем реальная готовность продолжить подобное сотрудничество. Не исключено, что этот вариант тот же Сердюков уже обговорил с министром обороны Израиля Эхудом Бараком, который недавно гостил в Москве. По большому счету, «Яхонты» не могут попасть в руки террористов – те не имеют на своем вооружении ракетных катеров и тяжелых систем береговой обороны. А с другой стороны, Кремль и так сделал достаточно много уступок Иерусалиму, отказавшись поставлять в Иран зенитно-ракетный комплекс С-300, а в Сирию – оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», зенитно-ракетные комплексы среднего радиуса действия «Бук-М1», переносные зенитные ракетные комплексы «Игла»┘ Односторонних уступок не может быть бесконечно много. Тем более если у обеих сторон есть желание продолжить взаимовыгодное сотрудничество в военно-технической области, а Иерусалим заинтересован в поставках России своих систем обеспечения боя, получении реальных доходов от экспорта своей продукции на новые оружейные рынки, лицензионного обслуживания советской/российской боевой техники в третьих странах.

Болезненная реакция Израиля на все оружейные контракты России со странами Ближневосточного региона иногда ставит российских экспертов в тупик. К поставкам американского оружия в этот район планеты у Иерусалима публичных претензий почему-то нет. Даже к планам Вашингтона вооружить Саудовскую Аравию, отнюдь не союзника Израиля, на 60 млрд. долл. А вот достаточно скромный российский оружейный бизнес всегда вызывает какую-то идиосинкразию. Это представляется довольно странным, если не сказать, подозрительным. Тем более, как заметил Анатолий Сердюков, ранее Москва уже продавала Дамаску аналогичные системы, а «Яхонт» является лишь более усовершенствованной ракетой. «И если та система не попала в руки террористов, то почему эта должна попасть. Это контракт давний – 2007 года. И почему его надо останавливать сейчас, в 2010 году?» – заметил глава оборонного ведомства.


Министры обороны России и США постарались не осложнить «перезагрузку».
Фото Reuters

ДОВСЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Достаточно категорично выразил свое мнение в Вашингтоне Анатолий Сердюков и по поводу возвращения России к своему замороженному участию в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На пресс-конференции с российскими журналистами он сказал, что наша страна вернется к этому соглашению только после того, как остальные участники договора выполнят требования Москвы. Какие это требования, мы еще вспомним. А сейчас о том, почему вдруг возникла эта тема.

Оказалось, что один из высокопоставленных представителей Пентагона, просивший не называть своей фамилии, сообщил сотруднику Интерфакса, аккредитованному в столице США, что во время встречи министра обороны России и его американского коллеги обсуждались вопросы возобновления ДОВСЕ, из которого вышла Россия. Сказал, что именно «США подняли тему возрождения ДОВСЕ». И добавил, что переговоры двух министров прошли очень продуктивно.

Жаль, конечно, что никаких подробностей переговоров на эту тему озвучено не было. Но догадаться, что именно говорили по этому поводу российский и американский министр, несложно. Понятно, что Вашингтон (а надо полагать, и НАТО) не безразличен к приостановке участия России в этом договоре. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отсутствием официальных сведений о количестве и местах дислокации на европейской части нашей страны тяжелой боевой техники (танков, боевых бронированных машин, самоходных артиллерийских установок, ударных самолетов и вертолетов), которыми во время действия ДОВСЕ его участники обменивались. Безусловно, не нравится нашим партнерам и то, что у них нет возможности с помощью инспекций проверить на месте достоверность таких сведений. Впрочем, этого теперь не может сделать и Россия на территории европейских государств. Но во всем этом не ее вина.

Вспомним, Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже 19 ноября 1990 года и вступил в силу 9 ноября 1992 года. Он создавался в тот момент, когда существовало два военных блока – НАТО и Варшавский договор, и устанавливал равные потолки по тяжелым вооружениям для каждой из сторон, а также систему верификации, транспарентности и контроля за выполнением своих требований. Но, как говорится, не успели просохнуть чернила на документе, как не стало Варшавского договора и практически все его бывшие члены стали членами НАТО. В Североатлантический альянс вошли страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) и Словакия, которых ДОВСЕ вообще не упоминал. Никаких обязательств по выполнению его условий они на себя не брали. И получалась нелепая ситуация: представители балтийских стран в составе делегации НАТО могли инспектировать российские воинские части, предположим, в Калининградской области, а российские офицеры отправиться с такой же целью в Литву или Эстонию никак не могли – Таллин и Вильнюс – не члены ДОВСЕ.

Все эти нелепости, как и многие другие проблемы, в том числе возникшие и с распадом СССР, сумел преодолеть Стамбульский саммит стран – участниц ДОВСЕ в 1999 году. Но на том мероприятии было принято еще 18 документов, никак юридически не связанных с ДОВСЕ. Но тем не менее ставших козырной картой США и НАТО в попытках давления на Россию. Они требовали от нее вывести свои войска из Грузии и Молдавии (Приднестровья), только после чего, как обещали, они приступят к ратификации адаптированного ДОВСЕ, а страны Балтии и Словакия подпишут этот договор. На позицию западных стран не повлиял даже тот факт, что Россия вывела свои войска из Грузии и основные боевые силы из Приднестровья, оставив там только миротворцев и охрану складов с боеприпасами.

Соединенные Штаты, где президентом в то время был Джордж Буш, и руководство НАТО в лице бывшего генерального секретаря Яапа де Хоопа Схеффера находили все новые и новые зацепки, чтобы отказываться от ратификации. Более того, они никак не реагировали на справедливые замечания российского руководства, в том числе и военного, что теперь с принятием в НАТО новых членов преимущество блока перед Россией по тяжелым вооружениям выросло в три, а то и в четыре раза. Запад такое соотношение вполне устраивало, как и наличие на европейских базах альянса американского тактического ядерного оружия (от 250 до 400 ядерных бомб свободного падения В61, которые могут нести к цели самолеты F-16, размещенные в том числе и на аэродроме под литовским городом Шяуляй).

Конечно, нашу страну такое положение не могло устроить. И после нескольких предупреждений, что, если на Западе не начнут ратификацию адаптированного ДОВСЕ, Россия приостановит в нем свое участие, президент Владимир Путин это сделал. 14 июля 2007 года он издал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Через полгода, 14 декабря 2007 года, указ вступил в силу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, отсутствие ДОВСЕ – проблема не только для США и НАТО, но и для России. Мы тоже заинтересованы в верификации и транспарентности вооруженных сил альянса на Европейском континенте. Такой подход создаст обстановку большего доверия друг к другу, чего всегда не хватает. И предложение начать переговоры по возвращению к действиям адаптированного договора, безусловно, внушает определенный оптимизм. Но вот вопрос: на каких условиях? На прежних – невозможно. Какие будут новые – неясно. По крайней мере, ни одна страна НАТО адаптированный ДОВСЕ пока не ратифицировала. И о чем тогда говорить?

Не получится ли так, что разговоры о возвращении к адаптированному ДОВСЕ, несмотря на перезагрузку между Россией и США, улучшение отношений с НАТО, могут стать такой же морковкой, как вступление России в ВТО и как обещание отменить поправку Джексона–Вэника.

Может быть, так считает и Анатолий Сердюков. Именно поэтому он повторил прозвучавшее ранее условие возвращения России к ДОВСЕ. Сначала ратификация странами Запада адаптированного варианта этого договора и только потом можно вести разговор о его размораживании в нашей стране. И никак иначе.

СЛОВА НА ВЫРОСТ

┘Наверное, о разговоре Сердюкова с российскими журналистами не стоило писать так подробно, если бы не одна деталь. Бросается в глаза, что он, в принципе не привыкший к публичным дискуссиям, впервые делает столь резкие внешнеполитические заявления, как прозвучавшие в Вашингтоне, и при этом именно на земле США. Что, по идее, должно означать его переход от сугубо внутренних проблем реформирования российской армии и придания ей нового облика, который, по его же признанию, проходит нелегко и крайне болезненно, к международной деятельности, в пристрастии к которой Сердюков ранее никогда не был замечен. Но визиты в Брюссель, на саммиты Совета Россия–НАТО, встречи с зарубежными коллегами в здании Генерального штаба на Арбате, участившиеся в последнее время зарубежные поездки (после США Сердюков должен лететь в Индию) – все это стало вырабатывать в Сердюкове новые качества государственного деятеля, которому, не исключено, пост министра обороны вскоре может стать мелковат.

Впрочем, не будем заниматься конспирологией. Поживем – увидим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
779
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1325
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
963
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
506

Другие новости