0
2644
Газета Реалии Интернет-версия

04.02.2011 00:00:00

Генсек НАТО расставляет приоритеты

Андерс Фог Расмуссен определил три ключевых приоритета в предстоящей повестке года

Ольга Колесниченко

Об авторе: Ольга Колесниченко - независимый журналист.

Тэги: нато, афганистан


нато, афганистан Северо-Атлантический альянс не без успеха налаживает диалог с Узбекистаном.
Фото с сайта www.nato.int

На первом брифинге в новом году генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен определил три ключевых приоритета в предстоящей повестке года. Первое – обеспечение непрерывной передачи ответственности за обстановку безопасности в Афганистане обучаемым национальным силам. Второе – продвижение намеченных реформ альянса. И третье – более эффективное взаимодействие со странами-партнерами.

Старт нового года – это старт новой декады альянса, основные цели которой были заявлены на Лиссабонском саммите; это начало нового этапа трансформации НАТО в соответствии с новой Стратегической концепцией-2010–2020; и это движение к следующему саммиту-2012, который состоится в США.

В ОЖИДАНИИ ПЕРВОЙ СВОБОДНОЙ ПРОВИНЦИИ

«Весной миссия в Афганистане вступит в новую стадию – будут объявлены первые афганские провинции, власть над которыми коалиционные силы ISAF полностью передадут национальным силам Афганистана.

Консультации с афганским правительством о том, какие провинции будут переданы в 2011 году, уже осуществляются. К этому важному шагу вела нелегкая дорога – грамотно выстроенная стратегия и продуманное распределение сил и ресурсов. Теперь, подчеркнул Андерс Фог Расмуссен, опираясь на достигнутые успехи, в том числе на добытый в тяжелых боях мир, нужно продуманно осуществить передачу контроля за обстановкой в стране афганским силам так, чтобы достигнутый уровень безопасности оставался прочным, надежным, стабильным.

Генеральный секретарь НАТО высоко оценил результаты работы военных наставников в Афганистане, признав, что в подготовке национальных сил безопасности и полиции Афганистана достигнут существенный прогресс. Количество курсов подготовки утроилось, уже подготовлено более 266 тыс. афганцев – солдат и полицейских. И это, не без гордости отметил генсек, самый представительный по численности и по качеству подготовки усилиями стран НАТО и стран партнеров национальный контингент силового блока, который когда-либо был в Афганистане. Одним из наиболее ярких примеров результативности подготовки афганских национальных сил является Кандагар, где подразделения, поддерживающие режим безопасности в сложной боевой обстановке, на 60% укомплектованы национальными афганскими кадрами.

К сожалению, годы разрухи и гражданской войны, попытка сделать из Афганистана базу международного терроризма и глобальную фабрику для производства наркотиков обернулись тяжелыми последствиями прежде всего для общего уровня грамотности местного населения. Поэтому подготовка солдат включает еще и преодоление массовой неграмотности, что глава НАТО назвал долгосрочным, непростым и амбициозным проектом, который только начали претворять в жизнь. Образование и первичная военная мобилизация – то есть, по сути, базовый массовый ликбез мужского населения Афганистана – это ключевая задача всего международного сообщества в столь чувствительный период становления национального силового блока страны. Афганская армия и полиция должны быть способны защищать свой народ от террористов и преступных бандформирований.

По данным ООН, около 70% потерь населения Афганистана обусловлено нападениями боевиков «Талибана». И это еще одно доказательство того зла, которое несут афганскому народу экстремистские движения повстанцев. В течение 2010 года как активность талибов, так и число потерь среди населения возросли, что вызвало необходимость интенсифицировать боевые действия со стороны ISAF. «НАТО находится в Афганистане для того, чтобы защищать афганский народ от терроризма. Мы будем и далее делать все от нас зависящее, чтобы потери среди населения были сведены к нулю», – решительно заявил генеральный секретарь НАТО. Силы ISAF продолжат выбивать отчаянно сопротивляющихся боевиков из всех самых глухих уголков афганской территории. «Мое твердое убеждение заключено в том, что будущее Афганистана в руках мирного населения этой страны, а не повстанческих бандформирований», – сказал генеральный секретарь НАТО.

Низкий уровень образования населения и очаги активности незаконных бандформирований, питающихся от наркобизнеса, – это еще не все проблемы, которые реально препятствуют стабильному развитию Афганистана как государства. Государственность как таковую определяют формирующаяся политическая элита, не только правительство во главе с президентом Хамидом Карзаем, но и новый парламент, который был избран народом во второй половине прошлого года демократическим путем. Но сможет ли сложившаяся политическая система Афганистана реально гарантировать политическую стабильность в качестве критически важного условия передачи контроля за обстановкой национальным силам безопасности и полиции? Вопрос очень не простой. Тем не менее генсек НАТО особо подчеркнул, что миллионы афганцев отдали свои голоса на недавних парламентских выборах, и афганский народ заслуживает сильной политической парламентской системы. В конце января президент Афганистана открыл первое заседание национального парламента нового созыва (Маджлес-е мелли), призвав после четырех месяцев политической конкурентной борьбы создать в стране атмосферу национального единства во имя стабильности и мира.

Президент Карзай всецело поддерживает натовский план поэтапной передачи власти афганским силам в провинциях. Находясь фактически в непрерывном переговорном процессе с Хамидом Карзаем, глава НАТО выражает полное доверие этому афганскому лидеру и ожидает поддержки своей стратегии со стороны всего афганского правительства и парламента. Принципиальная договоренность о скоординированных усилиях между НАТО и правительством Афганистана была достигнута на Саммите НАТО в Лиссабоне в конце прошлого года. Осуществится ли передача ответственности за режим безопасности афганским силам к намеченному сроку – к концу 2014 года – время покажет. Если афганский народ, представителем которого является демократически избранная власть, желает как можно скорейшего вывода международного военного контингента с территории своей страны, то консолидация парламента и правительства – в интересах самих же афганцев.

НА УЗБЕКСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

В день первого в этом году брифинга Андерса Фога Расмуссена штаб-квартиру НАТО с официальным визитом посещал президент Узбекистана Ислам Каримов. Журналисты спросили генсека НАТО – возможно ли делать ставку в Афганской миссии на демократическое развитие Афганистана и параллельно получать помощь от страны-партнера, в которой, по данным Human Rights Watch, отсутствует демократия и ситуация с правами человека одна из самых худших в мире? Узбекистан – ближайший сосед Афганистана, который не может не оказывать влияния на демократические процессы в афганском обществе. Вопрос этот глубокий, выходящий за рамки только лишь военной миссии, и закономерный, так как Андерс Фог Расмуссен с самого начала своего руководства альянсом объявил, что для победы, для окончания войны нужны подходы экономические и социальные, а не только военные действия.

В центре переговоров с Исламом Каримовым действительно был Афганистан. Для Афганской миссии с 2009 года Узбекистан предоставляет помощь в наземном транзите нелетальных грузов. Эта среднеазиатская страна является партнером НАТО уже 17 лет, включая программу «Партнерство ради мира». Данная партнерская программа не обходит стороной базовые принципы демократии, заложенные в Вашингтонском договоре альянса. Вопрос развития демократических реформ в Узбекистане обсуждался на встрече в Брюсселе. Андерс Фог Расмуссен напомнил Исламу Каримову об имеющихся возможностях в рамках ПРМ помогать постсоветскому Узбекистану в становлении демократического гражданского общества.

Отвечая на критику журналистов, Андерс Фог Расмуссен напомнил, что НАТО открыто для диалога с любым из своих партнеров. Узбекистан является важным партнером, поддерживающим усилия НАТО в Афганистане. Генсек честно признался, что это проблема из проблем для него – находить оптимальный баланс в переговорах с Узбекистаном между благодарностью за наиважнейшую помощь в доставке грузов в Афганистан для натовских солдат и требованиями интенсифицировать демократические реформы в Узбекистане, как это предусмотрено партнерской программой ПРМ. Однако действительно вспоминается выражение, что в военное время действовать легче, так как понятно, кто враг. А вот перевод Афганской миссии на «гражданские рельсы» – пока еще не изученная стратегия для военного альянса. Врагом становятся коррупция, нарушения прав человека и т.п. И трудно определить, что важнее – транзит грузов или попустительство укоренению в регионе недемократических режимов, что в итоге приведет к новым боевым потерям и жертвам.

По сути, в этом году начинается пятый этап миссии в Афганистане – сугубо гражданский, становление самостоятельной афганской государственности. Предыдущие этапы миссии, начиная с 2001 года, обозначены так. Первый этап – после расширения в 2003 году мандата ООН и принятия альянсом командования силами ISAF (около 10 тыс. военнослужащих) и по 2004 год было осуществлено продвижение на север Афганистана – были взяты под контроль девять северных провинций. Второй этап – в течение 2005–2006 годов ISAF продвигались в западном направлении, взяв под контроль еще четыре провинции, что вместе с северными провинциями составило уже 50% территории Афганистана. Третий этап – бои на южном направлении, в 2006 году ISAF взяли под контроль шесть южных провинций, что составило 75% территории Афганистана, при этом численность контингента тогда была около 20 тыс. военнослужащих. Четвертый этап – восточное продвижение ISAF и взятие под полный военный контроль всей территории Афганистана.

Сейчас в Афганистане работают 27 Групп восстановления провинций (Provincial Reconstruction Teams, PRTs), провинций в стране всего 34; действуют шесть региональных командований ISAF (Центральное, Южное, Юго-Западное, Западное, Северное и Восточное); организована Миссия военных наставников (NATO Training Mission – Afghanistan, NTM-A) и работают Оперативные группы наставничества и взаимодействия (Operational Maintenance Liaison Team, ISAF OMLTs) для создания национальной афганской армии.


Солдат новой армии Афганистана, созданной под руководством специалистов НАТО.
Фото Reuters

ПАРТНЕРСТВО И ПРОГНОЗЫ

Темы Афганистана и продолжения намеченных на ближайшие два года кардинальных реформ альянса, включая адаптацию к сокращению оборонных бюджетов, – это насущные вопросы текущей повестки дня. А вот третий приоритет, обозначенный Андерсом Фогом Расмуссеном на предстоящий год как партнерская стратегия, адресован к прогнозам развития глобальной обстановки безопасности. «Этот год будет очень важным с точки зрения развития партнерской стратегии НАТО. Решение расширить и углубить партнерство со странами и организациями в аспекте поддержания международной безопасности было принято на саммите в Лиссабоне», – отметил генеральный секретарь НАТО. В первую очередь будет усилено взаимодействие с ООН, ЕС, ОБСЕ и Африканским союзом. Глобальное партнерство, консолидация усилий всего мирового сообщества – единственно возможный шанс противостоять глобальным вызовам и угрозам: терроризму, распространению ОМУ, кибератакам, энергоэкстремизму, пиратству.

Да и успех миссии в Афганистане также очень зависит от партнерской стратегии альянса. Ведь сегодня миссии так или иначе помогают 48 стран. «На примере Афганистана, как и на опыте других операций НАТО, мы понимаем истинную цену крепкого партнерства. Страны-партнеры оказывают НАТО не только политическую поддержку, но и предоставляют контингенты, обучающий персонал для создания национальной афганской армии, восстанавливают инфраструктуру провинций, осуществляют транзит грузов для ISAF, помогают финансовыми средствами. Мы вместе боремся с наркопроизводством и наркотрафиком. Вариантов партнерского взаимодействия очень много», – подробно остановился Андерс Фог Расмуссен на существующей практике партнерского взаимодействия с НАТО, одной из важнейших форм которого является совместное обсуждение вызовов и угроз.

Наиболее заметным событием в области международного партнерского взаимодействия в ушедшем году стал форум в Брюсселе Security Jam-2010, организованный НПО «Security & Defence Agenda», в которую входят действующие и бывшие чиновники НАТО, и множество международных экспертов. Президентами SDA являются два прежних генсека НАТО Яап де Хооп Схеффер (занимал пост руководителя НАТО в 2004–2009 годы) и Хавьер Солана (занимал пост руководителя НАТО в 1995–1999 годы). Цель форума Security Jam-2010 – разработка четкого и краткого прогноза будущих вызовов и угроз. В частности, на форуме был проведен опрос 4 тыс. участников из 124 стран по теме Афганистана и выяснилось, что 4% экспертов допускают 20-летнее «зависание» миссии НАТО в Афганистане; 11% прогнозируют 10-летнее пребывание коалиции в этой стране. Однако большинство имеют более оптимистичный взгляд: 48% убеждены, что силы НАТО полностью покинут Афганистан в течение 5 лет; а 37% – что уже в течение ближайших двух лет ситуация разрешится в лучшую сторону с полным выводом войск НАТО.

Второй опрос в ходе форума Security Jam-2010 касался прогноза наиболее существенных угроз безопасности. В 49% случаев эксперты отметили проблемы экономики, безработицы и бедности. Нарастающей угрозой безопасности 30% экспертов считают глобальное изменение климата. На этом фоне экономических и природных потрясений только 12% экспертов назвали определяющим трендом проблему терроризма и 9% – проблему разоружения, что вполне закономерно, так как терроризм и войны следуют за социальными катастрофами.

SDA опубликовало 10 прогностических ключевых рекомендаций, серьезный вклад в разработку которых внесли не только НАТО, но и Еврокомиссия, ACUS, SIPRI, Chatham House, Фонд Карнеги. Рекомендации следующие: 1) НАТО необходимо развивать свою гражданскую составляющую, усиливать взаимодействие с гражданскими структурами и организациями; 2) необходимо в ООН достичь соглашения по Целям безопасности тысячелетия (Millennium Security Goals), которые были бы сопоставимы с Целями развития тысячелетия (Millennium Development Goals); 3) ЕС вместе с НАТО и странами-партнерами должен разработать план противодействия новым нетрадиционным угрозам (non-conventional threats), укрепляя взаимное доверие в этой сфере; 4) создать Европейское разведывательное агентство (European Intelligence Agency) для оценки сложных гибридных угроз; 5) усилить дипломатические подходы и информационную политику в Европе в сфере безопасности; 6) создать Европейскую академию безопасности (European Security Academy) для военных и гражданских слушателей с целью развития военно-гражданского сотрудничества; 7) собрать группу мудрецов из экспертов НАТО и ЕС для продвижения подходов общественной дипломатии к мультинациональному трансграничному партнерству; 8) провести инвентаризацию запасов исчерпаемых природных ресурсов с целью сохранения их для будущих поколений; 9) публиковать ежеквартально отчеты по результатам взаимодействия НАТО и ЕС, приглашать представителя ЕС на заседания Североатлантического совета; 10) создать международный фонд по кризисному реагированию (International Crisis Preparedness Fund), который бы стимулировал освещение темы природных катастроф в СМИ с целью информирования общества о будущих глобальных угрозах.

Итак, международное сообщество самого высокого экспертного уровня совместно определило следующие тренды: сложный гибридный нетрадиционный характер вызовов и угроз; интенсификация мультинационального партнерства; развитие военно-гражданского сотрудничества; усиление кооперации НАТО и ЕС. Это можно выразить одним предложением: для противодействия новым видам угроз безопасности (гибридным и нетрадиционным) необходимы глобальное партнерство, консолидация всех наций с большим акцентом на гражданские силы. Именно об этом и говорил Андерс Фог Расмуссен на пресс-конференции, открывая новый год работы альянса: «Я верю, что НАТО превратится в глобальный форум для консультаций наций по проблемам безопасности, станет площадкой, где взгляды, мнения, обеспокоенности и лучшие практики в сфере безопасности будут обсуждаться на глобальном уровне всеми странами, укрепляя международную безопасность. Сегодня партнерская стратегия становится критически важной в условиях новых вызовов и угроз безопасности, которые стоят перед всеми государствами мира».

Среди приглашенных экспертов на выше упомянутый форум Security Jam-2010 был известный российский политолог Дмитрий Тренин, директор Московского отделения Фонда Карнеги. Российский эксперт сделал акцент на партнерстве с глобальными игроками мировой арены – Индией и Китаем, отметив, что Евро-Атлантике нужно найти подходы к этим странам и начать взаимодействие с ними. Существенной проблемой на этом пути остается восприятие Востоком ценностей Запада в качестве враждебной среды колониальных времен, сдерживающей развитие восточных государств. Поэтому Индия и Китай на международных площадках чаще занимают позицию блокирования тех или иных интеграционных процессов, нежели выступают с инициативой формирования международной глобальной структуры. Несмотря на это, Индия и Китай находятся в состоянии готовности сделать качественный «прыжок» вперед, который еще больше укрепит влияние этих гигантов на мир. По мнению экспертов, собравшихся на форум Security Jam-2010, «мотором» мировой экономики в будущем будет не Китай, а Индия. Правда, пока Индия описывается как «океан нищеты с островками очень эффективного экономического роста».

Андерс Фог Расмуссен начал этот год с упоминания о развитии партнерского диалога с Индией и Китаем, отнеся эти две страны к ключевым глобальным игрокам. Альянс напрямую сталкивается с политикой Индии и Китая в регионе Центральной Азии, где за влияние на Афганистан эти два государства конкурируют с Пакистаном. На форуме Security Jam-2010 в связи с этой военной задачей было предложено создать специальную международную структуру НАТО–ШОС (NATO/SCO Framework for Security Dialogue), где центральной темой стал бы вопрос стабилизации обстановки в Афганистане. Можно упомянуть один достаточно успешный международный формат, который позволяет более эффективно вести диалог с Индией и Китаем – это БРИК, контакты с этой организацией НАТО, например, может развивать при посредничестве России. Кстати, о растущем глобальном влиянии Бразилии на форуме Security Jam-2010 говорил Верховный главнокомандующий Командованием ОВС НАТО по операциям (Supreme Allied Commander Europe, SACEUR) американский генерал Джеймс Ставридис.

В НАТО уже функционирует формат для столь удаленного от Евро-Атлантики партнерства, который называется «Контактные страны». Сейчас в число «Контактных стран» включены четыре государства АТР – Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия. Все страны вовлечены в миссию в Афганистане. Япония, например, является крупнейшим финансовым донором Афганской миссии НАТО. Другие три страны предоставляют свой контингент в ISAF. Возможно, именно в аспекте региональной стабилизации обстановки вокруг Афганистана в этот партнерский формат «Контактных стран» вскоре могут быть приглашены Индия и Китай. На тот факт, что возможно именно в 2011 году произойдут серьезные подвижки по сближению НАТО со странами АТР, указывают и результаты опроса экспертов, который провела немецкая НПО «The Atlantic Initiative», работающая совместно с Управлением общественной дипломатии НАТО. На первом месте среди наиболее ожидаемых приоритетов в евро-атлантической повестке дня на 2011 год стоит развитие партнерства с Китаем. Второе и третье места опроса The Atlantic Initiative подтверждают выводы форума Security Jam-2010 – экономические проблемы и глобальное изменение климата.

Конечно, в ходе брифинга генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена речь шла и о России. Все сферы деятельности НАТО зависимы от широкого круга партнеров, и особенно от кооперации с Россией. Это касается ПРО, кибербезопасности, энергобезопасности, борьбы с пиратством и терроризмом и т.д. В одобренный на заседании Военного комитета НАТО с участием НГШ России Николая Макарова совместный план работы на 2011 год включены ВТС, борьба с терроризмом, поиск и спасение на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД, академический военный обмен. В марте на заседании министров обороны НАТО будет обсуждаться информационная составляющая евроПРО, при этом генеральный секретарь НАТО особо подчеркнул полную транспарентность в отношении России во всех вопросах, в том числе по евроПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
380
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
168
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
643
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
218

Другие новости

Загрузка...
24smi.org