0
2556
Газета Реалии Интернет-версия

04.02.2011

Генсек НАТО расставляет приоритеты

Андерс Фог Расмуссен определил три ключевых приоритета в предстоящей повестке года

Ольга Колесниченко

Об авторе: Ольга Колесниченко - независимый журналист.

Тэги: нато, афганистан


нато, афганистан Северо-Атлантический альянс не без успеха налаживает диалог с Узбекистаном.
Фото с сайта www.nato.int

На первом брифинге в новом году генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен определил три ключевых приоритета в предстоящей повестке года. Первое – обеспечение непрерывной передачи ответственности за обстановку безопасности в Афганистане обучаемым национальным силам. Второе – продвижение намеченных реформ альянса. И третье – более эффективное взаимодействие со странами-партнерами.

Старт нового года – это старт новой декады альянса, основные цели которой были заявлены на Лиссабонском саммите; это начало нового этапа трансформации НАТО в соответствии с новой Стратегической концепцией-2010–2020; и это движение к следующему саммиту-2012, который состоится в США.

В ОЖИДАНИИ ПЕРВОЙ СВОБОДНОЙ ПРОВИНЦИИ

«Весной миссия в Афганистане вступит в новую стадию – будут объявлены первые афганские провинции, власть над которыми коалиционные силы ISAF полностью передадут национальным силам Афганистана.

Консультации с афганским правительством о том, какие провинции будут переданы в 2011 году, уже осуществляются. К этому важному шагу вела нелегкая дорога – грамотно выстроенная стратегия и продуманное распределение сил и ресурсов. Теперь, подчеркнул Андерс Фог Расмуссен, опираясь на достигнутые успехи, в том числе на добытый в тяжелых боях мир, нужно продуманно осуществить передачу контроля за обстановкой в стране афганским силам так, чтобы достигнутый уровень безопасности оставался прочным, надежным, стабильным.

Генеральный секретарь НАТО высоко оценил результаты работы военных наставников в Афганистане, признав, что в подготовке национальных сил безопасности и полиции Афганистана достигнут существенный прогресс. Количество курсов подготовки утроилось, уже подготовлено более 266 тыс. афганцев – солдат и полицейских. И это, не без гордости отметил генсек, самый представительный по численности и по качеству подготовки усилиями стран НАТО и стран партнеров национальный контингент силового блока, который когда-либо был в Афганистане. Одним из наиболее ярких примеров результативности подготовки афганских национальных сил является Кандагар, где подразделения, поддерживающие режим безопасности в сложной боевой обстановке, на 60% укомплектованы национальными афганскими кадрами.

К сожалению, годы разрухи и гражданской войны, попытка сделать из Афганистана базу международного терроризма и глобальную фабрику для производства наркотиков обернулись тяжелыми последствиями прежде всего для общего уровня грамотности местного населения. Поэтому подготовка солдат включает еще и преодоление массовой неграмотности, что глава НАТО назвал долгосрочным, непростым и амбициозным проектом, который только начали претворять в жизнь. Образование и первичная военная мобилизация – то есть, по сути, базовый массовый ликбез мужского населения Афганистана – это ключевая задача всего международного сообщества в столь чувствительный период становления национального силового блока страны. Афганская армия и полиция должны быть способны защищать свой народ от террористов и преступных бандформирований.

По данным ООН, около 70% потерь населения Афганистана обусловлено нападениями боевиков «Талибана». И это еще одно доказательство того зла, которое несут афганскому народу экстремистские движения повстанцев. В течение 2010 года как активность талибов, так и число потерь среди населения возросли, что вызвало необходимость интенсифицировать боевые действия со стороны ISAF. «НАТО находится в Афганистане для того, чтобы защищать афганский народ от терроризма. Мы будем и далее делать все от нас зависящее, чтобы потери среди населения были сведены к нулю», – решительно заявил генеральный секретарь НАТО. Силы ISAF продолжат выбивать отчаянно сопротивляющихся боевиков из всех самых глухих уголков афганской территории. «Мое твердое убеждение заключено в том, что будущее Афганистана в руках мирного населения этой страны, а не повстанческих бандформирований», – сказал генеральный секретарь НАТО.

Низкий уровень образования населения и очаги активности незаконных бандформирований, питающихся от наркобизнеса, – это еще не все проблемы, которые реально препятствуют стабильному развитию Афганистана как государства. Государственность как таковую определяют формирующаяся политическая элита, не только правительство во главе с президентом Хамидом Карзаем, но и новый парламент, который был избран народом во второй половине прошлого года демократическим путем. Но сможет ли сложившаяся политическая система Афганистана реально гарантировать политическую стабильность в качестве критически важного условия передачи контроля за обстановкой национальным силам безопасности и полиции? Вопрос очень не простой. Тем не менее генсек НАТО особо подчеркнул, что миллионы афганцев отдали свои голоса на недавних парламентских выборах, и афганский народ заслуживает сильной политической парламентской системы. В конце января президент Афганистана открыл первое заседание национального парламента нового созыва (Маджлес-е мелли), призвав после четырех месяцев политической конкурентной борьбы создать в стране атмосферу национального единства во имя стабильности и мира.

Президент Карзай всецело поддерживает натовский план поэтапной передачи власти афганским силам в провинциях. Находясь фактически в непрерывном переговорном процессе с Хамидом Карзаем, глава НАТО выражает полное доверие этому афганскому лидеру и ожидает поддержки своей стратегии со стороны всего афганского правительства и парламента. Принципиальная договоренность о скоординированных усилиях между НАТО и правительством Афганистана была достигнута на Саммите НАТО в Лиссабоне в конце прошлого года. Осуществится ли передача ответственности за режим безопасности афганским силам к намеченному сроку – к концу 2014 года – время покажет. Если афганский народ, представителем которого является демократически избранная власть, желает как можно скорейшего вывода международного военного контингента с территории своей страны, то консолидация парламента и правительства – в интересах самих же афганцев.

НА УЗБЕКСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

В день первого в этом году брифинга Андерса Фога Расмуссена штаб-квартиру НАТО с официальным визитом посещал президент Узбекистана Ислам Каримов. Журналисты спросили генсека НАТО – возможно ли делать ставку в Афганской миссии на демократическое развитие Афганистана и параллельно получать помощь от страны-партнера, в которой, по данным Human Rights Watch, отсутствует демократия и ситуация с правами человека одна из самых худших в мире? Узбекистан – ближайший сосед Афганистана, который не может не оказывать влияния на демократические процессы в афганском обществе. Вопрос этот глубокий, выходящий за рамки только лишь военной миссии, и закономерный, так как Андерс Фог Расмуссен с самого начала своего руководства альянсом объявил, что для победы, для окончания войны нужны подходы экономические и социальные, а не только военные действия.

В центре переговоров с Исламом Каримовым действительно был Афганистан. Для Афганской миссии с 2009 года Узбекистан предоставляет помощь в наземном транзите нелетальных грузов. Эта среднеазиатская страна является партнером НАТО уже 17 лет, включая программу «Партнерство ради мира». Данная партнерская программа не обходит стороной базовые принципы демократии, заложенные в Вашингтонском договоре альянса. Вопрос развития демократических реформ в Узбекистане обсуждался на встрече в Брюсселе. Андерс Фог Расмуссен напомнил Исламу Каримову об имеющихся возможностях в рамках ПРМ помогать постсоветскому Узбекистану в становлении демократического гражданского общества.

Отвечая на критику журналистов, Андерс Фог Расмуссен напомнил, что НАТО открыто для диалога с любым из своих партнеров. Узбекистан является важным партнером, поддерживающим усилия НАТО в Афганистане. Генсек честно признался, что это проблема из проблем для него – находить оптимальный баланс в переговорах с Узбекистаном между благодарностью за наиважнейшую помощь в доставке грузов в Афганистан для натовских солдат и требованиями интенсифицировать демократические реформы в Узбекистане, как это предусмотрено партнерской программой ПРМ. Однако действительно вспоминается выражение, что в военное время действовать легче, так как понятно, кто враг. А вот перевод Афганской миссии на «гражданские рельсы» – пока еще не изученная стратегия для военного альянса. Врагом становятся коррупция, нарушения прав человека и т.п. И трудно определить, что важнее – транзит грузов или попустительство укоренению в регионе недемократических режимов, что в итоге приведет к новым боевым потерям и жертвам.

По сути, в этом году начинается пятый этап миссии в Афганистане – сугубо гражданский, становление самостоятельной афганской государственности. Предыдущие этапы миссии, начиная с 2001 года, обозначены так. Первый этап – после расширения в 2003 году мандата ООН и принятия альянсом командования силами ISAF (около 10 тыс. военнослужащих) и по 2004 год было осуществлено продвижение на север Афганистана – были взяты под контроль девять северных провинций. Второй этап – в течение 2005–2006 годов ISAF продвигались в западном направлении, взяв под контроль еще четыре провинции, что вместе с северными провинциями составило уже 50% территории Афганистана. Третий этап – бои на южном направлении, в 2006 году ISAF взяли под контроль шесть южных провинций, что составило 75% территории Афганистана, при этом численность контингента тогда была около 20 тыс. военнослужащих. Четвертый этап – восточное продвижение ISAF и взятие под полный военный контроль всей территории Афганистана.

Сейчас в Афганистане работают 27 Групп восстановления провинций (Provincial Reconstruction Teams, PRTs), провинций в стране всего 34; действуют шесть региональных командований ISAF (Центральное, Южное, Юго-Западное, Западное, Северное и Восточное); организована Миссия военных наставников (NATO Training Mission – Afghanistan, NTM-A) и работают Оперативные группы наставничества и взаимодействия (Operational Maintenance Liaison Team, ISAF OMLTs) для создания национальной афганской армии.


Солдат новой армии Афганистана, созданной под руководством специалистов НАТО.
Фото Reuters

ПАРТНЕРСТВО И ПРОГНОЗЫ

Темы Афганистана и продолжения намеченных на ближайшие два года кардинальных реформ альянса, включая адаптацию к сокращению оборонных бюджетов, – это насущные вопросы текущей повестки дня. А вот третий приоритет, обозначенный Андерсом Фогом Расмуссеном на предстоящий год как партнерская стратегия, адресован к прогнозам развития глобальной обстановки безопасности. «Этот год будет очень важным с точки зрения развития партнерской стратегии НАТО. Решение расширить и углубить партнерство со странами и организациями в аспекте поддержания международной безопасности было принято на саммите в Лиссабоне», – отметил генеральный секретарь НАТО. В первую очередь будет усилено взаимодействие с ООН, ЕС, ОБСЕ и Африканским союзом. Глобальное партнерство, консолидация усилий всего мирового сообщества – единственно возможный шанс противостоять глобальным вызовам и угрозам: терроризму, распространению ОМУ, кибератакам, энергоэкстремизму, пиратству.

Да и успех миссии в Афганистане также очень зависит от партнерской стратегии альянса. Ведь сегодня миссии так или иначе помогают 48 стран. «На примере Афганистана, как и на опыте других операций НАТО, мы понимаем истинную цену крепкого партнерства. Страны-партнеры оказывают НАТО не только политическую поддержку, но и предоставляют контингенты, обучающий персонал для создания национальной афганской армии, восстанавливают инфраструктуру провинций, осуществляют транзит грузов для ISAF, помогают финансовыми средствами. Мы вместе боремся с наркопроизводством и наркотрафиком. Вариантов партнерского взаимодействия очень много», – подробно остановился Андерс Фог Расмуссен на существующей практике партнерского взаимодействия с НАТО, одной из важнейших форм которого является совместное обсуждение вызовов и угроз.

Наиболее заметным событием в области международного партнерского взаимодействия в ушедшем году стал форум в Брюсселе Security Jam-2010, организованный НПО «Security & Defence Agenda», в которую входят действующие и бывшие чиновники НАТО, и множество международных экспертов. Президентами SDA являются два прежних генсека НАТО Яап де Хооп Схеффер (занимал пост руководителя НАТО в 2004–2009 годы) и Хавьер Солана (занимал пост руководителя НАТО в 1995–1999 годы). Цель форума Security Jam-2010 – разработка четкого и краткого прогноза будущих вызовов и угроз. В частности, на форуме был проведен опрос 4 тыс. участников из 124 стран по теме Афганистана и выяснилось, что 4% экспертов допускают 20-летнее «зависание» миссии НАТО в Афганистане; 11% прогнозируют 10-летнее пребывание коалиции в этой стране. Однако большинство имеют более оптимистичный взгляд: 48% убеждены, что силы НАТО полностью покинут Афганистан в течение 5 лет; а 37% – что уже в течение ближайших двух лет ситуация разрешится в лучшую сторону с полным выводом войск НАТО.

Второй опрос в ходе форума Security Jam-2010 касался прогноза наиболее существенных угроз безопасности. В 49% случаев эксперты отметили проблемы экономики, безработицы и бедности. Нарастающей угрозой безопасности 30% экспертов считают глобальное изменение климата. На этом фоне экономических и природных потрясений только 12% экспертов назвали определяющим трендом проблему терроризма и 9% – проблему разоружения, что вполне закономерно, так как терроризм и войны следуют за социальными катастрофами.

SDA опубликовало 10 прогностических ключевых рекомендаций, серьезный вклад в разработку которых внесли не только НАТО, но и Еврокомиссия, ACUS, SIPRI, Chatham House, Фонд Карнеги. Рекомендации следующие: 1) НАТО необходимо развивать свою гражданскую составляющую, усиливать взаимодействие с гражданскими структурами и организациями; 2) необходимо в ООН достичь соглашения по Целям безопасности тысячелетия (Millennium Security Goals), которые были бы сопоставимы с Целями развития тысячелетия (Millennium Development Goals); 3) ЕС вместе с НАТО и странами-партнерами должен разработать план противодействия новым нетрадиционным угрозам (non-conventional threats), укрепляя взаимное доверие в этой сфере; 4) создать Европейское разведывательное агентство (European Intelligence Agency) для оценки сложных гибридных угроз; 5) усилить дипломатические подходы и информационную политику в Европе в сфере безопасности; 6) создать Европейскую академию безопасности (European Security Academy) для военных и гражданских слушателей с целью развития военно-гражданского сотрудничества; 7) собрать группу мудрецов из экспертов НАТО и ЕС для продвижения подходов общественной дипломатии к мультинациональному трансграничному партнерству; 8) провести инвентаризацию запасов исчерпаемых природных ресурсов с целью сохранения их для будущих поколений; 9) публиковать ежеквартально отчеты по результатам взаимодействия НАТО и ЕС, приглашать представителя ЕС на заседания Североатлантического совета; 10) создать международный фонд по кризисному реагированию (International Crisis Preparedness Fund), который бы стимулировал освещение темы природных катастроф в СМИ с целью информирования общества о будущих глобальных угрозах.

Итак, международное сообщество самого высокого экспертного уровня совместно определило следующие тренды: сложный гибридный нетрадиционный характер вызовов и угроз; интенсификация мультинационального партнерства; развитие военно-гражданского сотрудничества; усиление кооперации НАТО и ЕС. Это можно выразить одним предложением: для противодействия новым видам угроз безопасности (гибридным и нетрадиционным) необходимы глобальное партнерство, консолидация всех наций с большим акцентом на гражданские силы. Именно об этом и говорил Андерс Фог Расмуссен на пресс-конференции, открывая новый год работы альянса: «Я верю, что НАТО превратится в глобальный форум для консультаций наций по проблемам безопасности, станет площадкой, где взгляды, мнения, обеспокоенности и лучшие практики в сфере безопасности будут обсуждаться на глобальном уровне всеми странами, укрепляя международную безопасность. Сегодня партнерская стратегия становится критически важной в условиях новых вызовов и угроз безопасности, которые стоят перед всеми государствами мира».

Среди приглашенных экспертов на выше упомянутый форум Security Jam-2010 был известный российский политолог Дмитрий Тренин, директор Московского отделения Фонда Карнеги. Российский эксперт сделал акцент на партнерстве с глобальными игроками мировой арены – Индией и Китаем, отметив, что Евро-Атлантике нужно найти подходы к этим странам и начать взаимодействие с ними. Существенной проблемой на этом пути остается восприятие Востоком ценностей Запада в качестве враждебной среды колониальных времен, сдерживающей развитие восточных государств. Поэтому Индия и Китай на международных площадках чаще занимают позицию блокирования тех или иных интеграционных процессов, нежели выступают с инициативой формирования международной глобальной структуры. Несмотря на это, Индия и Китай находятся в состоянии готовности сделать качественный «прыжок» вперед, который еще больше укрепит влияние этих гигантов на мир. По мнению экспертов, собравшихся на форум Security Jam-2010, «мотором» мировой экономики в будущем будет не Китай, а Индия. Правда, пока Индия описывается как «океан нищеты с островками очень эффективного экономического роста».

Андерс Фог Расмуссен начал этот год с упоминания о развитии партнерского диалога с Индией и Китаем, отнеся эти две страны к ключевым глобальным игрокам. Альянс напрямую сталкивается с политикой Индии и Китая в регионе Центральной Азии, где за влияние на Афганистан эти два государства конкурируют с Пакистаном. На форуме Security Jam-2010 в связи с этой военной задачей было предложено создать специальную международную структуру НАТО–ШОС (NATO/SCO Framework for Security Dialogue), где центральной темой стал бы вопрос стабилизации обстановки в Афганистане. Можно упомянуть один достаточно успешный международный формат, который позволяет более эффективно вести диалог с Индией и Китаем – это БРИК, контакты с этой организацией НАТО, например, может развивать при посредничестве России. Кстати, о растущем глобальном влиянии Бразилии на форуме Security Jam-2010 говорил Верховный главнокомандующий Командованием ОВС НАТО по операциям (Supreme Allied Commander Europe, SACEUR) американский генерал Джеймс Ставридис.

В НАТО уже функционирует формат для столь удаленного от Евро-Атлантики партнерства, который называется «Контактные страны». Сейчас в число «Контактных стран» включены четыре государства АТР – Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия. Все страны вовлечены в миссию в Афганистане. Япония, например, является крупнейшим финансовым донором Афганской миссии НАТО. Другие три страны предоставляют свой контингент в ISAF. Возможно, именно в аспекте региональной стабилизации обстановки вокруг Афганистана в этот партнерский формат «Контактных стран» вскоре могут быть приглашены Индия и Китай. На тот факт, что возможно именно в 2011 году произойдут серьезные подвижки по сближению НАТО со странами АТР, указывают и результаты опроса экспертов, который провела немецкая НПО «The Atlantic Initiative», работающая совместно с Управлением общественной дипломатии НАТО. На первом месте среди наиболее ожидаемых приоритетов в евро-атлантической повестке дня на 2011 год стоит развитие партнерства с Китаем. Второе и третье места опроса The Atlantic Initiative подтверждают выводы форума Security Jam-2010 – экономические проблемы и глобальное изменение климата.

Конечно, в ходе брифинга генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена речь шла и о России. Все сферы деятельности НАТО зависимы от широкого круга партнеров, и особенно от кооперации с Россией. Это касается ПРО, кибербезопасности, энергобезопасности, борьбы с пиратством и терроризмом и т.д. В одобренный на заседании Военного комитета НАТО с участием НГШ России Николая Макарова совместный план работы на 2011 год включены ВТС, борьба с терроризмом, поиск и спасение на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД, академический военный обмен. В марте на заседании министров обороны НАТО будет обсуждаться информационная составляющая евроПРО, при этом генеральный секретарь НАТО особо подчеркнул полную транспарентность в отношении России во всех вопросах, в том числе по евроПРО.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин присматривается к губернаторам, в Петербурге оппозиция пока не может перейти от выборов к делу

Путин присматривается к губернаторам, в Петербурге оппозиция пока не может перейти от выборов к делу

Иван Родин

0
515
Границу Приднестровья будет контролировать НАТО

Границу Приднестровья будет контролировать НАТО

Светлана Гамова

Военные Украины и Молдавии получили согласие альянса на дежурство в Одесской области

0
2814
Что делать власти с ростом протестных настроений

Что делать власти с ростом протестных настроений

Дефицит доверия создает в государственном механизме разрушающие нагрузки

0
3699
«Талибан» несет большие потери от ударов афганской авиации

«Талибан» несет большие потери от ударов афганской авиации

Андрей Серенко

0
527

Другие новости

Загрузка...
24smi.org