0
4954
Газета Реалии Интернет-версия

08.04.2011 00:00:00

В Заполярье служат терпеливые

Тэги: северный флот, учения, морпехи


северный флот, учения, морпехи На ЦКП большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Кулаков" напряженный момент – обнаружена ПЛ "противника".
Фото Олега Владыкина

На прошлой неделе крупнейшие информагентства и телеканалы страны дружно сообщили о том, что на Северном флоте «проходят масштабные учения». Подчеркнуть значительность события наших коллег заставила многолетняя привычка отражать в СМИ исключительно те мероприятия в Вооруженных силах РФ, что имеют действительно грандиозный размах. По крайней мере лишь на таковые обычно приглашали журналистов военные. Но в конце марта все было иначе. Минобороны организовало пресс-тур для представителей ведущих российских СМИ, чтобы они смогли познакомиться с повседневной деятельностью, с самой что ни есть плановой боевой подготовкой разнородных сил, дислоцированных в Заполярье. Именно в этом и состояла главная ценность пресс-тура. Потому что на самом деле была возможность убедиться не только в налаженности ежедневной боевой учебы, но и в ее заметно возросшей за последний год интенсивности. Как видим, со стороны это даже воспринималось как некое крупномасштабное учение.

«Сегодняшний выход – это простейшая задача, которую выполняет флот. По большому счету, идет отработка упражнения от простого к сложному. Традиционно в зимний период обучения мы готовим одиночные корабли, тактические группы. Чтобы в летний период обучения уже отрабатывать группировки сил в соответствии с теми оперативными задачами, которые стоят перед флотом», – сказал исполняющий обязанности командующего Северным флотом контр-адмирал Андрей Воложинский на пирсе в Североморске возле большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков».

ПОМНИТЬ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

БПК и два малых противолодочных корабля – «Юнга» и «Мончегорск» – стали боевым ядром на учении тактической группы. Она направилась из Кольского залива в Баренцево море, где, по условиям учения, была замечена подводная лодка условного противника. В зоне поиска ПЛ действовали также два тральщика, воздушную поддержку группы осуществляли вертолеты Ка-27 ПК, истребители Су-33 и противокорабельный самолет Ил-38.

Сначала вертолеты организовали поиск «чужой» субмарины. Зависая над морем, они опускали в воду датчики гидроакустических станций. Затем в небе появился Ил-38, который сбросил радиолокационные буи. Когда лодку «противника» удалось обнаружить, взревела реактивная бомбометная установка на БПК, сделав около десятка ракетных пусков. Субмарину «уничтожили».

Однако противолодочная группа подверглась «атаке» надводных кораблей. «Вице-адмирал Кулаков» ответил на нее огнем главного калибра – пушек АК-100. «Юнга» и «Мончегорск» поддержали БПК из своих артиллерийских установок АК-176. А появившиеся в небе морские истребители Су-33 прикрыли корабли с воздуха. Две атаки надводных сил «противника» были отбиты. За два часа активной фазы учения тактическая группа выполнила все поставленные перед ней задачи.

Если искать аналогию проведенным действиям кораблей в Баренцевом море, то у сухопутчиков такой объем задач сопоставим по масштабу с тактическим учением, например, танкового батальона и двух-трех приданных ему подразделений. Такие теперь вновь стали проводиться не реже одного раза в учебный период. На флоте, судя по увиденному, сегодня с этим тоже полный порядок.

По утверждению контр-адмирала Воложинского, только за последний год интенсивность выходов в море увеличилась на 20–25%. И на берегу боевая учеба идет весьма напряженно. В том числе и в экипажах кораблей, находящихся в местах базирования. Причем особо хотелось бы отметить тот факт, что любое тактическое занятие как плавсостава, так и береговых частей обязательно строится с учетом взаимодействия разнородных сил и средств. Это такой устойчивый тренд в организации боевой подготовки, который отражает изменившуюся структуру Вооруженных сил РФ. В широком смысле речь идет о созданных в конце прошлого года четырех укрупненных военных округах, в состав которых флоты включены вместе с сухопутными частями, авиацией, ПВО и подчинены единым для всех опять же четырем стратегическим командованиям. В то же время на оперативно-тактическом уровне совместное использование разнородных частей, подразделений объявлено тоже основополагающим принципом. Едва ли не обязательным при ведении любого боя.

Насколько это требование верно, жизнь непременно покажет. Пока же в частях, на кораблях от многих офицеров приходится слышать сакраментальную фразу: «Мы люди военные, нам приказывают – мы исполняем».


Для морских пехотинцев занятия на «тропе разведчика» – основа основ боевой выучки.

ВИВИСЕКЦИЯ ПО-ВОЕННОМУ

Наблюдая за ходом боевой подготовки в частях, дислоцированных в заполярной зоне Западного военного округа, неизбежно приходишь к выводу: главное качество военных, проходящих здесь службу, – фантастическое терпение. Мало того что климатические условия в Заполярье экстремальны, и всякое обычное для военных дело вроде обслуживания техники, проведения стрельб превращается в настоящее испытание. Так еще и проводимые регулярно в частях организационно-штатные мероприятия заставляют снова и снова перестраивать свою жизнь, повседневную деятельность. При этом стараться не искать ответа на вопрос: «Зачем?» Просто выполнять поступившее распоряжение.

Контр-адмирал Воложинский сообщил, что численность военнослужащих Северного флота за минувший год сокращена на 15%. Что это значит для конкретных частей?

Командир 61-го отдельного полка морской пехоты полковник Алексей Маслов рассказал обозревателю «НВО», что вскоре его часть планируют преобразовать в бригаду. Казалось бы, статус повышается. Но самое интересное, что пару лет назад там, в гарнизоне Спутник, уже была бригада, которую вдруг решили сделать полком. Морпехов, что воевали в обеих кампаниях на Северном Кавказе, потеряли в них погибшими 86 человек, заслужили более 2000 государственных наград, 10 звезд Героев России, приказано было┘ подсократить. Поступившее сверху указание реализовали – штаты перетряхнули. А теперь, как в том старом армейском анекдоте: «Стой там. Ко мне! Я сказал, стоять!» Примеров, когда пересматриваются, отыгрываются назад решения, прямо влияющие на судьбы людей, становится все больше.

Увы, оргштатные мероприятия в Вооруженных силах все чаще напоминают вивисекцию. Это когда на живом организме без анестезии выполняют хирургическую операцию, испытывая новые методы лечения, действие различных препаратов, удаление или пересадку органов, определяя болевой порог. И, похоже, в нашем случае прогнозировать возможный результат эксперимента никто даже не пытался. А как само выйдет┘

В том же полку морской пехоты старшина 1-й роты десантно-штурмового батальона старший прапорщик Владимир Багрянцев оценил нынешнюю долю контрактников как 8% от всего личного состава. Только младшие командиры и снайперы. И с грустью вспомнил, что еще пару лет назад практически все матросы в боевых подразделениях служили по контракту. Они были настоящими профессионалами. Кому-то показалось, что их вполне могут заменить военнослужащие, призываемые всего-то на год. Правда, из Москвы начали долетать слухи, будто и в этом вопросе намечается возврат к прежнему положению.


Для летчиков палубной авиации СФ создан комплексный тренажер КТЛ-33-К, точно имитирующий полет.

Что ж, контр-адмирал Воложинский в принципе подтвердил такую перспективу. По его словам, принято решение комплектовать экипажи подводных лодок на 100% контрактниками. Оно фактически уже реализовано. На надводных кораблях доля военнослужащих, проходящих службу по контракту, пока доведена до 70%, но в ближайшие годы будет доведена тоже до 100%. И в береговых частях намечено укомплектовать контрактниками полностью все должности, «которые обеспечивают боеготовность этих частей». В общем, обнадеживающие планы. Хотя пока они воплощаются не без заморочек.

«На сегодня, если брать полностью экипаж, у нас лишь 45% старшин и матросов контрактники, хотя, я думаю, соотношение должно быть не мене 60% на контракте, – сказал командир БПК «Вице-адмирал Кулаков» капитан 1 ранга Александр Машинецкий. – У нас такая сложная бюрократическая система отбора, что просто прийти и сказать, мол, хочу к вам попасть, это практически невозможно. Поэтому стараемся работать с нашими матросами срочной службы, которые достойно себя проявили и способны должным образом служить в условиях нашего флота, нашего корабля, мы их стараемся набирать на контракт. Но в любом случае года срочной службы для освоения специальности на корабле маловато. Хотелось бы, чтоб военнослужащие на флоте служили в два раза дольше, чем в сухопутных частях, как было во все времена, начиная с царских».

Между прочим, даже военнослужащими по призыву экипаж БПК «Вице-адмирал Кулаков» удалось полностью укомплектовать только за счет других экипажей Кольской флотилии. Не хватает на флоте призванных матросов. «Кулакову» же пошли навстречу в первую очередь, потому что корабль считается особым. Он 20 лет находился на ремонте в заводе, пришел в Североморск лишь в декабре 2010 года. Как утверждает капитан 1 ранга Машинецкий, на БПК установлены новые образцы вооружения и военная техника, которая обеспечивает высокий уровень безопасности кораблевождения, навигационной безопасности. Техника последнего поколения. Она стоит лишь на корвете «Стерегущий», а сейчас устанавливается на новый фрегат, который строится на Северной верфи и будет сдаваться в 2012 году. Кто-то ведь должен управляться с новейшей системой. В ней предусмотрены рабочие места не только для офицеров, но и для матросов.

Не все однозначно с кадрами и в экипажах подлодок, где вроде бы все 100% контрактники. По свидетельству командира атомного подводного крейсера «Карелия» капитана 1 ранга Андрея Храмова, численность экипажа директивно была сокращена. За счет офицерских должностей. Однако на вновь образованные старшинские и матросские должности все равно назначили офицеров. В основном тех, что прибыли в прошлом году из военных вузов. В результате произошло перераспределение функций между штатными единицами в экипаже, обязанности с некоторых сокращенных офицерских должностей легли на кого-то из сохранившихся. Служебная нагрузка кое у кого, конечно, возросла. Какой смысл был в этом? «Не мы принимали такие решения, мы только исполняли», – в очередной раз услышал я в ответ.

В целом на Северный флот в прошлом году прибыли служить 506 лейтенантов. Контр-адмирал Воложинский сообщил, что на воинские должности был назначен 441 человек, 62 лейтенанта уволились с военной службы по собственному желанию и 3 по нежеланию принять должности офицерского состава. Но из числа назначенных только треть попала на офицерские должности. Остальные служат сегодня «старшинами и матросами». Хороша или плоха подобная оптимизация штатной структуры? «По мне, так лучше бы ничего не меняли, – заявил один из старших офицеров на «Карелии». – Толку от этих перемен никакого. Только лишняя морока».


Непотопляемость подлодка обретает в множестве занятий экипажа на тренажере. Фото Олега Владыкина

КВАРТИРЫ ПРЕТКНОВЕНИЯ

И в очередной раз приходится говорить о том, что оргштатная оптимизация усугубила социальные проблемы военнослужащих. Совсем недавно нашумела история с обращением жен офицеров Северного флота к руководству государства и Вооруженных сил. Они жаловались, что их мужей, находившихся в распоряжении командования частей, стали увольнять в запас, едва они получили уведомления департамента жилищного обеспечения МО о выделенных им квартирах в Санкт-Петербурге. А квартиры, в которых семьи офицеров проживали в Североморске и других заполярных гарнизонах, сразу же стали распределять недавно прибывшим военнослужащим.

Обозреватель «НВО» поинтересовался у контр-адмирала Воложинского, как разрешилась эта конфликтная ситуация.

«С учетом увольнения в запас тех, кто выслужит свой срок в 2011 году, потребность флота в предоставлении жилья военнослужащим составляет около 2250 квартир, – пояснил адмирал. – Это и те 1950 человек, которые в настоящий момент находятся в распоряжении и не уволены по неудовлетворенности именно по этой статье, и те, которые будут уволены в процессе 2011 года. Если говорить о 9-м и 10-м годах, то 3256 квартир, кажется, выделено для увольняемых в запас. Свои обязательства Минобороны, безусловно, выполнит к исходу этого периода, к концу 11-го года. Но есть достаточно большая часть людей, которые уже должны были получить жилье. Здесь проблема с готовностью тех зданий, со сдачей квартир в эксплуатацию, которые в настоящий момент уже спланированы к распределению, но еще не готовы. Отделка и сдача этих квартир находится на жестком контроле министра обороны, и командование флотом досконально знает график готовности этого жилья. Могу сказать, что беспокойство по этому поводу, которое резонно проявляли в гарнизонах военные моряки, оно снимается откровенным и очень открытым общением. Уволенные в запас военнослужащие имеют право оставаться в стенах того жилья, которое занимают сейчас. Никто их не выставляет на улицу. На флоте также создана социальная комиссия, которая своевременно доводит информацию по жилью и снимает другие социальные вопросы, которые возникают, естественно, в этот непростой для военнослужащих период. В состав комиссии входят юристы, представители тыла, специалисты медицинской службы, службы занятости. Возглавляет комиссию заместитель командующего по работе с личным составом».

Казалось бы, дан исчерпывающий ответ, свидетельствующий о стремлении командования флота действительно разрешить конфликтную ситуацию. Да только командир «Карелии» Храмов объяснил, где кроется непреодолимое на сегодня препятствие. Острота сложившейся ситуации заключается отнюдь не в том, что поспешно уволенных «распоряженцев» хотели выселить из их квартир в гарнизоне. Ну отменили это решение. Так люди все равно уже перестали получать денежное содержание как военнослужащие. А у многих еще и жены не работали. И найти работу в Североморске – ой как непросто. Жить-то на что, семьи на что содержать до переезда в квартиры, которые, быть может, к концу года доделают? И вообще, уведомления о выделенных квартирах по новому месту жительства – еще не гарантия, что одно и то же жилье не показали кому-то еще, не перераспределят потом другому уволенному военнослужащему.

Есть и еще один неприятный аспект в возникшем конфликте. В экипаже БПК «Вице-адмирал Кулаков» пока ни один офицер не получил служебную квартиру в Североморске. Им говорят: «Ждите». Чего? Тех самых квартир, которые должны в конце концов освободить уволенные в запас военнослужащие. Так что все «кулаковцы» жилье сейчас снимают.

И если посмотреть на весь этот клубок проблем, то их исток видится исключительно в непродуманной волюнтаристской оптимизации оргштатной структуры Вооруженных сил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
854
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
829
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
798
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
750

Другие новости