0
3288
Газета Реалии Интернет-версия

13.05.2011 00:00:00

Ответный визит

Тэги: сердюков, украина


сердюков, украина Визит Анатолия Сердюкова не принес никаких сюрпризов.
Фото Reuters

В 20-х числах апреля прошел ответный визит министра обороны России Анатолия Сердюкова на Украину. «Ответный» – потому, что в конце февраля свой визит в Россию совершил министр обороны Украины Михаил Ежель («НВО» № 8 от 4–10 марта с.г.). Тогда глава военного ведомства братской страны, как помнят наши читатели, посетил Камчатку, базу 16-й эскадры атомных подводных лодок в поселке Вилючинск, где когда-то прослужил в советском ВМФ около 10 лет, побывал на атомном ракетном крейсере стратегического назначения проекта 667БДР класс Дельта III «Святой Георгий Победоносец», на объектах социально-культурного назначения гарнизона. В том числе и в новых квартирах военных моряков, в общежитии для экипажей строящихся в Северодвинске новых подводных стратегических крейсеров, в Доме офицеров, в центре культурного досуга «Океан» с аквапарком и бассейном, в ледовом дворце спорта «Айсберг».

Затем гости и сопровождавшие их лица перелетели во Владивосток, где адмирал Ежель командовал эскадрой надводных кораблей, побывали на ракетном крейсере «Варяг» – аналоге флагмана Черноморского флота России противолодочного крейсера-вертолётоносеца «Москва» проекта 1123, что приписан к Севастополю, в Тихоокеанском военно-морском институте имени адмирала Макарова, в бригаде морской пехоты и в микрорайоне Снеговая Падь, где заканчивается строительство 52 жилых домов на 9628 квартир для офицеров Тихоокеанского флота и Восточного военного округа. Познакомились с опытом обеспечения военнослужащих Российской армии и Военно-морского флота современным благоустроенным жильем и необходимой для этого инфраструктурой. Знакомились украинские коллеги и с работой, организацией учебы, жизни и быта воспитанников Президентского кадетского корпуса в Оренбурге.

«Целью той поездки, – говорил ответственному редактор «НВО» министр обороны Украины Михаил Ежель, – было изучение опыта реформирования Российской армии, в том числе и решение социальных вопросов военнослужащих. Как проходящих сейчас военную службу, так и увольняемых в запас в связи с приданием ей нового перспективного облика.

Этот опыт для нас крайне важен, так как и украинская армия проходит сейчас этап реформирования».

Что взяли и что не взяли украинские коллеги из того опыта, с которым они знакомились на Камчатке и в Приморье, осталось для нас неизвестным. Но интрига февральского полета двух делегаций к Тихому океану и обратно, конечно же, была безусловно не в том, какой опыт и как перенимать. Все эти часы и дни, что провели два министра обороны в самолете и в поездке по выбранным ими объектам, они, естественно, вели переговоры о возможностях и перспективах сотрудничества между двумя странами и двумя военными ведомствами. И о том, до чего они договорились, стало возможным понять только после ответного визита Анатолия Сердюкова в Севастополь, Николаев и Киев, который пришелся на 20-е числа апреля и практически на годовщину знаменитых Харьковских соглашений президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева о продлении базирования Черноморского флота России в Крыму до 2042 года и о скидке в цене на нефть для Украины на 30% за тонну.

Фон для посещения Сердюковым Украины, что и говорить, был во многом благоприятным.

НИТКА – ПЕРВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ

Среди объектов, которые в ходе визита на Украину посетил российский военный министр, оказался, в частности, и полигон взлетно-посадочных систем НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиации), расположенный недалеко от Севастополя, в городе Саки, и предназначенный для подготовки летчиков, проходящих службу на авианесущих кораблях.

Министр осмотрел сам учебно-тренировочный комплекс, имитирующий палубу авианосца и предназначенный для отработки техники взлета и посадки самолета на специальную стальную взлетно-посадочную полосу в виде корабельной палубы, оборудованную трамплином и аэрофинишерами. Все параметры ее полностью эквивалентны габаритам и тактико-техническим характеристикам летной палубы отечественного авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Заглянул даже в святая святых комплекса – его подземную часть, где расположены системы и механизмы, обеспечивающие работу имитатора. Неизвестно, какое впечатление все это произвело на Анатолия Сердюкова, но даже по короткому телевизионному репортажу было заметно, что все эти машины и сама так называемая «корабельная ВВП» требуют серьезного ремонта и модернизации. А значит, и больших денег.

Еще во время февральского полета к океану и обратно Анатолий Сердюков, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что второго тренажера, по проекту НИТКА, строительство которого было запланировано на берегу Азовского моря, под Ейском не будет. Его строительство задумывалось во времена обострения отношений с Украиной, когда администрация предыдущего президента Виктора Ющенко не допускала российских корабельных летчиков к тренировкам в Саках. Теперь оно отменено. Решено использовать крымский имитатор.

Но поскольку он принадлежит Украине и из-за этого не раз в прошлые годы возникали проблемы, а вкладывать серьезные средства в объект, который местными пилотами использоваться в ближайшие годы в принципе не будет, а нужен только Москве, довольно рискованно. Из этой ситуации возникла идея создать российско-украинское СП по использованию украинского тренажера, где одна из договаривающихся сторон вносит свой вклад в виде самого имитатора и земли под ним, а другая займется его реконструкцией и модернизацией, затрачивая для этого свои финансовые средства. Прибыль за использование тренажера потом будет делиться пополам. Тем более что украинская сторона хочет предложить этот комплекс и для тренировок палубных летчиков Китая и Индии.

Предложение, что и говорить, заманчивое. Но при этом надо иметь в виду, что китайцы строят для себя свой комплекс НИТКА, к чему склоняются и индусы. А вот российским летчикам он в ближайшие годы точно понадобится. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вскоре должен будет встать на плановый капитальный ремонт, который в нашей стране частенько приравнивается к стихийному бедствию. И когда он выйдет из этого состояния, никто внятно сказать не сможет. Единственная возможность для отечественных морских летчиков не потерять квалификацию – использовать для взлетов и посадок на качающийся «плавучий аэродром» украинско-российский тренажер. Конечно же, при условии, если решение о создании на его основе СП будет утверждено двумя правительствами. А это при нынешних спорах между Киевом и Москвой о ценах на нефть и газ никто гарантировать не может.

Но предварительные договоренности о создании бизнес-проекта НИТКА не единственное достижение ответного визита Анатолия Сердюкова на Украину.

«НАХИМКИ» И КАЗАЧЬЯ БУХТА

В ходе своего посещения в Севастополе Академии Военно-морских сил имени Нахимова, в просторечье «Нахимки», сторонам удалось договориться об обучении украинских курсантов и офицеров в российских военных вузах. Причем на бесплатной основе.

Украинские коллеги отметили странность поведения российского военного министра в стенах Военно-морской академии – бывшего Черноморского Высшего военно-морского ордена Красной звезды училища имени Павла Нахимова (ЧВВМУ). Его в советское время закончили многие выдающиеся отечественные полководцы. Среди которых бывший министр обороны России первый и единственный маршал России Игорь Сергеев, министр обороны Украины адмирал Михаил Ежель, главкомы ВМФ России адмирал флота Владимир Масорин и адмирал Владимир Высоцкий, командующий ВМС Украины адмирал Виктор Максимов, первый заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов и первый заместитель главкома начальник главного штаба ВМФ адмирал Александр Татаринов и еще 185 адмиралов и генералов, 17 Героев Советского Союза и России, 19 командующих флотами и флотилиями.


Ракетный крейсер «Москва».
Фото с официального сайта Черноморского флота России

Сегодня в академии учатся будущие украинские флотоводцы. И у них есть своя гордость – два уникальных тренажера. Мультифункциональный навигационный тренажер «ходовой мостик» и тренажер глобальной системы связи и безопасности на море. Среди государств черноморской акватории таких комплексов нет больше ни у кого. К примеру, за приборами и аппаратурой «ходового мостика» севастопольские курсанты могут тренироваться полномасштабному реальному судовождению, не подвергая при этом опасности настоящие корабли.

Но Сердюкова этот тренажер, как и другое уникальное оборудование академии, не заинтересовали. Он, как сообщают очевидцы, по-быстрому прошелся по аудиториям, на тренажеры даже не взглянул и, ненадолго задержавшись в стенах «Нахимки», вскоре покинул ее. Правда, депутат Верховной Рады Николай Демянко, который вместе с Михаилом Ежелем сопровождал Анатолия Сердюкова во время его поездки по Украине, сообщил коллегам, что министры договорились об обучении украинских курсантов и офицеров в российских военных вузах.

– У нас много училищ, – пояснил он. – Но нет для них должного количества современного оборудования и специальных средств. Для кого мы учим будущих офицеров? Они уезжают потом в другие государства – нет смысла затрачивать бюджетные средства. Россияне предлагают учебы в их вузах. Там у них большая армия и больше войск, чтобы Украина училась. Много интересного для нас.

Конечно, слова депутата не означают, что «Нахимки» сократят прием курсантов, как это сделали некоторые военные вузы России. Но у украинских ребят действительно появилась возможность осваивать воинскую специальность не только в турецких, итальянских, американских и прочих натовских военных колледжах, куда их настойчиво заталкивало прежнее руководство страны, но теперь и в России.

Еще об одном важном решении стало известно во время визита в Севастополь министра Сердюкова. О том, что Россия возьмет на себя львиную долю расходов на строительство жилого городка для моряков ЧФ на берегу севастопольской Казачьей бухты. За два ближайших года там должно быть построены дома по 5–16 этажей на 1265 квартир со всей необходимой инфраструктурой – поликлиникой, магазинами, школами, детскими садами, стадионом и бассейном. Средства на эти цели пойдут не через строительное управление ЧФ, а напрямую из Москвы. Не исключено, чтобы минимизировать коррупционную составляющую или для более четкого контроля за их расходованием.

«УКРАИНА» ОСТАЕТСЯ БЕЗЫМЯННОЙ

Еще о решении одной важной для Украины проблемы договорились министры. В ближайшие годы Россия приобретет для нужд своих вооруженных сил 40 военно-транспортных самолетов Ан-70. Детище ОКБ имени Антонова прошло нелегкие для себя испытания своеобразными российско-украинскими отношениями в последние 20 лет. То его в Москве принимали на ура, и летчики-испытатели самолета, подготовившие транспортник к серийному производству, даже получали звание Героя России и Героя Украины. То бывший главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов начисто отказывался от его покупки, критикуя машину за недоработанные двигатели, систему управления, за ее «перевес» по сравнению с заданными ТТХ. Сейчас ситуация опять повернулась на 180 градусов.

Нынешний главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин хвалит Ан-70, в госпрограмму вооружений до 2020 года заложено почти 2,5 млрд. долл. на его покупку. Это 60 машин. Но опять же, данный проект может быть осуществлен, что подтвердили и Михаил Ежель, и Анатолий Сердюков, если украинский «Антонов» и российская «Объединенная авиастроительная корпорация» подпишут договор о создании СП, которое займется не только выпуском Ан-70, но и производством Ан-124-100 «Руслан», Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Без закрепленной юридическими обязательствами кооперации дело не пойдет. Но подписание этого договора – проблема правительств двух стран, а не их министров обороны.

Визит Анатолия Сердюкова на Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара тоже носил ознакомительный характер на предмет вхождения этого предприятия в российско-украинское СП, связанное с отечественной «Объединенной судостроительной компанией». Когда-то, в советское время, в этом городе были построены самые большие надводные корабли нашего ВМФ. В том числе и единственный авианосец «Адмирал флота Кузнецов». Еще одного его собрата, недостроенный проект 11345 «Варяг», украинцы продали по цене металлолома Китаю. Говорили, для устройства на нем казино. Оказалось, для достройки на китайских верфях. Сейчас на заводе стоит еще один недостроенный крейсер – бывший «Адмирал флота Лобов», потом «Украина», сейчас безымянный, четвертый в серии проекта 1164, к которому относится и Черноморская «Москва», и Тихоокеанский «Варяг» и Североморский «Маршал Устинов».

В мае прошлого года президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев договорились, что Москва выкупит у Украины построенный, как утверждает Киев, на 95% крейсер, что ввести его в строй отечественного ВМФ. Ни одна другая страна купить корабль не в состоянии – ракетный комплекс «Базальт», который должен стоять на его борту, не проходит по международным правилам для экспорта. А без вооружений он никому не нужен, даже китайцам. И все дни в ходе февральского визита Михаила Ежеля на Камчатку и во Владивосток сопровождавшие делегацию журналисты могли слышать, как он уговаривал Анатолия Сердюкова купить недостроенную и ныне безымянную «Украину». Но российский министр оставался непреклонным.

– Отдадите даром – возьмем, – говорил он то ли в шутку, то ли всерьез.

В Николаеве, на заводе «61 коммунара», когда его подвели к кораблю, он демонстративно отказался даже ступить на его трап. Чем очень сильно возмутил местных журналистов.

Но поступок Сердюкова в данном случае понятен. Даже получив «Украину» по цене металлома, России придется вложить в нее огромные деньги, чтобы получить тот корабль, который может ей понадобиться в ближайшие 15–20 лет (подробнее об этом «Крейсерский долгострой» – «НВО» № 18 от 21–27.05.10). А может и попасть в «ловушку», в которую угодили индийцы, купив у нас по такой же схеме «Адмирал Горшков».

Сегодняшние отношения между Москвой и Киевом, а ответный визит Анатолия Сердюкова на Украину это в очередной раз подтвердил, носят сугубо прагматический характер. Клятвы в вечной дружбе мы уже проходили. Даже имели опыт – 350 лет подобного сосуществования. И куда в одночасье все вдруг делось?! Теперь важно заключить такие межгосударственные и юридические отношения, чтобы при смене власти в той и другой стране ни политические, ни экономические, ни оборонные тем более интересы соседа, партнера, друга, брата (назовите, как хотите) не пострадали. Иначе уже никак.

Чита–Борзя–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1343
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
945
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
458
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
639

Другие новости