0
2943
Газета Реалии Интернет-версия

27.05.2011

Забытый форпост в Заполярье

Тэги: заполярье, оснащение, вооружение


заполярье, оснащение, вооружение Сегодня в северных гарнизонах военнослужащие имеют привычную для нашей армии экипировку, но их хотят переодеть уже в этом году – пока не известно во что.
Фото Виктора Юзбашева

Завершилась трехдневная поездка главнокомандующего Сухопутными войсками РФ генерал-полковника Александра Постникова в заполярные гарнизоны Западного военного округа. Целью вояжа была объявлена «проработка вопросов формирования арктических бригад». Об этом «НВО» сообщил представитель управления пресс-службы и информации Министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергей Власов. «Первое соединение для действий в Арктике предполагается сформировать на базе 200-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в гарнизоне Печенга, – рассказал офицер. – Пока будут сделаны лишь предварительные прикидки для предстоящего переформирования».

Развертывание «арктической» бригады намечено в соответствии с принятыми Советом безопасности России «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Правда, с ориентацией на опыт аналогичных воинских формирований в Скандинавских странах и Канаде. На это прямо указывают официальные представители Минобороны РФ. Такой подход очень моден у сегодняшних руководителей военного ведомства. Ради него порой откровенно пренебрегают опытом отечественным.

И К «ВИТЯЗЯМ» ПРИХОДИТ СТАРОСТЬ

Впрочем, в качестве базы для создания первого арктического соединения была все же выбрана бригада, которая многие десятилетия дислоцируется в Заполярье, ведет свою историю от сформированной в 1943 году 45-й дивизии, освобождавшей Петсамо (Печенгу) и норвежский Киркенес. Позже войсковое соединение стало 131-й мотострелковой ордена Кутузова второй степени дивизией, а почти 15 лет назад ее преобразовали в отдельную мотострелковую бригаду.

В конце марта текущего года корреспондент «НВО» побывал в этом соединении, присутствовал на занятиях по боевой подготовке в нескольких его подразделениях. Опыт службы и действий в условиях Заполярья в 200-й бригаде накоплен огромный. Но к сегодняшнему дню накопилось и немало проблем. Главная из них – крайне устаревшее оснащение и вооружение.

Скажем, одним из самых надежных транспортных средств в бригаде являются уникальные двухзвенные транспортеры ДТ-30П «Витязь». Обладая большой грузоподъемностью, мощностью, маневренностью, они на своих широких гусеницах только и могут доставлять боеприпасы на позиции по особо глубокому снежному покрову, проделывать колонные пути по снежной целине для другой боевой техники. Незаменимы эти вездеходы и в условиях заполярного лета, когда раскисает бесчисленными болотами лесотундра. Не случайно ДТ-30П называют еще болотоходом. Сейчас «Витязей» в соединении 30 штук. Да только возраст всех машин около 30 лет, и, как нетрудно догадаться, нужны немалые усилия, чтобы поддерживать их в работоспособном состоянии. А лучше было бы заменить на новые. Только вот промышленности их изготовление военные давно не заказывали. «Предстоит еще определиться, на что менять старые машины», – сказал по этому поводу подполковник Власов.

Но, казалось бы, что тут мудрить? Пообщавшись с руководством предприятия, которое три десятилетия назад произвело и поставило в Вооруженные силы двухзвенные транспортеры, мы узнали, что там поныне продолжается серийный выпуск подобных машин, прошедших уже не одну модернизацию и производящихся в более современных модификациях. Первый заместитель генерального директора машиностроительной компании Алексей Клугман рассказал, что такие вездеходы с удовольствием эксплуатируют нефтяники, газовики, геологи, пожарные. А вот Минобороны не заказывало производство военной версии транспортера уже более 15 лет. Хотя в 2004 году был издан приказ министра обороны РФ Сергея Иванова, в соответствии с которым на вооружение Российской армии принималась усовершенствованная модификация транспортера – ДТ-30ПМ. Однако ни единого вездехода так и не было закуплено военным ведомством. С приходом же на должность министра обороны Анатолия Сердюкова о приказе его предшественника что-то вообще перестали вспоминать. Наверное, подумывают о другом решении проблемы, привычном для нынешней команды управленцев в МО.

Столь же непросто обстоит дело со многими другими видами специальной техники и оборудования. Например, с применявшейся на занятии взвода аэрозольного противодействия термической дымовой аппаратурой ТДА-М. Плотную дымовую завесу воины сумели в нужный момент поставить. Но как-то грустно было смотреть на автомобильную базу, с которой работали дымогенераторы. Опять же старенькие, возрастом более 30 лет, ГАЗ-66, чудом еще передвигающиеся по промороженному пространству.

«Знаете, очень трудно сказать, когда нам в последний раз подкидывали в бригаду что-нибудь новенькое, – посетовал один из офицеров-тыловиков бригады. – Ну разве что вот эти портативные полевые радиостанции Р-159-1-01. Раздали нам, когда мы участвовали в учении «Ладога-2009». Вещь хорошая, удобная, хотя это, конечно же, далеко не последнее слово техники».


Вездеходы «Витязь» в течение трех десятилетий были для военных самым надежным транспортом в заполярных условиях.
Фото автора

РАСХОЖИЙ ПРИЕМ

О том, что оснащение бригады может вскоре радикально обновиться, в соединении до приезда главкома и слыхом не слыхивали. Как и многие годы назад, здесь, скажем, полевые лагеря подразделений обустраиваются дедовскими выцветшими палатками, отапливаются печками-буржуйками, применяют всевозможные сварные металлоконструкции, сделанные собственными руками. Привыкли к их использованию, не жалуются. О том, что отечественная промышленность выпускает великолепные комплекты полевых лагерей «под ключ», не особо осведомлены. А про то, что Минобороны закупило первый полевой лагерь у немецкой компании Karcher Futuretech GmbH, лучше бы им вообще не знать. По сведениям «НВО», данный комплект рассчитан на эксплуатацию при температуре не ниже минус 17 градусов. Да и доставлен он был в Россию из войск НАТО в Афганистане, то есть побывал в употреблении совсем в иных климатических условиях, для которых, собственно, и создавался. Неужто кто-то попытается такими полевыми лагерями обеспечить арктическую бригаду? В Минобороны идею оснащения подобными комплектами всех частей и соединений Вооруженных сил РФ продвигают очень настойчиво. Даже президенту первый лагерь демонстрировали┘

В минувший вторник было опубликовано интервью главного военного прокурора Сергея Фридинского, в котором говорится: «Есть факты, когда заказчик устанавливает такие требования к товарам, работам и услугам, которым изначально может соответствовать лишь один участник на рынке этих услуг. А остальные конкуренты, предлагающие меньшую цену, к конкурсу не допускаются. Фирма, под которую «затачивались» такие условия, выигрывает конкурс по максимальной цене. И все довольны: и конкурсная комиссия, и поставщик. Государство же несет неоправданные затраты».

Редакции «НВО» известны факты, как условия конкурса по закупкам оборудования для полевых лагерей в Минобороны изначально «заточили» под продукцию Karcher Futuretech GmbH. Причем технические требования к образцам, которые предполагалось приобрести для Российской армии, сразу прописывались те, что имело оборудование немецкой компании, но не соответствовало нашим стандартам. Например, прицепной холодильник-рефрижератор для полевой кухни имел колею колес значительно меньшую, чем у отечественных армейских автомобилей, к которым ее предстояло цеплять. Легко представить, во что превратится содержимое в таком прицепе, потаскай его за собой машина с более широкой ходовой частью по разъезженным грунтовым дорогам. Однако технические характеристики именно зарубежного производителя были вписаны в начальные условия конкурса, а его организаторы не постеснялись даже перенести в свои документы рекламные снимки этого холодильника (кстати, вдвое меньшего по вместительности, чем отечественный аналог) и другого оборудования с сайта компании Karcher. Ее выигрыш в конкурсе был предопределен.

Ну а в целом о переоснащении 200-й бригады в военном ведомстве пока говорят лишь в общих чертах. Даже после возвращения Александра Постникова из поездки по заполярным гарнизонам. Сообщается, что на вооружение соединений, предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера, поставят высокопроходимую технику, а личный состав, который будет готовиться по специальным программам, оснастят соответствующей экипировкой и современными средствами связи. Часть подразделений каждой бригады намечается сделать аэромобильными. Арктическую бригаду в Печенге обещают развернуть уже в текущем году.

Печенга–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему Арктика превращается в арену столкновения геополитических интересов

Почему Арктика превращается в арену столкновения геополитических интересов

Северный морской путь: проблемы, противоречия, перспективы

0
3658
В Украине вновь говорят о войне с Россией

В Украине вновь говорят о войне с Россией

Александр Шарковский

Киев угрожает Москве ракетами средней дальности

0
3970
Америка потратит на модернизацию ядерных вооружений около 500 млрд долларов

Америка потратит на модернизацию ядерных вооружений около 500 млрд долларов

Александр Шарковский

0
4829
Америка рвется в Арктику

Америка рвется в Арктику

Александр Тимохин

Когда Москве стоит ждать провокаций со стороны Вашингтона на Северном морском пути

0
21485

Другие новости

Загрузка...
24smi.org