0
4242
Газета Реалии Интернет-версия

23.09.2011 00:00:00

Экзамен на семи полигонах

Тэги: учения, реформа, экзамен


учения, реформа, экзамен Дмитрию Медведеву не привыкать руководить учениями.
Фото с официального сайта президента РФ

В минувший понедельник, 19 сентября началась активная фаза самых больших в этом году оперативно-стратегических учений «Центр-2011». Они пройдут под общим руководством президента России – Верховного главнокомандующего Дмитрия Медведева и продлятся до 27 сентября. Предварительные итоги маневров будут подведены в этот день на Чебаркульском полигоне, а окончательные – на специально созванном совещании руководящего состава Вооруженных сил в начале октября в Москве.

ОТ УРАЛА ДО ПАМИРА

Впечатляет размах маневров. По мнению начальника Генерального штаба Вооруженных сил России – первого заместителя министра обороны генерала армии Николая Макарова, которым он поделился перед началом маневров со столичными журналистами, они занимают пространство в 4,5 тыс. километров по фронту и столько же в глубину. Фактически от Уральских гор до Памира. В них принимают участие 12 тыс. солдат и офицеров, около 50 самолетов и вертолетов и до тысячи единиц боевой и специальной техники, а также 10 кораблей Каспийской флотилии и несколько судов обеспечения. А еще оперативные группы от МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и МЧС России, части и подразделения наших союзников по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Перевозку личного состава к местам боевых действий осуществили 116 воинских эшелонов. А различные этапы маневров организуются не только на российских полигонах и в данном случае главном среди них – Чебаркульском, но и на полигонах Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Там будут действовать совместные группировки войск – Коалиционные силы оперативного реагирования (КСОР) и Коллективные силы быстрого реагирования Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР). При этом в основу их действий, как сообщает Управление пресс-службы и информации Минобороны России, будут положены этапы проведения специальных операций по локализации вооруженных конфликтов в кризисном районе. В том числе предусматриваются розыгрыши эпизодов совместных действий сухопутных и морских группировок войск, поддержка их с воздуха истребительной и штурмовой авиацией, действиями зенитно-ракетных комплексов ПВО, спецчастями, региональными ОМОН и СОБР.

Тем не менее, несмотря на столь внушительные размеры территории, на которой будут проходить маневры, то количество боевой техники и людей, привлеченных к их проведению, а в ходе «боевых действий» в каждом военном округе призвали из запаса даже резервистов (только в Центральном – более тысячи человек – В.Л.), с ними провели занятия на той технике, на которой они должны воевать в случае реальной войны, большие воинские формирования, по словам генерала Макарова, к маневрам не привлекаются. Основной боевой единицей учений являются бригады. Действуют они по отдельным, напрямую не связанным с другими бригадами, задачам.

Как заявил НГШ, каждая из бригад должна быть готова выполнить от пятнадцати до восемнадцати боевых задач. Причем в ходе маневров они могут видоизменяться, а способность офицеров проявлять инициативу, смекалку и умение руководить подчиненными подразделениями как раз и продемонстрирует степень командирской зрелости воинских начальников. А заодно и результаты реформы вооруженных сил, придания им нового, более высокого качественного состояния. Одновременно в ходе проведения стратегических учений апробируются новые боевые уставы и наставления. По словам начальника Генштаба, за последние три года были полностью переработаны все старые руководящие документы, созданы 137 новых. Формы и методы ведения боевых действий решительно изменились, опыт вооруженных конфликтов последних двух десятков лет потребовал коренным образом пересмотреть подходы к организации боя и руководству подразделениями.

Новые уставы и наставления не отрицают тот опыт, который применялся ранее, но требуют сегодня от командира отказаться от старых шаблонов, проявлять разумную инициативу, не бояться ответственности и не оглядываться на решение старшего начальника, которое может сковывать его действия. Именно к этому и призывают новые боевые документы. Они написаны более ясным, жестким и конкретным языком, содержат четкие рекомендации и предоставляют командирам и начальникам полный простор для проявления собственной инициативы.

Как сказал генерал Макаров, у командиров появится больше простора для нее. «Каждый должен на своей должности, имея состав войск и сил, нести ответственность за их применение. Безусловно, какой-то план должен быть, утверждаться решения будут, но инициатива должна исходить именно от того командира, у которого есть войска и силы и на которого возложены определенные задачи», – заявил он. По словам НГШ, в новых руководящих документах будут прописаны только основные направления деятельности войск и сил при определенных обстоятельствах, конкретные же действия должен будет предпринимать сам командир. «Это сложно сделать, – заметил генерал армии, – но мы пытаемся это сделать, чтобы он как можно больше мыслил».

Начальник Генштаба отметил, что старые уставы предполагали прописывание вышестоящим начальником действий войск, находившихся по отношению к нему на две-три ступени ниже. «Практически всем, кто под ним находились, думать не надо было, просто слепо выполнять приказы», – сказал он. Теперь каждый командир бригады, батальона, роты и взвода будет сам принимать решение на бой в пределах своей компетенции. И, конечно, информировать о нем вышестоящего начальника.

«Мы специально заранее не раскрывали конкретный сценарий учений «Центр-2011» и планы отдельных эпизодов, – сказал нам генерал Макаров, – чтобы постановка задач для каждого командира бригады была своеобразным сюрпризом. И по тому, как он справится со своими обязанностями, и будем судить о его зрелости».

ГРОМКИЕ ПРЕЛЮДИИ

Оперативно-стратегические маневры «Центр-2011», кроме своей основной задачи проанализировать эффективность реформ, что интенсивно проводятся в Вооруженных силах в последние три года, являются логическим продолжением тех тактических и оперативно-тактических учений, что прошли или проходят и на других полигонах и морских акваториях летом и осенью нынешнего года.

Среди них июньские совместные оперативно-тактические командно-штабные учения «Шыгыс-2011», которые провели на территории Казахстана армии двух стран. В начале июля в Киргизии был организован оперативный сбор с приписным составом командования и штаба Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Затем на полигоне Ашулук прошли учения с боевой стрельбой Вооруженных сил государств – участников объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2011», где принимали участие зенитно-ракетные части Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В качестве наблюдателей офицеры Молдавии и Азербайджана, стран, которые, как известно, не входят ни в ОДКБ, ни в Объединенную систему ПВО СНГ. Но их интерес к проведению боевых стрельб системами С-300 и С-400 в принципе понятен. У Баку такие системы уже есть, Кишинев к ним только присматривается. Тем более что кроме одного дивизиона С-125 «Нева» более серьезных ЗРК у него нет.

С 12 по 16 сентября прошли учения ВДВ и Военно-транспортной авиации. С самолетов Ил-76МД сбросили 3 тыс. десантников на площадки приземления в Рязанской, Челябинской, Ивановской и Псковской областях и в Краснодарском крае. При этом десантирование проходило на скорости 300 км/час и с высоты в 600 метров, что, как знают специалисты, очень непросто. Но, как заявил исполняющий обязанности командующего ВТА, начальник штаба ВТА-первый зам командующего генерал-майор Владимир Бенедиктов, все экипажи с поставленной задачей справились.

Серьезные оперативно-тактические учения прошли и на Тихоокеанском побережье Камчатки и в акватории Японского, Охотского и Берингова моря, где морская пехота тихоокеанцев (500 морпехов на 50 БТР) с нескольких БДК высаживала десант на усиленно защищенный берег Авачинской бухты, заблаговременно «обработав» его из орудий ракетного крейсера «Варяг», больших противолодочных кораблей «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев», штурмовой авиацией. Эти же корабли, совершив переход из Владивостока к Петропавловску-Камчатскому, провели зенитно-ракетные стрельбы. А береговые войска полуострова, вернее, Северо-Восточной группировки войск, «отбивались» от вражеских кораблей ударами ракетных комплексов «Редут».

Примечательно здесь было то, что, по словам командира 155-й бригады морской пехоты полковника Игоря Бушмина, основная масса личного состава, действовавшая на этих учениях, была весеннего призыва. «Они занимались подготовкой к высадке на плав и показали свою выучку», – подчеркнул офицер. Как сказал командующий войсками и силами на северо-востоке контр-адмирал Константин Маклов, все привлеченные к учениям войска (а их здесь было тоже около 10 тысяч. – В.Л.) свои задачи выполнили.

Но, наверное, наиболее яркой прелюдией к стратегическим учениям «Центр-2011» стали совместные оперативно-тактические учения Белорусской армии и частей Западного военного округа, а также летчиков и воинов ПВО двух братских стран под названием «Щит Союза-2011». Масштаб их тоже впечатляет – в них участвуют свыше 30 соединений, частей и подразделений. Начались они, как уже сообщала «НВО» (№34 от 9 сентября), в минувшую пятницу, 16 сентября и продлились до нынешнего четверга, 22 сентября. Проходили сначала на Гороховецком полигоне в Нижегородской области, а потом под Астраханью, в Ашулуке. Руководили ими со стороны Минска – начальник Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии генерал-майор Петр Тихановский, со стороны Москвы – командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Аркадий Бахин. Участвовали в учениях 12 тыс. солдат и офицеров. От России – 7 тыс., от Белоруссии – 5 тыс. А еще до 200 единиц боевой техники, в их числе 100 танков и 50 летательных аппаратов – самолеты и вертолеты ударной, истребительной, армейской и военно-транспортной авиации.

Как утверждают в Минобороны России, «проведение учения на российской территории обусловлено стремлением РФ и Беларуси в одностороннем порядке ограничить крупномасштабную военную деятельность на границах НАТО и Союзного государства». Не давать повода, по словам одного из высокопоставленных офицеров, западным политикам упрекать Москву и Минск в агрессивности, как они это делали во время и после проведения маневров «Запад-2009». Тем более что в ходе активной фазы учений «Щит Союза» на фоне единой оперативной обстановки применялись силы и средства Воздушно-космической обороны и Сухопутных войск в интересах решения задач обеспечения военной безопасности Союзного государства. Замыслом учения также предусмотрена отработка вопросов применения региональной группировки войск. Но исключительно с оборонительными целями.

Такие же задачи решали на Ашулуке и объединенная группировка ПВО Союзного государства. Там радиотехнические подразделения обеспечивали контроль воздушной обстановки, сопровождение целей и выдачу целеуказаний. Зенитные ракетные подразделения частей вооруженных сил России и Белоруссии уничтожали высотные и маловысотные цели в сложной помеховой обстановке средствами ЗРК С-400, С-300ПС, С-300ПМ, С-300В, «Панцирь-С», «ОСА-АК», «Бук». Целями для них стали 40 мишенных комплексов типа «Кабан», «Пищаль», «Армавир», «Рейс», Е-95, «Дань», «Саман», которые представляют собой аналоги чужих истребителей, бомбардировщиков, баллистических и крылатых ракет и имитируют различные средства воздействия условного противника на региональную группировку войск (сил).

Противостоящие пэвэошникам летные экипажи в соответствии с планом боевого применения наносили удары по наземным целям со свободного маневра, а также осуществляли авиационную поддержку высадки воздушного десанта. В воздушном пространстве над районом боевых действий задействовались многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, фронтовые бомбардировщики Су-24М, дальние бомбардировщики Ту-22М3, истребители-перехватчики МиГ-31, а также модернизированные истребители Су-27СМ и МиГ-29 от Центра боевой подготовки и боевого применения, который возглавляет генерал-майор Владимир Градусов. Огневую поддержку общевойсковым подразделениям оказывали вертолеты армейской авиации Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-24, Ми-8.


Корабли Каспийской флотилии доставляют боевую технику на учения «Центр-2011».
Фото официального сайта Министерстваобороны РФ

АКЦЕНТ НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Анализ перечисленных учений, даже беглый и поверхностный, несмотря на весь их размах – от Гороховца до Авачинской бухты Камчатки и от Чебаркульского полигона до полигона «Ляур» под Душанбе – свидетельствует не только о желании подвести какие-то промежуточные итоги военной реформе. Проверить эффективность действий отдельных мотострелковых и танковых бригад со всей их многовидовой структурой и их командиров, но и, что особенно важно, – сделать какие-то оперативно-стратегические прикидки к 2014 году. Времени окончательного вывода американских и натовских войск из Афганистана.

Не случайно и территориальный акцент, и организационный (в маневрах «Центр-2011» активное участие принимают подразделения стран – участниц ОДКБ) сделан на Центральной Азии, куда после 2014 года могут хлынуть и уже готовят к этому почву многочисленные подразделения Талибана, «Аль-Каиды» и других реакционных исламских фундаменталистов.

«России следует ожидать активизации действия боевиков на границах государств Центральной Азии после вывода коалиционных сил из Ирака и Афганистана», – заявил на минувшей неделе в эфире радиостанции «Эхо Москвы» командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Владимир Чиркин. «Центральноазиатское стратегическое направление – это одно из взрывоопасных стратегических направлений на сегодняшний день. Угрозы сейчас идут с юга, и после вывода коалиционных сил из Ирака и Афганистана очень много боевиков, вполне возможно, начнут шкодничать на наших южных рубежах», – сказал он. «Там же и наркотрафик. Где наркотики, там и вооруженные бандиты, там и теракты, и все остальное. Поэтому ситуация неспокойная на этом стратегическом направлении», – пояснил генерал.

Военные не скрывают, что целью проведения стратегических учений «Центр-2011» являются выработка единых взглядов и подходов к созданию, функционированию и применению группировок войск (КСОР ОДКБ и КСБР в ЦАР) в случае возникновения вооруженных конфликтов в Центральноазиатском регионе, совершенствование навыков командующих и штабов в управлении войсками при переводе их с мирного на военное время, планировании специальных операций по перегруппировке войск на большие расстояния. В том числе и с применением специальных подразделений МВД, ФСБ, ФОС и МЧС.

Конечно, понятно, что противостоять религиозным экстремистам, террористам и наркокурьерам только силой оружия невозможно, нужен целый комплекс политических, экономических, социальных, специальных и иных мер. Но и укрепление военной безопасности – тоже не последняя спица в этом колесе. Без ОДКБ, их Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных сил быстрого развертывания ЦАР эту задачу не решить. И чем быстрее это поймут в столицах Центральной Азии, чем раньше станут беспокоиться не о сохранении своей личной власти, а о сохранении спокойствия и мира на этой земле, тем будет надежнее.

Что еще бросилось в глаза при анализе проходивших и проходящих учений? То, что нигде не упоминается ЕСУ ТЗ – единая система управления тактического звена, которая активно рекламировалась военным руководством в прошлом году. Видимо, она еще не созрела для активного использования войсками. Но, как сказал генерал Макаров, в ходе маневров «Центр-2011» будут применяться израильские БПЛА. Но без связи с ЕСУ ТЗ, с электронно-вычислительными комплексами артиллерии и ракетных войск, с сетецентрическими системами их КПД, как можно понять, окажется слишком низким. И это еще одна нерешенная проблема нового качественного состояния нашей армии.

А что до экзамена, который сегодня сдают воины и командиры России и других стран ОДКБ на Чебаркульском и Центральноазиатских полигонах, то это только проверка их боевого мастерства и умения управлять войсками с применением не очень современных систем и средств обеспечения боя. Главный экзамен после учений «Центр-2011» будут сдавать политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1037
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1242
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1697
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1388

Другие новости