0
3342
Газета Реалии Интернет-версия

28.10.2011 00:00:00

Полет на день рождения и обратно

Тэги: россия, киев


россия, киев Пресс-конференция Анатолия Сердюкова и Михаила Ежеля по итогам визита российского министра в Украину.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На минувшей неделе министр обороны России Анатолий Сердюков слетал на один день в Киев. Повод был, конечно, частный. 19 октября министру обороны Украины адмиралу Михаилу Ежелю исполнилось 59 лет. И хотя можно было поздравить коллегу по телефону и праздничной телеграммой, московский гость счел своим долгом лично обнять коллегу и высказать ему в глаза самые добрые слова и пожелания.

ПОЛЬЗУЯСЬ СЛУЧАЕМ

Пресс-служба украинского военного ведомства сообщила на своем сайте: «Користуючись нагодою, МЁнЁстр оборони РосЁйсько© ФедерацЁ© привЁтав свого укра©нського колегу з днем народження, побажавши йому мЁцного здоров’я, вдачЁ та здЁйснення усЁх планЁв». Переводить, наверное, не надо. Но для тех, кто не понимает украинский (а такие отдельные личности среди нас встречаются), попробую переложить эту цитату на родной язык: «Пользуясь случаем, министр обороны Российской Федерации поздравил своего коллегу с днем рождения, пожелал ему крепкого здоровья, удачи и исполнения всех планов». А зацепились мы за эту фразу потому, что считаем, она не очень точна.

Анатолий Сердюков, по нашему мнению, не «пользовался случаем», а прилетел в Киев специально ко дню рождения Михаила Ежеля, чтобы совместить сразу два важных дела. Поздравить не только своего коллегу, но и товарища, с которым в этом году встречался уже дважды и даже совершил грандиозный вояж на Камчатку и Тихий океан, где когда-то почти полностью прошла офицерская служба и офицерская молодость Михаила Брониславовича Ежеля. И, что называется, сверить часы – поговорить о военных и военно-технических связях между двумя ведомствами, о свершившихся и до сих пор не выполненных планах. Они, как знают наши читатели, довольно обширные. Мы о них подробно писали в материалах «Полет к океану и обратно» (см. «НВО» № 8 от 04.03.11) и «Ответный визит» (см. «НВО» № 17 от 13.05.11). Что изменилось с тех пор в отношениях между двумя министерствами и армиями?

Если коротко отвечать на этот вопрос, то многое. Прошли совместные учения как на территории России (кстати, первые за послесоветский период), так и на территории Украины (в них приняли участие в том числе и белорусские военнослужащие). Снято напряжение в Севастополе и его окрестностях по поводу передвижения российской боевой техники и личного состава. «Студенческое братство» не так часто, как раньше, стало осаждать маяки Черноморского флота (последний раз в августе этого года), решены и другие проблемы.

Кстати, по поводу маяков. Рассказывая о результатах визита Анатолия Сердюкова в Киев, на страницах газеты «Комсомольская правда на Украине» высказался посол России в Незалежной Михаил Зурабов. Он сообщил, что «подписание соглашений по использованию военными ЧФ РФ украинских маяков и гидрографических объектов, расположенных в Крыму, ожидается уже в ближайшее время». «Сейчас подход в использовании навигационной инфраструктуры уже согласован, – заявил посол. – Решение найдено, и отрабатываются детали. Использование маяков, инфраструктуры, объектов гидрографии, конечно, является проблемой в работе флотов, но в ближайшее время мы сможем ознакомить общественность с нашими решениями». Фигура умолчания здесь, надо думать, не случайна.

Известно, что 2 августа Хозяйственный суд Крыма в нарушение норм международного права, которые не позволяют местным судам подвергать сомнению международные договоренности, в том числе и Большой договор между Россией и Украиной по поводу базирования Черноморского флота, подтвердил законность решений Севастопольского апелляционного суда от 11 сентября 2006 года и Хозяйственного суда Крыма от 16 октября того же года о передаче Украине маяков Черноморского флота, в связи с чем департаменту государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины поручено приступить к изъятию пяти маяков у российских военных. Но этого пока, слава богу, не происходит. Здравый смысл требует от украинских властей не обострять отношения с Россией до такой степени, как этого хотят некоторые националистически настроенные чиновники в Крыму или в Киеве.

ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ

Такие настроения, видимо, как раз и мешают министрам Сердюкову и Ежелю решить давно назревшие проблемы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Например, договориться раз и навсегда о процедуре замены старых кораблей, боевой техники и вооружений Черноморского флота на новые. Решено, что будут менять баш на баш. Ни одной единицы техники, ни одного моряка и офицера сверх того, что обозначено в российско-украинском договоре, в приложении к нему и что есть на сегодняшний день, – не будет. Да и России сейчас, грубо говоря, нечего отправить в Севастополь, разве что новые самолеты, так как новые корабли и дизельные подводные лодки только строятся.

Планируется, что до 2020 года Черноморский флот пополнится двумя сторожевыми кораблями Балтфлота проекта 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», шестью фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Касатонов», дизельными подводными лодками проекта 677 «Севастополь» и проекта 636М (всего пять-шесть НАПЛ), малыми ракетными кораблями проекта 21631 и корветами проекта 20380 «Проворный». Руководство ВМФ намерено довести к 2030 году численность современных кораблей на флоте до 35–40 единиц.

Сегодня же состояние ЧФ, по оценке экспертов, плачевное. За 15 последних лет он уменьшился в 10 раз. Если в 1991 году здесь было 835 кораблей всех классов, в 1992–1993 годах – 400. А после раздела флота на плаву осталось лишь около 35 кораблей. При этом большинство судов – постройки 50–60-х годов прошлого века. Самому молодому кораблю «Самум» тоже уже больше 20 лет. Флагману ракетному крейсеру «Москва» – больше 40 лет. Про возраст остальных кораблей и говорить не хочется. Их нужно срочно менять. Правда, есть сильное подозрение, что новые корабли построят раньше, чем появится разрешение украинского правительства провести замену «старья».

Слишком много придирок, как говорят эксперты, к этому процессу исходит из украинской столицы. Тут и представление полного перечня всех видов вооружений, которые будут находиться на кораблях (со всеми их тактико-техническими характеристиками) и требование каждый выход в море или организацию полетов согласовывать с местными властями, обслуживать, ремонтировать и обеспечивать корабли всем необходимым тоже только силами украинских предприятий и фирм┘ При этом о социально-экономическом развитии населенных пунктов, в которых дислоцируются российские гарнизоны, также должна заботиться Москва.

Никто не против этих предложений. Но надо все же наконец-то принимать решение, вводить его в повседневную практику. Об этом на пресс-конференции по итогам визита в Киев говорил и Анатолий Сердюков. «Нам хотелось бы, чтобы работа по документам, касающимся Черноморского флота, шла быстрее», – заметил он.

Это касается и вопроса с арендой наземного испытательного тренировочного комплекса летчиков палубной авиации (НИТКА) в Саках, под Севастополем. «На переговорах с министром обороны Украины Михаилом Ежелем, – сказал на уже упомянутой пресс-конференции Сердюков, – мы обсудили перспективы использования комплекса НИТКА. Российская сторона предложила взять его в аренду. Минобороны России готово модернизировать этот комплекс и совместно с украинской стороной его использовать».

Правда, Украине он, по большому счету, из-за отсутствия авианосцев и их перспективы – ни к чему. Поспекулировать интересом к нему Индии и Китая тоже, увы, не получается. И Дели, и Пекин строят свои комплексы. А НИТКА действительно нуждается в срочной реставрации и модернизации. (Подробнее об этом в статье «Ответный визит» № 17.) Все документы для этого подготовлены, они лежат в Киеве, на Грушевского, где расположен кабинет министров. Но опять же┘ Как говорится, ни себе ни людям.

МЕЛАНЖ – НА ВЫВОЗ

О непонятной затяжке с решением этих проблем ни украинские, ни российские информационные агентства ничего не сообщали. Как никто не обмолвился и о том, что подарил Анатолий Эдуардович Михаилу Брониславовичу на день рождения. Но некоторые утечки все же в прессу поступили. Например, о том, что адмирал опять настойчиво предлагал Сердюкову купить недостроенный крейсер, который когда-то носил имя «Адмирал флота Лобов», потом «Украина», а сейчас стоит на Николаевском заводе 61-го коммунара без названия. Российский министр опять это предложение вежливо отклонил.

Говорят, Михаил Ежель убеждал своего гостя вернуться к использованию в интересах российской ПРО радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении в Мукачеве и под Севастополем, что тоже не вызвало энтузиазма у москвича. РЛС находятся в таком запущенном и руинированном состоянии, что их дешевле снести и построить новые. И к тому же потребность в них давно отпала – сейчас их задачу выполняют СПРН в Лехтуси и Армавире. А вот где интересы обеих армий и стран совпадают, так это в совместном производстве военно-транспортного самолета Ан-70.

Москва и Киев в будущем году должны внести в его создание соответственно 85,1 и 60,2 млн. долл. Закупка «семидесятых» заложена в российской госпрограмме вооружений до 2020 года, и Россия готова приобрести более 60 таких лайнеров. Украина только 20. Она уже имеет три машины, собранные на собственных предприятиях, но серийное производство их можно организовать только на российских заводах – в Воронеже или в Омске. Дело – за украинским правительственным решением. Но его все нет. Кто-то опять почему-то тянет с ним в столице Незалежной. Почему тянет, остается только догадываться.

Тянут в Киеве и с решением о направлении в российские военные вузы украинских офицеров и курсантов. Россия готова на безвозмездной основе обучать почти 500 военнослужащих братской страны. Но кое-кто в руководстве Незалежной очень ревностно относится к такой перспективе. Отправить своих хлопцев на Запад – в Италию, США, Германию, Англию, в другие страны НАТО – это с большим удовольствием, а в Москву, Воронеж или в Санкт-Петербург – как-то стремно, это не европейский вектор развития.

Ничего, что там, на Западе и, в частности, в Европейском союзе, относятся к желанию некоторых киевских политиков быстрее стать европейцами (можно подумать, что Украина находится не в Европе) достаточно прохладно и уклончиво, как к просьбам старой любовницы наконец-то официально оформить отношения. Сначала ей обещали, что это будет сделано, как только вырастут дети, – нехорошо бросать их, не поставив на ноги. Потом ссылались на то, что заболела жена, – неприлично оставлять женщину в таком бедственном положении. Затем находятся и другие причины. А то, что годы идут и идут и кто-то не может завести семью и в одиночестве продолжает встречать Рождество и Новый год, это, конечно, жаль, только вот┘

Но вернемся к визиту Анатолия Сердюкова в Киев. Пожалуй, единственное, о чем, как сообщают информационные агентства, реально договорились два министра обороны, это о вывозе в Россию агрессивного и ядовитого ракетного топлива – меланжа, 700 тонн которого еще оставалось в Украине после ликвидации размещенного на ее территории стратегического ракетного оружия. Правда, переработку и утилизацию меланжа придется проводить на российских предприятиях под контролем украинских специалистов. И это нормально.

А что до отложенных проектов, то еще не вечер. Надо утешать себя максимой, что серьезные дела быстро не делаются. Что нам еще остается?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
973
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1172
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1482
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1079

Другие новости