0
3877
Газета Реалии Интернет-версия

03.11.2011 00:00:00

Не надо паники, господа!


Противокорабельные ракеты «БраМос» стали символом российско-индийского сотрудничества.
Фото Reuters

На прошедшей неделе произошло два события. С плюсом и с минусом. Начнем с грустного. Как сообщил Интерфакс-АВН со ссылкой на источники в Дели, Министерство обороны Индии приняло решение закупить вместо российских ударных вертолетов Ми-28Н американские вертолеты AH-64D Apache Longbow. Решение о покупке «Апачей», утверждает агентство, было принято по итогам тендера на поставку 22 боевых машин после сравнительных испытаний двух машин, проведенных в конце 2010 года.

Те испытания включали в себя учебные стрельбы из вертолетного оружия. Apache, судя по всему, индийской стороне понравился больше. Представитель Западного авиационного командования в Дели заявил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».

Второе событие более оптимистичное – третий в нынешнем году пуск морской стратегической ракеты РСМ-30 «Булава» с борта родного для нее ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» «Юрия Долгорукого», который прошел в минувшую пятницу, из акватории Белого моря на камчатский полигон Кура, закончился успешно. Как сообщил руководитель Управления информации и пресс-службы Минобороны России полковник Игорь Конашенков, все боеголовки ракеты достигли указанных целей.

Эти два события – провал Ми-28Н на тендере в Индии и очередной успешный пуск «Булавы» – роднит, может, не бросающаяся в глаза, но реальная внутренняя логика. Мы к ней обязательно вернемся. А сейчас о том, почему наш вертолет проиграл соревнование со своим американским конкурентом и что из этого следует.

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

Но сначала о том, как в родном отечестве, в его московских СМИ, как печатных, так и электронных, было встречено сообщение о поражении Ми-28Н. Некоторые коллеги, как это сегодня принято, считающие, что хорошо разбираются во всем на свете – от производства и торговли оружием, до футбола, медицины и культуры, тут же безапелляционно запели заупокойную российско-индийскому военно-техническому сотрудничеству. «Россия теряет индийский рынок», – сообщила одна газета. Другая проинформировала своих читателей, что «Москва опять проиграла Дели Вашингтону». Третья перечислила все неудачи российских экспортеров оружия и боевой техники, а также поставщиков вооружений на индийском направлении. Вспомнила о затянувшейся модернизации и ремонте авианесущего крейсера «Викрамадитья» («Адмирал флота Горшков»), о провале в тендере на 126 многофункциональных истребителей для индийских ВВС на сумму в 10 млрд. долл. отечественного истребителя МиГ-35, об отказе Дели покупать российские противолодочные и разведывательно-поисковые самолеты Ил-38, о проблемах с передачей в лизинг индийцам многострадальной атомной подводной лодки 971 проекта «Нерпа»┘

Словом, плач Ярославны, и только. Сплошной непрекращающийся кризис и провал за провалом. И никому почему-то не пришло в голову сказать о том же «Викрамадитье», который в будущем году выходит на ходовые испытания, об авиационном крыле для этого корабля – двух десятках многофункциональных истребителей МиГ-29К/КУБ, которые уже поставлены Дели и которые осваивают индийские летчики, о шести фрегатах класса Talwar, вооруженных противокорабельными сверхзвуковыми ракетами Klub, три из которых уже переданы индийским морякам, а еще три строятся на Прибалтийской верфи «Янтарь» в Калининграде, о дизельных подводных лодках класса «Кило», которые проходят модернизацию в Северодвинске, получая в качестве ударного вооружения те же противокорабельные ракеты Klub┘

А еще о трех с половиной сотнях наших танков Т-90С, которые с успехом осваивают индийцы и просят построить им еще полторы тысячи таких машин, о гордости индийских ВВС полуторы сотни российских истребителей Су-30 МКИ, о наших самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ил-76 с израильской антенной «Фалькон», которые летают над субконтинентом, о совместном производстве сверхзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос», о┘

Впрочем, довольно. Перечислять совместные проекты, в том числе и такие как создание истребителя пятого поколения, можно бесконечно долго. Только две цифры, чтобы было очевидно, что никакого кризиса, вопреки сетованиям некоторых коллег, в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве нет и не предвидится. 60% всего военного импорта Индии приходится на Россию. Наша страна зарабатывает на оружейном экспорте в эту страну до 5–6 млрд. долл. ежегодно. Вот такие «потери индийского оружейного рынка»!

НО ПОРАЖЕНЬЯ ОТ ПОБЕДЫ ТЫ САМ НЕ ДОЛЖЕН ОТЛИЧАТЬ

И все же. Вернемся к вопросу, почему потерпел поражение наш всепогодный ударный вертолет Ми-28Н. Вспомним заявление анонимного представителя Западного авиационного командования в Дели, на которое ссылается Интерфакс-АВН. Он говорил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».

Если перевести на нормальный язык эти слова (повышенные возможности и всепогодность), то становится очевидно (а специалисты это подтвердят), что у Ми-28Н все эти качества тоже присутствуют в полном объеме. Другое дело, что у «двадцать восьмого», как, впрочем, у каждой машины действительно есть свои недостатки, которые могли вызвать у индийских летчиков определенную досаду. Например, не очень эффективная работа антенного комплекса. Вертолет называется «Ночным охотником», и сбои именно в работе в темное время суток, конечно же, не могут не сказаться на его репутации. Организаторы тендера, как сообщается, выдвинули еще около 20 замечаний по русской «вертушке», которые, по их словам, и не позволили ей стать победителем соревнования на поставку в индийскую армию.

Все они в той или иной мере справедливы. Но, по мнению, многих военных экспертов, вряд ли сыграли решающую роль в определении победителя тендера. В конце концов, и работу бортового антенного комплекса и ночных прицелов можно было улучшить в процессе подготовки вертолета Ми-28Н к поставкам в индийскую армию. В том числе и с привлечением к этому процессу зарубежных компаний и иностранного оборудования. Не исключаю, что, выдвигая эту «вертушку» на индийский тендер, наши специалисты на такой поворот событий как раз и надеялись. Как это было, к примеру, сделано на многофункциональном истребителе Су-30МКИ, где в бортовом оборудовании есть французская, израильская и индийская аппаратура. Что только повысило боевые возможности самолета. Можно было провести такой апгрейд и с «Ночным охотником». Но в Дели делать этого не захотели. Почему?

Основных причин, на наш взгляд, несколько. Главная из них, которая привела к выбору AH-64D, а не Ми-28Н, заключалась в том, что русский «Охотник» только-только начал поступать в собственную армию – ВВС России насчитывают сегодня не больше трех десятков таких машин. Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил страны генерал армии Николай Макаров, в войска ежегодно должны будут поставляться по 15 подобных вертолетов, и первая часть поставок завершится только в 2015 году. Получается, что индийские ВВС должны будут ждать окончания этого срока, после которого российские заводы начнут делать машины для Дели. А это их совсем не устраивает.

Тот же Apache производится скоро уже 30 лет, а его новая версия AH-64D Apache Longbow – целых 20 лет. Всех «Апачей» различных моделей насчитывается более тысячи единиц. Эта машина представляет собой сегодня основную ударную силу вертолетной авиации армии США. В 2006 году начата ее серьезная модернизация, которая должна повысить эффективность применения вертолета. Пентагон намеревается в ближайшее время провести через данный процесс почти три сотни AH-64D. Не факт, что в Индию будут продаваться самые последние его версии, но и предыдущие тоже представляют собой весьма удачную покупку. Так что тут индийские генералы, наверное, не прогадали.


Индийским генералам нравятся российские истребители.
Фото Виктора Литовкина

Есть и еще одна весомая причина, почему они при приблизительно равных боевых качествах Ми-28Н «Ночной охотник» и AH-64D Apache Longbow выбрали американца. Она заключается в том, что Дели реализует сегодня принцип «не складывать все яйца в одну корзину». И к закупкам боевой техники подходит диверсифицированно. В таком подходе есть свои недостатки – например, появляется потребность в самых разных принципах обслуживания боевых машин, в разном их ремонте, модернизации и поставках запасных частей, что весьма обременительно и для экономики, и для армии. Но с другой стороны, Индия не становится заложницей интересов того или иного, но одного государства.

Сейчас до 70–80% боевой техники, стоящей на вооружении индийской армии, советского или российского производства. Сложные процессы, проходящие в оборонно-промышленном комплексе России – технологическое перевооружение, рост цен на поставку материалов и комплектующих, на энергозатраты, подготовку и обновление квалифицированного технического персонала – все это отражается на выполнении военных контрактов, которые заключил Дели с Москвой. На их частной затяжке и на качестве поставляемой продукции. В Индии совершенно справедливо не хотят столь тесно зависеть от затянувшейся перестройки отечественного ОПК. И, наверное, в этом они правы.

НАШИ КОЗЫРИ

Но с другой стороны, это не значит, что в Дели отказываются от старого и проверенного партнера по военно-техническому сотрудничеству. Такого, как Москва. У России есть несомненное преимущество перед всеми поставщиками боевой техники из любой страны мира. Во-первых, это 50 с лишним лет такого очень тесного сотрудничества, с его огромным опытом достижений и недостатков, где успехов было несравненно больше, чем проблем. А во-вторых, что, пожалуй, главное – Россия никогда не ставила зависимость поставок своих вооружений, продажу лицензий на их производство на местных предприятиях, их модернизацию от уступок Индии по тем или иным внешнеполитическим вопросам. Что, в принципе, регулярно делает Вашингтон.

Но если опять вернуться непосредственно к тендеру на вертолеты, то надо вспомнить. Летом нынешнего года на Международной авиакосмической выставке МАКС-2011 в подмосковном Жуковском индийская сторона подписала с российским «Рособоронэкспортом» контракт на поставку в Дели 80 военно-транспортных вертолетов Ми-17. Кроме того, сейчас в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5 млрд. долл. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47f Chinook, а во втором – Ка-226Т и Eurocopter AS550. И шансы отечественных машин на победу в них очень велики.

К примеру, Ми-26Т может перевозить до 20 тонн груза, а Chinook только 13,5 тонны внутри фюзеляжа или 14,5 тонны на внешней подвеске. Известны случаи, когда в Афганистане наш Ми-26 вытаскивал из горных расщелин подбитые американский вертолет CH-47 и AS-532. Очень хорош и легкий отечественный вертолет Ка-226Т. Особенно по уникальной модульной возможности быстро менять свое предназначение. Использоваться для спасения терпящих бедствие на суше или на море, в горах или в джунглях или стать скорой медицинской помощью, патрулировать особо охраняемые зоны и десантировать специальные подразделения на необорудованные для этого площадки, перевозить небольшие грузы на внешней подвеске или внутри кабины.

Его исключительная точность висения, превосходная маневренность и управляемость, отличная энерговооруженность, неприхотливость эксплуатации и обслуживания, компактность превосходят подобные технические качества любого аналогичного вертолета. (Подробнее «НВО» № 40 от 21–27.10). А если учесть относительно низкие расходы на закупку и обслуживание этой машины, то становится понятным, что его шансы на победу в индийском конкурсе достаточно велики.

Правда, решать, кому или точнее чему, какой машине отдать предпочтение с учетом всех сопутствующих факторов, конечно же, руководству индийских ВВС. В Москве не сомневаются, что выбор у Дели будет разумным и правильным.

А сейчас несколько слов о логике событий, которая связала между собой Ми-28Н и «Булаву». Что общего между ними? По-моему, определенные неудачи, которые сначала преследовали «Булаву», а теперь настигли «Ночного охотника». Правда, неудачи эти разные по своей сути. «Булаву» и ее создателей – Московский институт теплотехники (МИТ), его руководителей – за что только не критиковали?! И за то, что они взялись не за свое дело – МИТ никогда не делал морских стратегических ракет. И за то, что они чуть ли не обманным путем перехватили контракт на такую ракету у ГРЦ имени Макеева, который именно морскими ракетами всегда и занимался. И за то, что они обещали сделать универсальную (наземную и морскую одновременно) ракету, но не сделали┘ Много чего было.

Только люди, что называется, стиснув зубы и изредка отбиваясь от особо назойливых критиканов, делали свое дело. Заодно обновляли производство, вводили жесткий технологический контроль за поступающим на сборку комплектующими, за работой инженеров и техников, создающих ракету, за многими другими процессами┘ И «Булава» полетела туда, куда надо. Из 17 пусков только семь неудачных.

Есть шанс, что в начале будущего года она вместе с собственными носителями – «Юрием Долгоруким» и «Александром Невским» – наконец-то войдет в боевой строй, будут приняты на вооружение и начнет нести боевое дежурство по защите национальных интересов страны.

Не надо удивляться неудачам, посыпать голову пеплом, а тем более злорадствовать по этому поводу. Если вспомнить, в советское время самые сегодня легендарные «стратеги» – «Стилет» и «Воевода», морские в том числе, – начинали нормально летать после двадцатого-тридцатого пуска. И что? Они достойно сыграли и продолжают играть свою роль сдерживания возможного агрессора.

Так и с «Ночным охотником». Неудача в индийском тендере, надо думать, заставит его создателей более внимательно подойти к тем замечаниям, которые сделали ему индийские летчики. Добиться их исправления. Тендеров на его вертолетном веку будет много. На Индии свет клином не сошелся. Есть надежда, что победа Ми-28Н в других соревнованиях не за горами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2337
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1550
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1177

Другие новости