Противокорабельные ракеты «БраМос» стали символом российско-индийского сотрудничества.
Фото Reuters
На прошедшей неделе произошло два события. С плюсом и с минусом. Начнем с грустного. Как сообщил Интерфакс-АВН со ссылкой на источники в Дели, Министерство обороны Индии приняло решение закупить вместо российских ударных вертолетов Ми-28Н американские вертолеты AH-64D Apache Longbow. Решение о покупке «Апачей», утверждает агентство, было принято по итогам тендера на поставку 22 боевых машин после сравнительных испытаний двух машин, проведенных в конце 2010 года.
Те испытания включали в себя учебные стрельбы из вертолетного оружия. Apache, судя по всему, индийской стороне понравился больше. Представитель Западного авиационного командования в Дели заявил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».
Второе событие более оптимистичное – третий в нынешнем году пуск морской стратегической ракеты РСМ-30 «Булава» с борта родного для нее ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» «Юрия Долгорукого», который прошел в минувшую пятницу, из акватории Белого моря на камчатский полигон Кура, закончился успешно. Как сообщил руководитель Управления информации и пресс-службы Минобороны России полковник Игорь Конашенков, все боеголовки ракеты достигли указанных целей.
Эти два события – провал Ми-28Н на тендере в Индии и очередной успешный пуск «Булавы» – роднит, может, не бросающаяся в глаза, но реальная внутренняя логика. Мы к ней обязательно вернемся. А сейчас о том, почему наш вертолет проиграл соревнование со своим американским конкурентом и что из этого следует.
ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
Но сначала о том, как в родном отечестве, в его московских СМИ, как печатных, так и электронных, было встречено сообщение о поражении Ми-28Н. Некоторые коллеги, как это сегодня принято, считающие, что хорошо разбираются во всем на свете – от производства и торговли оружием, до футбола, медицины и культуры, тут же безапелляционно запели заупокойную российско-индийскому военно-техническому сотрудничеству. «Россия теряет индийский рынок», – сообщила одна газета. Другая проинформировала своих читателей, что «Москва опять проиграла Дели Вашингтону». Третья перечислила все неудачи российских экспортеров оружия и боевой техники, а также поставщиков вооружений на индийском направлении. Вспомнила о затянувшейся модернизации и ремонте авианесущего крейсера «Викрамадитья» («Адмирал флота Горшков»), о провале в тендере на 126 многофункциональных истребителей для индийских ВВС на сумму в 10 млрд. долл. отечественного истребителя МиГ-35, об отказе Дели покупать российские противолодочные и разведывательно-поисковые самолеты Ил-38, о проблемах с передачей в лизинг индийцам многострадальной атомной подводной лодки 971 проекта «Нерпа»┘
Словом, плач Ярославны, и только. Сплошной непрекращающийся кризис и провал за провалом. И никому почему-то не пришло в голову сказать о том же «Викрамадитье», который в будущем году выходит на ходовые испытания, об авиационном крыле для этого корабля – двух десятках многофункциональных истребителей МиГ-29К/КУБ, которые уже поставлены Дели и которые осваивают индийские летчики, о шести фрегатах класса Talwar, вооруженных противокорабельными сверхзвуковыми ракетами Klub, три из которых уже переданы индийским морякам, а еще три строятся на Прибалтийской верфи «Янтарь» в Калининграде, о дизельных подводных лодках класса «Кило», которые проходят модернизацию в Северодвинске, получая в качестве ударного вооружения те же противокорабельные ракеты Klub┘
А еще о трех с половиной сотнях наших танков Т-90С, которые с успехом осваивают индийцы и просят построить им еще полторы тысячи таких машин, о гордости индийских ВВС полуторы сотни российских истребителей Су-30 МКИ, о наших самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ил-76 с израильской антенной «Фалькон», которые летают над субконтинентом, о совместном производстве сверхзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос», о┘
Впрочем, довольно. Перечислять совместные проекты, в том числе и такие как создание истребителя пятого поколения, можно бесконечно долго. Только две цифры, чтобы было очевидно, что никакого кризиса, вопреки сетованиям некоторых коллег, в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве нет и не предвидится. 60% всего военного импорта Индии приходится на Россию. Наша страна зарабатывает на оружейном экспорте в эту страну до 5–6 млрд. долл. ежегодно. Вот такие «потери индийского оружейного рынка»!
НО ПОРАЖЕНЬЯ ОТ ПОБЕДЫ ТЫ САМ НЕ ДОЛЖЕН ОТЛИЧАТЬ
И все же. Вернемся к вопросу, почему потерпел поражение наш всепогодный ударный вертолет Ми-28Н. Вспомним заявление анонимного представителя Западного авиационного командования в Дели, на которое ссылается Интерфакс-АВН. Он говорил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».
Если перевести на нормальный язык эти слова (повышенные возможности и всепогодность), то становится очевидно (а специалисты это подтвердят), что у Ми-28Н все эти качества тоже присутствуют в полном объеме. Другое дело, что у «двадцать восьмого», как, впрочем, у каждой машины действительно есть свои недостатки, которые могли вызвать у индийских летчиков определенную досаду. Например, не очень эффективная работа антенного комплекса. Вертолет называется «Ночным охотником», и сбои именно в работе в темное время суток, конечно же, не могут не сказаться на его репутации. Организаторы тендера, как сообщается, выдвинули еще около 20 замечаний по русской «вертушке», которые, по их словам, и не позволили ей стать победителем соревнования на поставку в индийскую армию.
Все они в той или иной мере справедливы. Но, по мнению, многих военных экспертов, вряд ли сыграли решающую роль в определении победителя тендера. В конце концов, и работу бортового антенного комплекса и ночных прицелов можно было улучшить в процессе подготовки вертолета Ми-28Н к поставкам в индийскую армию. В том числе и с привлечением к этому процессу зарубежных компаний и иностранного оборудования. Не исключаю, что, выдвигая эту «вертушку» на индийский тендер, наши специалисты на такой поворот событий как раз и надеялись. Как это было, к примеру, сделано на многофункциональном истребителе Су-30МКИ, где в бортовом оборудовании есть французская, израильская и индийская аппаратура. Что только повысило боевые возможности самолета. Можно было провести такой апгрейд и с «Ночным охотником». Но в Дели делать этого не захотели. Почему?
Основных причин, на наш взгляд, несколько. Главная из них, которая привела к выбору AH-64D, а не Ми-28Н, заключалась в том, что русский «Охотник» только-только начал поступать в собственную армию – ВВС России насчитывают сегодня не больше трех десятков таких машин. Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил страны генерал армии Николай Макаров, в войска ежегодно должны будут поставляться по 15 подобных вертолетов, и первая часть поставок завершится только в 2015 году. Получается, что индийские ВВС должны будут ждать окончания этого срока, после которого российские заводы начнут делать машины для Дели. А это их совсем не устраивает.
Тот же Apache производится скоро уже 30 лет, а его новая версия AH-64D Apache Longbow – целых 20 лет. Всех «Апачей» различных моделей насчитывается более тысячи единиц. Эта машина представляет собой сегодня основную ударную силу вертолетной авиации армии США. В 2006 году начата ее серьезная модернизация, которая должна повысить эффективность применения вертолета. Пентагон намеревается в ближайшее время провести через данный процесс почти три сотни AH-64D. Не факт, что в Индию будут продаваться самые последние его версии, но и предыдущие тоже представляют собой весьма удачную покупку. Так что тут индийские генералы, наверное, не прогадали.
Индийским генералам нравятся российские истребители. Фото Виктора Литовкина |
Есть и еще одна весомая причина, почему они при приблизительно равных боевых качествах Ми-28Н «Ночной охотник» и AH-64D Apache Longbow выбрали американца. Она заключается в том, что Дели реализует сегодня принцип «не складывать все яйца в одну корзину». И к закупкам боевой техники подходит диверсифицированно. В таком подходе есть свои недостатки – например, появляется потребность в самых разных принципах обслуживания боевых машин, в разном их ремонте, модернизации и поставках запасных частей, что весьма обременительно и для экономики, и для армии. Но с другой стороны, Индия не становится заложницей интересов того или иного, но одного государства.
Сейчас до 70–80% боевой техники, стоящей на вооружении индийской армии, советского или российского производства. Сложные процессы, проходящие в оборонно-промышленном комплексе России – технологическое перевооружение, рост цен на поставку материалов и комплектующих, на энергозатраты, подготовку и обновление квалифицированного технического персонала – все это отражается на выполнении военных контрактов, которые заключил Дели с Москвой. На их частной затяжке и на качестве поставляемой продукции. В Индии совершенно справедливо не хотят столь тесно зависеть от затянувшейся перестройки отечественного ОПК. И, наверное, в этом они правы.
НАШИ КОЗЫРИ
Но с другой стороны, это не значит, что в Дели отказываются от старого и проверенного партнера по военно-техническому сотрудничеству. Такого, как Москва. У России есть несомненное преимущество перед всеми поставщиками боевой техники из любой страны мира. Во-первых, это 50 с лишним лет такого очень тесного сотрудничества, с его огромным опытом достижений и недостатков, где успехов было несравненно больше, чем проблем. А во-вторых, что, пожалуй, главное – Россия никогда не ставила зависимость поставок своих вооружений, продажу лицензий на их производство на местных предприятиях, их модернизацию от уступок Индии по тем или иным внешнеполитическим вопросам. Что, в принципе, регулярно делает Вашингтон.
Но если опять вернуться непосредственно к тендеру на вертолеты, то надо вспомнить. Летом нынешнего года на Международной авиакосмической выставке МАКС-2011 в подмосковном Жуковском индийская сторона подписала с российским «Рособоронэкспортом» контракт на поставку в Дели 80 военно-транспортных вертолетов Ми-17. Кроме того, сейчас в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5 млрд. долл. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47f Chinook, а во втором – Ка-226Т и Eurocopter AS550. И шансы отечественных машин на победу в них очень велики.
К примеру, Ми-26Т может перевозить до 20 тонн груза, а Chinook только 13,5 тонны внутри фюзеляжа или 14,5 тонны на внешней подвеске. Известны случаи, когда в Афганистане наш Ми-26 вытаскивал из горных расщелин подбитые американский вертолет CH-47 и AS-532. Очень хорош и легкий отечественный вертолет Ка-226Т. Особенно по уникальной модульной возможности быстро менять свое предназначение. Использоваться для спасения терпящих бедствие на суше или на море, в горах или в джунглях или стать скорой медицинской помощью, патрулировать особо охраняемые зоны и десантировать специальные подразделения на необорудованные для этого площадки, перевозить небольшие грузы на внешней подвеске или внутри кабины.
Его исключительная точность висения, превосходная маневренность и управляемость, отличная энерговооруженность, неприхотливость эксплуатации и обслуживания, компактность превосходят подобные технические качества любого аналогичного вертолета. (Подробнее «НВО» № 40 от 21–27.10). А если учесть относительно низкие расходы на закупку и обслуживание этой машины, то становится понятным, что его шансы на победу в индийском конкурсе достаточно велики.
Правда, решать, кому или точнее чему, какой машине отдать предпочтение с учетом всех сопутствующих факторов, конечно же, руководству индийских ВВС. В Москве не сомневаются, что выбор у Дели будет разумным и правильным.
А сейчас несколько слов о логике событий, которая связала между собой Ми-28Н и «Булаву». Что общего между ними? По-моему, определенные неудачи, которые сначала преследовали «Булаву», а теперь настигли «Ночного охотника». Правда, неудачи эти разные по своей сути. «Булаву» и ее создателей – Московский институт теплотехники (МИТ), его руководителей – за что только не критиковали?! И за то, что они взялись не за свое дело – МИТ никогда не делал морских стратегических ракет. И за то, что они чуть ли не обманным путем перехватили контракт на такую ракету у ГРЦ имени Макеева, который именно морскими ракетами всегда и занимался. И за то, что они обещали сделать универсальную (наземную и морскую одновременно) ракету, но не сделали┘ Много чего было.
Только люди, что называется, стиснув зубы и изредка отбиваясь от особо назойливых критиканов, делали свое дело. Заодно обновляли производство, вводили жесткий технологический контроль за поступающим на сборку комплектующими, за работой инженеров и техников, создающих ракету, за многими другими процессами┘ И «Булава» полетела туда, куда надо. Из 17 пусков только семь неудачных.
Есть шанс, что в начале будущего года она вместе с собственными носителями – «Юрием Долгоруким» и «Александром Невским» – наконец-то войдет в боевой строй, будут приняты на вооружение и начнет нести боевое дежурство по защите национальных интересов страны.
Не надо удивляться неудачам, посыпать голову пеплом, а тем более злорадствовать по этому поводу. Если вспомнить, в советское время самые сегодня легендарные «стратеги» – «Стилет» и «Воевода», морские в том числе, – начинали нормально летать после двадцатого-тридцатого пуска. И что? Они достойно сыграли и продолжают играть свою роль сдерживания возможного агрессора.
Так и с «Ночным охотником». Неудача в индийском тендере, надо думать, заставит его создателей более внимательно подойти к тем замечаниям, которые сделали ему индийские летчики. Добиться их исправления. Тендеров на его вертолетном веку будет много. На Индии свет клином не сошелся. Есть надежда, что победа Ми-28Н в других соревнованиях не за горами.